Графическое изображение развития информационно-смысловых структур
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Первую информационно-смысловую структуру, находящуюся в поле сознания обозначим через ИСС1; она состоит из четырех понятий и пяти связей. Две другие информационно-смысловые структуры ИСС2, ИСС3 находятся в бессознательном. В структурах ИСС2 и ИСС3 не все элементы связаны между собой. Между сознанием и бессознательным осуществляется обмен с помощью трансцендентной психической функции. Трансцендентная психическая функция была введена Юнгом как средство передачи психической энергии между психическими функциями, одни из которых находится в сознании, другие находятся в бессознательном. Трансцендентная психическая функция представляет своеобразный канал связи или, другими словами, «информационный интерфейс».

Рис. 1. Три информационных смысловых структуры ИСС1, ИСС2, ИСС3 и

информационный интерфейс между ними (обозначен стрелками).

 

На рисунке 1 показаны три информационно-смысловых структуры, связанные между собой. Творчество характеризуется непрерывным обменом между бессознательным и сознанием. Разгадка сложнейших механизмов этого обмена может быть объяснена с помощью понимания процессов, происходящих в информационно-смысловых структурах.

Обмен между бессознательным и контролирующим его сознанием лишь одно из средств развития смысловых структур. Главное в творческом процессе – это его динамика. Обозначим предельно упрощенную кибернетическую модель развития смысловых структур. Предположим, что информационно-смысловая структура образована из 4-х понятий. Понятия 1-4 могут быть дополнены понятием 5 и тремя связями 3-5, 2-5 и 4-5. Развитие и наращивание информационно-смысловой структуры, состоящей из 4-х понятий и 5-ти связей, происходит сначала через актуализацию потребности, затем через одновременное возбуждение эмоций и формирование цели, что приводит к сопутствующему нарастанию психического напряжения на отдельном участке структуры. Напряжение снижается, как только происходит нахождение нового понятия и новых связей. Появление новых понятий и связей осуществляется нередко через озарение. Оно может быть разной значимости – от фундаментального открытия в науке до решения простой ученической задачи. Нарастание напряжения в психическом аппарате человека связано со стремлением к намеченной цели. Если во времени рост напряжения в психическом аппарате незаурядной творческой личности совпадает с пиком пассионарной напряженности во всем обществе, то поток озарений может привести к революционным открытиям в науке. Озарения сопровождаются эмоциональными переживаниями, поэтому новая структура S1, образованная из исходной структуры S0, окрашена на новом элементе-«понятии 5» - эмоциями.

На рисунке 2 показано, как осуществляется расширение и развитие информационно-смысловой структуры (ИСС).

Рис. 2. Расширение исходной ИСС (S) через появление нового понятия 5

и связей 2-5, 3-5,4-5 в ИСС осуществляется с помощью озарения.

 

На первый взгляд, упрощенный принцип развития структур осуществляется как будто бы только с помощью мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, выбора и еще ряда других, которые обязаны рациональной деятельности сознания. Но перескок с известных понятий 2,3,4 в область нового понятия 5 в большинстве случаев осуществляется спонтанно за счет иррациональной деятельности бессознательного. Но для этого необходимо мощное сосредоточение психической энергии, чтобы пробить полосу незнания. Если же психическая энергия будет рассредоточена, то ни одна из связей 2-5, 3-5, 4-5 не будет установлена и не попадет в сознание вместе с понятием 5. Поэтому можно предположить, что направленность психической энергии подобна кумулятивному взрыву. В бессознательном формируется пучок психической энергии, контролируемый и направляемый узким руслом известных понятий 2,3,4 в сторону понятия 5. Этот поток прожигает узкой струей полосу незнания, то есть прожигает познавательно-психологический барьер Кедрова, который тормозит движение мысли в сторону понятия 5. Это явление, по сути, и есть озарение. Это почти очевидное предположение находит неожиданное подтверждение в открытии физиолога Ф. Меерсона о благотворных процессах в мозгу, возникающих под действием микро стрессов и вызванных ими стресс-реакциях (51, с. 10).

Развитие напряжения в психическом аппарате ученого, поэта, художника (творчески одаренного человека вообще - независимо от сферы его деятельности) сопровождается особыми физиологическими реакциями, которые благотворно влияют на общее психическое состояние человека, увлеченного творческим процессом. При развитии смысловой структуры напряжение в сознании колеблется от очень больших амплитуд до незначительных. Сильное возбуждение возникает в момент решения сложнейших научных проблем, при постановке труднейших научных задач, при решении сложнейших задач. В этот момент все силы человека предельно мобилизуются.

Физиолог Ф. Меерсон утверждает, что перед лицом жизненно важной задачи человека, непременно охватывает тревога, надежда, ожидание, а нередко страх или гнев. В кровь поступают гормоны. Дальше стресс действует в двух направлениях. Художника или ученого охватывает вдохновение, но не всегда проблема сдается перед натиском вдохновенной мысли.

Но есть и другие ситуации, когда небольшие озарения льются потоком. Здесь неизбежны напряжения небольшой амплитуды в психической системе человека, и они адекватны микро стрессу. Именно в этом процессе содержится ответ на то, почему в творческом процессе человек испытывает удовольствие от этих быстро сменяющих друг друга микро стрессов. Не только понимание психических процессов дает ключ к этой важнейшей в творчестве проблеме – как осуществляется развитие смысловой структуры на микро уровне: перескок к понятию 5 с помощью обнаружения трех неизвестных связей 2-5, 3-5, и 4-5. Сопутствующим процессом микро стрессов являются стресс реакции. В объяснении открытий физиологов мы находим тот самый феномен наслаждения от процесса творчества у гениев, когда они в минуты невзгод искали в нем спасение.

Когда стресс действует «вниз», то есть на системы обеспечения, гормоны мобилизуют дыхание, кровообращение, дают команду: выбросить в кровь питательные вещества и строительный материал. Поток структурных и энергетических ресурсов перебрасывается в работающие органы, сосуды которых расширены, увеличивается и сводится к минимуму в неактивных органах, потому что их сосуды сужаются, так стресс-реакция обеспечивает ресурсами доминанту, так формируется структурный след, – говорит Ф. Меерсон в своих исследованиях влияния малых стрессов на адаптацию организма. Это напоминает эффект кумулятивного взрыва в среде информационно-смысловых структур.

Малые напряжения-стрессы активизируют информационно-смысловые структуры в момент их развития, так как к ним притекает дополнительная психическая энергия, взятая у других смысловых структур. Этот феномен объясняется и с точки зрения психического механизма вытеснения. Все, что в данный момент не требуется актуализированной смысловой структуре для ее развития, вытесняется на дальний план. Меерсон полагает, что действие стресс-реакции «вверх» связано с эмоциональным поведением. Восходящая реакция на стресс (центров головного мозга) выражается в веренице проб и ошибок, и, по сути, предоставляет собой поиск решения, – утверждает Меерсон. Таким образом, небольшие стрессы, обусловленные ростом напряжений небольшой амплитуды, действуя одновременно в двух направлениях, в сильной степени связаны с творческим процессом. Ценность микро стрессов в процессе творчества заключается в их благоприятной и психотерапевтической роли, они усиливают вдохновение, ибо вдохновение – это счастливое состояние души. Когда прилив энергии начался, то важно не упустить счастливый миг озарения.

 

Воспринимая фигуру на плоскости или тело в пространстве, неограниченный во времени наблюдатель выделяет, как правило, подавляющее большинство признаков элементов.  В ряде случаев признаки элементов воспринимаются не полностью. Точка - элемент композиционного образования, характеризующийся лишь местоположением. При этом остальными признаками данного элемента наблюдатель пренебрегает. Линия – одномерное образование в сознании наблюдателя, т. е. элемент признаками которого он пренебрегает лишь частично.

Дезинтеграция формы (декомпозиция) является методом ее формально-композиционного анализа, т.е. разделения формы на визуально отделимые группы и элементы, которые могут быть также расчленены до той малой степени, что оправдана конкретной задачей. По сути, этот декомпозиция – аналог методов естественных наук, но касается объектов «второй», искусственной природы.

Предметно-пространственный мир представляет собой визуально воспринимаемую иерархию элементов естественной и искусственной среды, «второй природы». Любая форма мира может быть рассмотрена на соответствующем ей уровне восприятия, как исходная, проанализирована на предшествующих уровнях ее образования, т.е. разложена на составляющие элементы. Эта же форма может рассматриваться как элемент на более высоком уровне восприятия и организации среды.

Практика проектирования сложных предметно-пространственных комплексов искусственной среды жизнедеятельности человека, «второй природы» показывает целесообразность выделения иерархии уровней их абсолютной метрической структурной организации (таб.8).

Самый низкий нулевой визуальный уровень представляет собой различимое глазом множество элементов, образующих текстуру и фактуру поверхностей деталей изделий, элементов букв, цифр, растров. Уровень   «A» составляют графические, конструктивные элементы панелей оборудования. Элементами уровня «B», как правило, являются органы управления, ручки, замки, опоры, индикаторы, а также визуальные группы, составленные из элементов уровня «A».

 

Таблица .8. Уровни метрической организации предметно-пространственной среды и архитектурной формы и их сопоставление с уровнями восприятия композиции по МЦЦ «Моспроект-3» под руководством Т.С. Семеновой.

п/п обозначение Мерность габаритов элементов уровня Уровки восприятия композиции МЦЦ
1. нулевой«0» от 0,1 мм до 1,0 мм;

восприятие первичных композиционных признаков на уровне человеческого глаза

2. первый «A» от 1,0 мм до 10 мм;
3. второй «B» от 10мм до 100мм
4. третий «C» от 100мм до 1000мм
5. четвертый «D» от 1 м до 10м

 точки подхода и подъезда к зданию, комплексу (композиция сооружения в целом)

6. пятый «E» от 10м до 100м
7. шестой «F» от 100м до 1000м (1км) с видовых точек города

 

Элементы, составляющие уровень «C», как правило, представляют собой панели оборудования, ограждающие конструкции, а также компактные группы компонент уровня «B».

Наряду с крупногабаритными элементами оборудования, компактными группами элементов уровня «C», уровень «D» образуют панели стен, потолков, полов, дверные и оконные проемы помещений и другие элементы интерьера. Уровень «E» включает элементы зданий и сооружений. Уровень «F» характерен элементами, образующими панораму предприятий, ландшафт. Примером панорамного архитектурного ансамбля города является любая речная панорама («речной фасад» г. Нижнего Новгорода, примером промышленного комплекса может служить Днепровский гидроузел. Основным элементом панорамы этого объекта является железобетонная водосливная плотина протяженностью около 760 метров, представляющая собой дугообразную поверхность радиусом 600 метров.

Зрительная система не способна отчетливо воспринимать одновременно элементы, относящиеся к различным уровням восприятия. Существует своего рода визуальная автономия уровней. В начале восприятия предметной среды внимание акцентируется на крупных формах, элементах высших уровней. Приближаясь к окружающим нас предметам, мы последовательно воспринимаем элементы низших уровней. Интеграция наполнения уровней в целостное представление - функция не просто зрительного анализатора, а мышления.

Дезинтеграция композиции для аналитических, научных и проектных целей осуществляется путем построения квадратных матриц связности на основе сравнений признаков. Для каждой модальности (величины) признаков строится своя матрица и свой граф. Мера близости элементов формы оценивается по отношениям следующих признаков: доминирующей длине волны, коэффициенту отражения, коэффициенту формы, количеству динамических осей, площади, ориентации, местоположению в осях координат. Связь элементов композиции выясняется из анализа строк или столбцов матриц связности. Два элемента называются связанными, если они непосредственно связаны, либо один из них связан с элементом, который непосредственно связан с другим из них. Дезинтеграция строится на правилах группирования элементов изображения, впервые сформулированных основоположником гештальтпсихологии Вертхеймером и во всех подробностях проанализированных Арнхеймом. Суть этих правил состоит в объединении зрительной системой элементов, обладающих одинаковыми признаками. Чем больше равных признаков у элементов, тем явственнее наблюдатель воспринимает их как группу. Существующие программы машинной декомпозиции практически полностью тождественны субъективному анализу формы. Однако ЭВМ, в отличие от человека, позволяет получить ранжированный перечень всех визуальных групп, составляющих сложнейшие формы. Внимание живого человека всегда избирательно, поэтому человек способен различать визуальные группы стоящие лишь в начале напечатанного машиной перечня. С одной стороны, наиболее эффективным является машинный анализ композиций. С другой, совершенной технологии такого анализа, разрешающей инверсию - композиционную интеграцию, отвечающую проектным задачам пока не существует, результаты таких методик весьма относительны и касаются выбранных параметров.

Несмотря на современную тенденцию к полифункциональности, к организации в крупных полифункциональных пространств, следует понимать, что структуризация уровней зрительного восприятия предметно-пространственной среды смыкается с функциональной и переходит в нее, взаимосвязана и взаимозависима. Элементы структурно-композиционной организации архитектурной формы и городских пространств чаще всего могут быть эквивалетны определенной совокупности функциональных процессов и связанных с ними маршрутов движения.

Чеберевой О.Н. предложена иерархия уровней организации архитектурных объектов предметно-пространственной среды на неметрической, функциональной основе (см. таб. 9).

Таблица.9.

Архитектурно-планировочный уровень реализации группы функций

Соответствие уровню визуальной метрической организации

Система город- градостроительный кластер [0]

шестой «F»

от 100м до 1км

Система – градостроительный кластер [-1]
Группа подразделений внутри кластера [-2]
Уровень подразделения [-3]

пятый «E»

от 10м до 100м

Уровень функционально-планировочной группы [-4]
Уровень планировочной ячейки [-5] четвертый «D» от 1 м до 10м
Эргономический уровень [-6] третий «C» от 100мм до 1000мм

 

Раздел II. Теоретический.

Лекция 6.

Тема 6.1. Базовые принципы формально - композиционного формообразования.

Среда обитания

Четыре материала будущего: от нанотрубок до паутины

archspeech разбирается в пользе для архитектуры четырех материалов, чей потенциал давно привлекает мировое сообщество.

Кевлар, углеродные нанотрубки, карбонат кальция и синтетическая паутина — четыре очень прочных материала, за которыми с интересом следят профессионалы самых разных сфер деятельности. Их уже активно используют в медицинской и военных целях, и все идёт к тому, что эти материалы в будущем на постоянной основе смогут быть применены и в строительстве.

Вслед за коллегами с портала Archdaily мы изучили документальный фильм «Самые прочные материалы» (World’s Strongest Materials), созданный на одном из самых известных научно-популярных каналов США NOVΛ, и подробнее рассмотрели все четыре материала.

 

Кевлар


Кевлар — ткань из волокна синтетического происхождения, которая в пять раз прочнее стали. Материал был получен еще 50 лет назад и разрабатывался изначально для армирования автомобильных шин. Самое большое применение кевлар пока нашел в бронежилетах, но постепенно захватывает, например, судостроительный рынок, где производители яхт переходят на строительство корпусов полностью из кевлара.

Благодаря особой молекулярной жестокости кевлар на текущий момент считается самым прочным синтетическим волокном в мире. В архитектуре и строительстве прежде всего привлекает его высокий предел прочности на растяжение и долговечность. Применение этой технологии дает возможность снижения веса гибких конструкций вдвое без ущерба для их несущих способностей.

Одним из первых примеров использования кевлара в архитектуре стал Олимпийский стадион в Монреале, открытый в 1976 году. Хотя ничего хорошего тогда из этого не вышло. Из-за сложности технологий сворачиваемая кровля на основе кевлара и башня, поддерживающая ее на тросах, были введены в эксплуатацию только в 1987 году, но уже 11 лет спустя конструкция была заменена из-за множественных повреждений, не выдержав сильных ветров.

Тем не менее, в последнее десятилетие кевлар снова начинает набирать популярность в архитектурной среде. Питер Теста (Peter Testa) разработал прототип 40-этажного небоскреба без единой несущей колонны, который полностью состоит из композитных материалов, закрученных в плотную структуру. Проект успешно выдержал первоначальные расчеты, в том числе с участием инженеров из Arup, а сам автор утверждал, что в ближайшие 5-10 лет постройка таких зданий станет вполне реальной. Пока прогнозы не оправдываются, но с каждым годом кевларовые технологии становятся все доступнее на рынке.

 


Углеродные нанотрубки


В общем виде такие нанотрубки представляют собой мельчайшие цилиндры (хотя длина трубок может достигать нескольких сантиметров), выложенные правильными шестиугольниками, в вершинах которых расположены атомы углерода. Такая структура позволяет им в 100 раз превосходить прочность стали, обладая при этом еще множеством полезных свойств для целого ряда областей науки.

Например, из нанотрубок получилось создать искусственную мышцу, которая в 85 раз сильнее человеческой. Также технологию используют для разработки по-настоящему невидимых объектов. В строительный сфере углеродные нанотрубки видится прежде всего как альтернатива и скорая замена арматуре в составе железобетонных конструкций.

Например, профессор казанского Института физики Ленар Тагиров подтверждает, что прочность пенобетона с добавлением нанотрубок возрастает в два раза, а кирпича — на 40%. К тому же трубки чрезвычайно устойчивы к проявлениям коррозии, так что в будущем бетон, который сам себя ремонтирует, может уже и не пригодиться.

О значительном прорыве для строительной сферы заявляли ученые из австралийского Перта еще год назад. Компания Eden Energy Limited предлагает производить углеродные нанотрубки из газа, что позволит им выйти на действительно массовый рынок. Ученые даже нашли решение проблемы токсичности материала, вызывающей аналогичные асбестовым волокнам последствия. Но пока разработка все еще находится на этапе тестов.

 


Карбонат кальция


Карбонат кальция является составной частью известняка, мрамора и мела, поэтому обычно и не рассматривается в качестве несущего материала. Но природа и процессы эволюции показывают, что у этого вещества и его производных есть перспективы не только для применения в отделке. Особенность материалов, в состав которых входит карбонат кальция, в том, то они способны переносить высокие нагрузки на сжатие, но при этом остаются очень хрупкими. Например, поставленные вертикально несколько пачек мелков или пара бокалов из хрусталя без проблем выдерживают вес человека.

Особый интерес для изучения представляет строение раковины моллюсков, а именно деликатесного вида Abalone. Его раковина больше напоминает и с виду, и на ощупь камень, неподдающийся никакому внешнему воздействию, хотя на 95% повторяет состав мела. Такие свойства стали возможны благодаря уникальному многослойному строению раковины, где атомы кальция, углерода и кислорода находятся в неподвижности благодаря перекрывающим их слоям протеина.

Здания теперь вряд ли начнут строить из ракушек, но их уникальное строение стало поводом для ученых попытаться повторить структуру, которая сможет соперничать по прочности на сжатие с кирпичом, цементом и бетоном. Если все получится, то в бущущем вполне можно ожидать появления настоящих стеклянных небоскребов и подводных городов с обзорными потолками.

 


Паутина


Удивительно, но по прочности на разрыв обычная паутина превышает показатели стали и кевлара, при этом еще и способна растягиваться на 140% от первоначальной длины, не деформируясь и оставаясь подвижной даже в условиях экстремального холода. Понятно, что такой материал пригодится в любой сфере, в том числе и в архитектуре. Вопрос только, как наладить его промышленный выпуск.

Самое большое полотно из паутины, известное миру, находится в Американском музее естествознания в Нью-Йорке. Для изготовления этого трехметрового произведения искусства потребовалось более 1 миллиона пауков и труд 70 рабочих. Более коротким путем пошли ученые из Университета Вайоминга. Благодаря генетической модификации коз удалось получить молоко, в котором присутствуют те же молекулярные структуры, что и в паучьем шелке.

В июне 2015 года стало известно о еще одном новом прорыве. Стартап Bolt Threads путем сбраживания дрожжей создал микроорганизмы, способные вырабатывать в большом количестве протеины, входящие в основу паучьего шелка. Полученную субстанцию ученые пропускают через сложную механическую систему, которая сжимает ее, превращая в твердые волокна. Уже в 2016 году в компании обещают выход технологии на рынок, а значит, очередная хорошая новость уже не за горами.

Изображения © gizmodo.com, blog.arkive.org, news.rice.edu, geo.ru, npr.org, arquitecturacarbono.wordpress.com

http://archspeech.com/article/chetyre-materiala-budushhego-ot-nanotrubok-do-pautiny

 

Эстетическое совершенство создаваемых форм во многом зависит от соответствия реальных стратегий их осмотра независимым наблюдателем априорным (непроверенным) стратегиям, стратегиям на которые ориентировался автор композиций. При этом под стратегией понимается проявление определенной устойчивой тенденции (регулярности) при выборе способов оценки изображений и принятия решений.    Проектирование композиций должно опираться на изученные  объективные стратегии зрительного восприятия (см. таб. 10).

 


Таблица.10. Стратегии зрительного восприятия.

 Стратегия 1  уровневое восприятие
 Стратегия 2 считывание изображения в направлении «слева - направо» и «сверху - вниз». Эта стратегия формируется к одиннадцати годам жизни человека. При этом необходимо указать на то, что стратегия считывания «слева – направо» является главной, более значимой. Стратегия «сверху – вниз» - менее значима.  
Стратегия 3 объединение элементов композиций в визуальные группы по их признакам    
Стратегия 4 переключение внимания наблюдателя от элементов с большей визуальной массой к элементам с меньшей визуальной массой.
Стратегия 5 движение глаз наблюдателя детерминируется (определяется) динамическими осями
Стратегия 6 фиксирование внимания наблюдателя в информативных точках контура и композиционных центрах: информативные точки (точки изменения направления линии контура), лежащие на выпуклых участках контура – являются главными, а на вогнутых участках – второстепенными.
Стратегия 7 наиболее быстрое и наиболее точное движение глаз по горизонтальным и вертикальным динамическим осям. Значимость динамических осей убывает в следующей последовательности: горизонтальная ось, вертикальная ось, все прочие оси.  
Стратегия 8 уменьшение различительной способности около границы элемента и фона. Чем больше контраст, тем в большей степени имеет место понижение различительной чувствительности.  

 

Процесс управляемого формально – композиционного построения формы должен начинаться по стратегии от общего к частному, т.е. с самого высокого уровня выделяемых элементов, соответствующего наибольшей абсолютной мерности будущего пространства, массы. Так, разработка интерьера начинается с построения композиции уровня «D» (как правило, соответствует мерности интерьерного пространства) в последовательности действий по таб. 11.

 

 

Таблица11.

1 Выбор состава ГЭ (геометрических элементов) композиции уровня «D» (1м-10м)
2. строятся композиции визуальных групп выбранного уровня
3. оценка эстетического совершенства композиций визуальных групп по критериям гармонической оптимальности (в случае низкого качества, делается возврат к первому этапу)
4. организация общей композиции уровня «D»
5. оценка эстетического совершенства общей композиции уровня по критериям гармонической оптимальности (при неудовлетворительном результате делается возврат к четвертому этапу)
6. выбор окончательного варианта состава и структуры композиции уровня «D»
7. переход к разработке формы на уровне «C», затем на уровне «B» и т.д.

 

При этом выполняются следующие действия: 2 и 5. Все части организуемой композиции должны объединяться определенной системой эстетически оправданных соотношений признаков. Для достижения этой цели необходимо использовать арифметические, геометрические и гармонические пропорциональные отношения числовых значений признаков, как наиболее подходящие для достижения визуальной связности (соразмерности) элементов. Выбирая количественные значения признаков и осуществляя их оптимизацию, следует использовать общие меры – модули, с которыми должны соотноситься величины признаков.

Так как зрительная система не способна одновременно отчетливо воспринимать элементы, относящиеся к центральным областям различных уровней (стратегия 1), задача оптимального структурирования внешнего вида объектов существенно упрощается. Разработчик вправе выбрать для различных уровней не связанные, каким либо образом значения модулей, с которыми должны соотноситься величины признаков. Важно указать и на то, что значения линейных модулей и координируемых с их помощью параметров должны быть одного порядка. Например, для координации линейных параметров элементов, габариты которых находятся в пределах 1 – 10 мм, не может быть выбрано значение модуля меньше одного миллиметра или более десяти миллиметров.

Основное правило модульной координации можно сформулировать следующим образом: параметры элементов, составляющих уровень, должны быть кратными выбранным для этого уровня линейному, угловому и цветовому модулям.

Допускается использовать различные (не кратные друг другу) модули для следующих действий:

· координации линейных параметров элементов уровня, если эти элементы расположены в различных плоскостях, сориентированы в разных направлениях, имеют различную форму и цвет;

· координации коэффициентов отражения поверхностей элементов, лежащих в различных плоскостях, сориентированных в различных направлениях, разной формы и размеров;

· координации угловых параметров элементов, если эти элементы расположены в различных плоскостях, имеют различную форму, разные размеры и цвет.

Организуя композиции уровней предметно-пространственной среды, а также визуальных групп внутри уровней архитектор должен добиваться визуально воспринимаемой целостности, упорядоченности и соподчиненности элементов. Необходимо помнить, что именно от этих сложных формальных свойств во многом зависит первое слагаемое эстетической оценки – красота.

Формальная целостность композиций достигается следующими приемами:

1. Соединением, пересечением или наложением друг на друга контуров визуальных групп, а в ряде случаев, контуров элементов;

2.  Введением дополнительных охватывающих элементов;

3. Сокращением разнообразия признаков до их оптимального количества.

Формальная упорядоченность обеспечивается путем размещения композиционных центров второстепенных элементов на динамических осях главных по отношению к ним элементов. Кроме того, путем построения композиций таким образом, чтобы участки контура, а также динамические оси ее главного и второстепенных элементов совпадали, были параллельны, перпендикулярны или располагались по определенному ясно прочитываемому закону.

Формальная соподчиненность достигается выбором в качестве главных, элементов с максимальной визуальной массой и размещением главных по функции элементов в ключевых точках композиции.

В ряде случаев, в качестве главного по смыслу элемента выступает элемент с относительно небольшой визуальной массой.

В архитектурно-проектной деятельности немаловажное значение имеет формальное единство элементов композиции. Единство элементов композиции достигается путем пересечения множеств признаков элементов визуальных групп, множеств признаков элементов различных визуальных уровней. В качестве общего признака, присущего всем элементам, подавляющему числу элементов или лишь главным элементам визуальных групп, как правило, выбирается идентичность геометрического вида формы (характер построения контура). В особо сложных композициях для достижения визуально воспринимаемого единства названный выше прием, основанный на использовании одного признака, оказывается малоэффективным. В таких случаях композиция строится на подобии контуров элементов, т.е. на равенстве как первичных, так и вторичных признаков.

Наряду с этим, необходимо следить за тем, чтобы в композициях визуальных групп не было встречных ритмов, а признаки элементов изменялись в соответствии с алгоритмом функциональной деятельности человека. Визуальное «сложение» различных по функциональному назначению элементов необходимо достигать путем нюансного отношения их признаков. Контраст признаков следует использовать как средство разделения элементов на визуальные группы.

 

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 247.