Конструкты Келли и информационно-смысловые структуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В середине ХХ века американским психологом Д. Келли была разработана концепция когнитивной психологии, опиравшаяся на выделенные им в человеческом сознании конструкты. Основной постулат этой теории сводился к некоторым процессам личности, которые протекают в русле психических каналов, в рамках которых человек прогнозирует события и содержания этих событий (95). Теория Келли о конструктах имеет некоторые общие принципиальные моменты с идеей об информационно-смысловых структурах, запечатленных в памяти человека. И конструкты Келли, и информационно-смысловые структуры находятся в сознании человека. По Келли, поведение человека определяется тем, как он прогнозирует события. И информационно-смысловые структуры определяют и прогнозируют поведение человека. Келли предполагает, что люди ведут себя как исследователи. Идея информационно-смысловых структур ставит задачу изучения механизмов развития этих структур, а развитие является исследовательским процессом. В то же время у людей с конкретным примитивным мышлением (по определению Юнга) способность к исследовательскому мышлению при принятии решений почти отсутствует. Их информационно-смысловые структуры ограничены кругом привычных мыслительных операций. Для этого круга людей теория Келли не дает ясных ответов. Теория Келли опирается на конструктивный альтернативизм. Суть этой идеи в том, что людям предоставляется огромное число возможностей. Так, например, взгляды зависят от конструктов, то есть от содержания определенной информации, которая находится в их сознании. Поскольку на одни и те же факты люди смотрят по-разному, Келли говорит, что «А» - это то, что человек видит как «А». В этом смысле Келли придерживается кантовского взгляда на мир, при этом одно из основных положений его теории солидарно с принципом Юнга и положением теоретической физики о роли наблюдателя в трактовке событий окружающего мира.

Идея информационно-смысловых структур предполагает возможность альтернативного выбора решения, но потенциал развития смысловых структур не ограничен двумя возможными решениями, как в конструктах Келли (при ограниченности выбора решений сразу исчезает творчество).

Келли утверждал, что не существует такой вещи в мире, относительно которой не было бы двух мнений. В этом плане характерна типизация главных опор его когнитивной психологии, которые он назвал конструктами: например, есть конструкты «хороший – плохой». Суть выбора, по Келли, состоит в выборе из двух вариантов или то, или другое. Упрощенность и, по сути, ошибочность такого взгляда заключена в том, что любой творчески мыслящий человек видит всегда множество вариантов. Мышление, ограниченное выбором «или-или», неизбежно сталкивается с невозможностью преодолеть барьер, когда оба варианта исчерпывают себя. Как пишут Хьелл и Зиглер, система Келли лежит в пределах психологии, а применимость его теории связана с некоторыми проложенными каналами, которые направляют поведение человека. Поскольку каналы стабильны, то поведение детерминировано и стабильно. Люди не беспокоятся о неопределенности и пустоте, где нет этих тропинок. Хотя Келли утверждал, что человек действует подобно ученому-исследователю, детерминация рационального поведения человека в его теории когнитивной психологии – весьма очевидна, поскольку любой процесс исследования есть творческий процесс, а в нем всегда присутствует главный элемент – состояние неопределенности. Таким образом, рационализм Келли вошел в противоречие с главной идеей его концепции человека-исследователя.

В ряде положений когнитивной психологии заключена внутренняя противоречивость: во-первых, Келли не обнаружил факторов, которые ответственны за образование содержания его конструктов. Действительно, в теории Келли отсутствует связь конструктов с психическими функциями Юнга или связь с эмоциями, потребностями и целью. Во-вторых, когнитивная психология не объясняет ряда принципиальных положений: 1) как развиваются конструкты; 2) каков вклад разнообразных факторов в образование этих конструктов; 3) являются ли сами конструкты переменными и случайными факторами, влияющим на деятельность сознания; 4) как конструкты связаны с психическими характеристиками человека (доминантность, радикализм, отзывчивость, отчужденность, интуиция и др.); 5) как формируются цели в конструктах в зависимости от эмоций.

В то же время идея информационно-смысловых структур (76), которая является частью структурно-осевой психологии, объясняет те неясности, которые не получили ответа в когнитивной психологии Келли. Идея об информационно-смысловых структурах включает как моменты рационального, так и иррационального поведения человека. Конструкты Келли говорят только о сугубо рациональном поведении. Это одно из существенных различий. Идея информационно-смысловых структур находит связь с теорией психологических типов Юнга. Келли совершенно не коснулся проблемы психологических типов, а, следовательно, его концепция поведения не учитывает такого значимого фактора как психологический тип личности, от которого во многом зависит образ мышления и поведения человека.

От идеи об информационно-смысловых структурах мы переходим к более общей теории структурно-осевой психологии, в основу которой положена идея о развитии этих структур, каждая из которых, получая приращение к старой структуре, тем самым рождает из себя новую структуру. Главная особенность структурно-осевого подхода в психологии заключается в том, что этот подход не отрицает противоречащие друг другу теории личности, а, наоборот, гармонизирует их путем учета их вкладов. Среди этих теорий можно назвать психодинамическую теорию Фрейда, аналитическую психологию Юнга, теорию психологических типов Юнга, индивидуальную психологию Адлера и другие теории.

Келли говорит о различии взглядов на одни и те же факты, но не объясняет глубинные причины таких различий. В идее об информационно-смысловых структурах заложена возможность поиска этих причин. Идея информационно-смысловых структур (как один из вариантов подхода к проблеме различия и индивидуальности взглядов у людей) направлена на раскрытие мотивов поведения личности. Таким образом, можно утверждать, что идея информационно-смысловых структур обобщает и развивает когнитивную психологию Келли в различных направлениях, включая в себя её основное положение о том, что поведение человека определено тем, что у него находится в сознании. Интересно отметить, ошибочность взгляда американских психологов Л. Хьелла и Д. Зиглера по поводу теории Келли. Оба считали, что Келли подчеркивал субъективную интерпретацию мира человеком и в связи с этим, по сути, в персонологической теории Келли заложены семена её кончины, ибо другой ученый неизбежно будет создавать свою теорию, несовпадающую с когнитивной психологией Келли. Но ошибка заключена в том, что, фактически, когнитивная психология может интенсивно развиваться на базе кибернетического подхода.

Хотя созданы более десятка фундаментальных теорий личности, но даже персонологии удается составить только приблизительную картину, описывающую личность человека. Судя по всему, задача предельной индивидуализации личности в плане её отпечатка – невыполнимая. Невозможно создать какую-либо теорию, которая бы учла все возможные варианты, так как в результате – даже в предельном случае – всегда найдутся противоречия и несогласованности внутри этой теории. Однако проблема фотографии информации, находящейся в памяти и переходящей из неё в сознание может быть хотя бы частично решена, если разобраться в поле множества смысловых структур, запечатленных в памяти человека. Итак, выделим два вопроса в проблеме творчества:

1) есть ли общие законы творческого развития у смысловых структур различного вида; 2) как осуществляется синтез этих структур.

По-видимому, законы психической деятельности инвариантны относительно разных видов творчества. Первой общей закономерностью формирования целостного образа смысловых структур является идентичность их связи с эмоциями, потребностями, целями и психическими функциями, лежащими в основе творчества, будь это наука или искусство.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 245.