Тема 1.1. Введение. Исторический аспект художественно-композиционных закономерностей в архитектуре и других видах искусства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Теория архитектурного формообразования на теоретическом уровне взаимодействует с теорией композиции, теорией и историей архитектуры. На практическом смыкается с архитектурной типологией, колористикой, семиотикой, материаловедением, конструкциями, математикой, психологией творчества и восприятия. Однако, по существу теория архитектурного формообразования - изучает структурно-композиционные методы эстетически оптимальной организации архитектурной формы, вариативность этих методов и их эффективность для конкретных композиционных целей, стоящих перед архитектором - проектировщиком и дизайнером архитектурной среды.

Архитектурное формообразование на практике определяется задачей создания искусственной среды жизнедеятельности, наилучшим образом отвечающей потребностям общества и индивидуума, причем спектр потребностей включает функциональные (в т. ч. эргономические), прочностные и эстетические.

При этом социальные функции произведения архитектуры определяют один слой первичных факторов формообразования (функция по И.Г.Лежаве); конструктивно-технические средства – другой слой (конструкция по И.Г. Лежаве); «законы красоты», определяющие создание эстетических ценностей – третий слой (форма по И.Г. Лежаве). Специфические требования к формообразованию связываются также с ролью архитектурной формы как системы знаков, несущих определенную информацию, - семиотической, семантической. Эти требования связаны с присущими каждой культуре методами воплощения идейного содержания в материальных структурах произведений зодчества.

Формообразование в архитектуре – процесс, в котором творческий синтез определяющих и обуславливающих морфогенез факторов реализуется в формальной, т.е. подлежащей измерению и математическому описанию, композиционной структуре произведения зодчества. Изучение этого процесса невозможно без условного расчленения его целостности, необходимого потому, что мы сталкиваемся со взаимодействием разнокачественных и разноплановых закономерностей, в которых проявляются познаваемые, т.е. подлежащие когниции, закономерности объективного мира.

 Взаимодействие законов природы и общества определяет функциональные факторы формообразования; объективные законы природы и общественного производства характеризуются как конструктивно-технические (обуславливающие) факторы; объективные свойства материальных предметов, объектов архитектуры взаимодействуя со свойствами сознания  и закономерностями восприятия человека формируют эстетические факторы построения формы. Зависимость процесса формообразования от «законов красоты» и методов образования знаковых систем (изучаемых психосемантикой) чрезвычайно сложна и опосредована в силу чего является наиболее трудной частью задачи по созданию произведений архитектуры.

 Эстетическая составляющая процесса архитектурного формообразования исторически развивалась как композиция в теории архитектуры. Сведения о композиции (тектонике, масштабе, симметрии, организации и т.д.) содержатся в работах выдающихся зодчих, таких как: Витрувий, Альберти, Виньола, Палладио и др. Основы теории формообразования заложены российскими теоретиками архитектуры: П.М. Еропкиным, В.И. Баженовым, В.Ф. Каржавиным и др. В истории теории архитектуры знания о форме композиции преимущественно относились к ордерной системе, канонам, правилам. Они были вплетены в другие знания и не составляли самостоятельной науки. Общая теория архитектурной композиции в том виде, в каком она существует сегодня, переплетена с теорией формообразования, и представляет актуальный, активно формирующийся раздел архитектурной науки.

Современные научные основы архитектурной композиции были заложены в 20-е годы ХХ-го века во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (СССР) и БАУХАУЗе** (основан 1919 г., В. Гропиус, Германия: Веймарская республика).

При ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе под руководством Н. А. Ладовского была организована опытная лаборатория архитектурных проблем (ОБМАС), где с 1923 года изучали дисциплины: «Пространство», «Объем», «Цвет». Основное направление исследований - активизация архитектурных форм и пространства средствами композиции с учетом психо-эстетического фактора, что было отражено в психоаналитическом методе Н. А. Ладовского по изучению формы. Сущность этого метода – достижение эстетического эффекта путем познания психофизических закономерностей восприятия форм, пространства и цвета. В начале 20-х годов пропедевтические дисциплины формировались в недрах архитектурного (дисциплина "Пространство"), скульптурного ("Объем") и живописного ("Цвет", "Графика") факультетов сторонниками новаторских течений. Комплекс пропедевтических дисциплин стал важнейшим достижением советской художественной педагогики. Он помог выявить те общие художественные закономерности, приемы и средства, которые необходимы художникам различной специализации. Для этого потребовалось, с одной стороны, абстрагироваться от конкретной будущей специализации художника, а с другой - снять с приемов и средств выразительности всякий налет традиционалистской стилистики. Чтобы сделать это, пришлось обратиться к самым простым и всеобщим композиционным закономерностям, средствам и приемам выразительности, которые можно вынести за скобки конкретной художественной профессии и конкретного стиля. Это и было сделано создателями пропедевтических дисциплин с поразительной научно-фундаментальной глубиной и художественным блеском.

Рис.1 М.Туркус. Экспериментально-методические таблицы «Средства выразительности массы объемной формы: выразительность массы объемной формы: А - фактура поверхности, Б - членение поверхности объема» 1926- 1927. Рис.2. М. Туркус. Экспериментально-методические таблицы «Средства выразительности массы объемной формы: выразительность массы объемной формы: "Выразительность веса". 1926- 1927.

 

   Преподаватели художники, архитекторы и скульпторы А. Веснин, А. Родченко, А. Лавинский, Л. Попова, Н. Ладовский, Б. Королев, В. Кринский, рассматривали дисциплины ВХУТЕМАСа в качестве творческой лаборатории, где проверялись художественно-композиционные средства и приемы новой стилистики. В те же годы во ВХУТЕМАСе разрабатывается цикл упражнений по выявлению объема и пространства, членению фронтальных поверхностей, изучению проявлений ритмов в пространстве.

 

Рис.3. М. Туркус. «Анализ влияния членений на массивность формы и на выразительность веса объема». Рис.4. М. Туркус. «Совместное использование приема всечения вспомогательной формы и глубокого рельефа (горизонтального членения) на основном объеме».

Отличительной особенностью того периода было включение композиционных задач в учебное проектирование. Так, первоначально разработанное абстрактное композиционное построение впоследствии использовали как основу для проектирования конкретного объекта, что способствовало активизации композиционного мышления и развитию начал композиционного анализа. По мере усложнения изучаемого материала усложнялись и творческие упражнения, в том числе и выполнявшиеся в комплексе с проектированием. Крупный вклад в познание архитектурной композиции внесли отечественные теоретики. Николай Александрович Ладовский (1881—1941) был ведущей фигурой направления архитектурного рационализма. С его именем связана реформа архитектурно-художественного образования в Московском Вхутемасе и разработка градостроительной концепции.
В 20-е годы профессор Н.А. Ладовский создал на архитектурном факультете во ВХУТЕМАСе экспериментальную научно-исследовательскую лабораторию (знаменитую «черную комнату») для исследования объективных закономерностей психофизиологии восприятия архитектурной формы. Прогрессивные основы подготовки специалистов: архитекторов, художников, художников-конструкторов, заложенные во ВХУТЕМАСе, основанном в 1920 г., нашли развитие в созданном на его основе Московском архитектурном институте (МАрхИ), опыт курса объемно-пространственной композиции был обобщен в учебных пособиях и теоретических работах. Вклад в развитие современных научных представлений об особенностях организации архитектурных композиций также внесли Н.В.Докучаев, В.Ф. Кринский, И.В. Ламцов, М.А. Туркус, А.В.Степанов, А.В.Иконников и др. Опыт исследования закономерностей создания и восприятия архитектурно-пространственной формы в предварительном курсе по композиции нашел обобщение в первом учебном пособии для архитектурных и художественно-промышленных вузов и факультетов в нашей стране – «Элементы архитектурно-пространственной композиции» в МАРХИ.

Рис.5. Здание-памятник Октябрьской революции высотой 400 м, задуманное как гигантский комплекс вращающихся с разной скоростью первичных объемов, которые, должны были делать: куб -- один оборот в год, конус -- один оборот в месяц, цилиндр -- оборот в сутки, а сфера -- каждый час. Рис.6.  Проект Башни высотой 420 м Фишер Аркитектс в Дубае с ветровыми турбинами на этажах, вращаемыми ветром. Скорость вращения этажа зависит от желания владельца. По заявлению архитектора, для возведения со строительством вполне должны управиться всего 90 человек, тогда как обычно для постройки небоскреба необходимо привлекать до 2 тыс. рабочих.  

Основы динамического формообразования заложены во Вхутемасе. Вхутеине, Инхуке прогрессивными архитекторами-мыслителями тех лет И. Голосовым, Гинзбург, К. Малевич. Многие композиционные идеи опередили свое время, так концепция «динамической архитектуры» архитектора Д. Фишера по сути продолжает идеи, заложенные в 1919 г. В.Е.Татлиным в проекте здания-памятника III Интернационала с вращающимися объемами, явившемся воплощением манифеста конструктивизма: «здание – машина». В БАУХАУЗе исследования по композиции и методике композиционной подготовки проводили В.Гропиус, И. Иттен, В. Кандинский, Х. Мейер, Л. Мис ван дер Рое, Л. Моголи-Надь и др. В. Гропиус ввел в учебный процесс курс по изучению объективных начал формообразования на основе «оптических» или психологических закономерностей восприятия. В это время теория композиции активно развивается в т.н. формальном русле, на основе изучения беспредметных ассоциаций, возникающих вне изобразительного русла.

В архитектурной форме функционализма формальная композиция принимает вид геометрических построений, геометрических тел и композиций на их основе. Эстетические свойства таких формальных построений изучались в Баухаусе не изолированно, а в связи со свойствами внешнего пространства. Свет и тень трактовались как важные факторы визуального восприятия, колористическое проектирование исследовалось как композиционное средство.

Баухауз создан В. Гропиусом по заказу Школы Искусств и ремесел Великого Герцогства Саксонского. За короткий период работы (7 лет) возникли десятки идей, значительно повлиявших на развитие современной архитектуры нескольких поколений. Комплекс был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и продолжает выполнять свою первоначальную цель: формирование идей ведущих архитекторов.

Рис. 7. Комплекс зданий Баухауза (Bauhaus) в Дессау - одно из самых символичных сооружений ХХ века.

 

В школе БАУХАУЗ вводились специальные упражнения по изучению формообразующих свойств различных материалов. В.Гропиус разработал специальный прибор для исследования моделей восприятия взаимодействия двух встречных информационных потоков, а И.Иттен три года руководил базовым годичным курсом основ искусства формы и курсом теории цвета. Л.Моголи-Надь, И.Иттен и др. комбинировали различные по своей природе материалы: дерево, металл, гипс, камень для достижения их композиционного единства в определенной конструктивной форме. Дизайн самого здания задал новое направление стилистических поисков школы — индустриальный функционализм. В.Кандинскому принадлежат несколько важных книг по теории композиции, среди которых наиболее интересен в прикладном смысле «Линия и точка на плоскости: к анализу живописных элементов».

Предварительный курс был тесно связан с курсом психологии и опирался на известные к тому времени закономерности психологии эстетического восприятия. Проблемы восприятия, психологического воздействия формы, формирования предметно-чувственных образов для анализа композиции архитектурной формы были очень важны при подготовке специалистов. В своей работе лидеры Высшей школы строительства и художественного конструирования обращались к «экспериментальной эстетике» Г.Т. Фехнера:

 -принцип единства в соединении многообразного;

 -принцип отсутствия противоречий или принцип истины;

- принцип эстетических ассоциаций.

Г.Т. Фехнер установил эстетическую закономерность, которая впоследствии в гештальтпсихологии получила название закона прегнантностистремления, тенденции воспринимаемого образа принимать наиболее простую, законченную или так называемую «хорошую» форму. Этот принцип экспериментальной эстетики напрямую связан с основным свойством любой композиции в искусстве – целостностью.

Впоследствии в этом вопросе они опирались на выводы одной из крупнейших школ зарубежной психологии – гештальтпсихологии (нем. Gestalt – форма, образ, структура), выдвинувшей принцип целостности. Несмотря на ограниченность такого подхода, антимеханистическая, гуманистическая ориентация в определении закономерностей формообразования была воспринята в последующем развитии архитектурной композиции. Так, например, И.Араухо в своих исследованиях по теории композиции в значительной мере опирается на данные гештальтпсихологии.

Школы БАУХАУЗ и ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН не только заложили практические основы изучения объемно-пространственной композиции, но и обосновали необходимость анализа архитектурной формы с целью выявления ее художественных особенностей при визуальном восприятии. Современные представления об архитектурной композиции тесно связаны с архитектурными концепциями начала ХХ века.

К сожалению, несмотря на значительное количество исследований по аспектам архитектурной композиции их простая совокупность, несмотря на глубину проработки отдельных положений, не дает ясного представления с чего начинать и как решать композицию того или иного объекта. Неточность, запутанность формулировок многих положений по особенностям композиционных построений как на формальном, так и на предметном уровнях свидетельствуют об отсутствии общей теории архитектурной композиции и единой методики композиционного практикума. Основными понятиями архитектурной науки, как наиболее часто употребляющимися, являются форма и композиция. Они чрезвычайно близки и родственны друг другу и от того, что первично, а что вторично очень много зависит в теории архитектуры. Стремление связать эти понятия в единое целое на уровне  обобщений, свободных от материально-предметного и изобразительного начала в архитектуре породила понятие – формальная композиция, которое может быть понято как композиция (взаимное расположение частей, составляющих единое целое: структура) формы в ее геометрическом виде. При этом понятие формы становится первостепенным, а композиция как ее составление (сочинение) предполагает определенную деятельность – архитектурно-композиционное формообразование, в данном курсе точнее термин «структурно-композиционное формообразование».

Чтобы осознать важность теории формальной композиции в современном виде и понять ее принципиальную новизну для теории и истории архитектуры следует обратиться к истокам возникновения архитектурной формы и сделать краткий обзор основных структурно-композиционных морфотипов, иначе архитипов на ее протяжении.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 366.