наличие деления класса на группы Формой организации учебно-познавательной деятельности младших школьников называется их организация на каком-либо этапе урока или его временном промежутке, которая характеризуется количеством учащихся, строго определенным типом взаимосвязи учащихся между собой, с учителем, а также способом управления учебно-познавательной деятельностью учащихся со стороны учителя.
При всем разнообразии определений различных форм учебно-познавательной деятельности практически все авторы выделяют среди них индивидуальные, групповые и фронтальные. Кроме того, некоторые авторы выделяют отдельно индивидуальные и коллективные формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся (В.К. Дьяченко, В.Ф. Ефимов, В.А. Выхрущ, Ю.И. Малеванный), взаимообучение (О.С. Падалка, А.С. Нисимчук, А.Т. Шпак), личностно-ролевую форму (Л.М. Фридман).
В результате анализа определений различных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках: фронтальной, групповой, индивидуальной и коллективной, мы отмечаем, что чаще всего фронтальная форма определяется многими авторами через деятельность учителя, а остальные – через деятельность учащихся. По нашему мнению, именно характер взаимодействия между учителем и учащимися определяет форму организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Изменение какого-либо параметра взаимодействия влечет за собой изменение формы. Далее мы будем использовать термин «форма учебно-познавательной деятельности учащихся», подразумевая, что им охватываются взаимосвязанные деятельности учителя и учащихся, а также учащихся между собой в процессе учебно-познавательной деятельности учащихся.
Мы считаем, что формы организации учебно-познавательной деятельности младших школьников бывают индивидуальными и коллективными.
Индивидуальной учебно-познавательной деятельностью называется самостоятельное выполнение учащимся заданий под непосредственным или опосредованным руководством учителя.
Признаком индивидуальной формы организации учебно-познавательной деятельности является одновременное, самостоятельное, проходящее в индивидуальном темпе, выполнение различных или одинаковых заданий учащимися без взаимодействия между собой под контролем учителя.
Индивидуальная учебно-познавательная деятельность может проходить в индивидуализированной, фронтальной и групповой формах. За основу выбора заданий берется индивидуальный уровень подготовки каждого из учащихся.
Организация учебно-познавательной деятельности в индивидуальной форме позволяет максимально учитывать особенности каждого школьника.
Коллективной учебно-познавательной деятельностью называется та, при которой учащиеся при выполнении задания под непосредственным или опосредованным руководством учителя взаимодействуют между собой для достижения общей цели, согласовывают свои действия, распределяют при необходимости участки работы, уточняют функции.
Признаком коллективной учебно-познавательной деятельности являются взаимодействие, взаимозависимость и взаимная ответственность учащихся в процессе этой деятельности при непосредственном или опосредованном руководстве учителя;
Коллективная учебно-познавательная деятельность может протекать в фронтальной, групповой формах (2-8 чел.) и в динамических парах (парах сменного состава).
Уточним теперь определения понятий фронтальной и групповой форм организации учебно-познавательной деятельности младших школьников.
Мы придерживаемся дуалистического подхода к определению фронтальной учебно-познавательной деятельности и под фронтальной формой организации учебно-познавательной деятельности учащихся мы понимаем одновременное выполнение всеми учащимися одного и того же задания под руководством учителя, которое может проходить в индивидуальном (без взаимодействия между учащимися) и коллективном (со взаимодействием между учащимися) режимах.
Под групповой формой организации учебно-познавательной деятельности учащихся мы понимаем одновременное выполнение группами учащихся класса общего для группы задания под руководством учителя (прямом или опосредованном), которое может проходить в индивидуальном (без взаимодействия между учащимися) и коллективном (с взаимодействием между учащимися) режимах.
На основе анализа различных определений групповых форм организации учебно-познавательной мы выделяем следующие признаки групповой работы:
§ для решения конкретной задачи урока;
§ наличие задания для каждой группы (одинаковое, различное);
§ наличие непосредственного или опосредованного руководства учителем работой группы;
§ наличие учета и оценивания вклада каждого члена группы в работу.
В основу классификации форм организации учебно-познавательной деятельности младших школьников положены следующие видовые признаки, которые должны учитываться при организации учебно-познавательной деятельности:
§ состав учащихся (все, часть, отдельные ученики);
§ характер содержания заданий (различные, одинаковые);
§ темп работы (индивидуальный, средний, высокий);
§ исходный уровень подготовленности (общий для класса или группы, индивидуальный)
Определим каждое из выделенных понятий на основе вышеперечисленных признаков, а также дидактические задачи, которые можно решить при помощи их организации в учебном процессе.
Индивидуальная форма организации учебно-познавательной деятельности школьников подразумевает индивидуализированное выполнение учебно-познавательной задачи каждым учеником, со свойственным ему темпом под руководством учителя над различными по содержанию заданиями, рассчитанными на индивидуальный уровень подготовленности учащегося.
Индивидуально-групповая форма организации учебно-познавательной деятельности школьников подразумевает работу нескольких групп учащихся класса без взаимодействия между группами и учащимися в каждой из групп над одинаковыми заданиями для каждой группы под руководством учителя в усредненном для данной группы темпе и на основе среднего уровня подготовленности учащихся группы.
Индивидуально-фронтальная форма организации учебно-познавательной деятельности школьников подразумевает работу всех учащихся класса без их взаимодействия одновременно над одинаковым заданием под руководством учителя в общем темпе на основе одинакового исходного уровня подготовленности.
Коллективно-групповая форма организации учебно-познавательной деятельности школьников подразумевает работу нескольких групп учащихся класса при обязательном взаимодействии внутри группы под руководством учителя (прямым или опосредованным), над одинаковыми либо различными учебными заданиями, которые имеют общую цель. Учебный материал воспринимается и усваивается на основе совокупности индивидуальной работы каждого члена группы, в индивидуальном темпе и с учетом собственного уровня подготовленности каждого члена группы.
Коллективно-фронтальная форма организации учебно-познавательной деятельности школьников подразумевает работу всех учащихся класса при обязательном взаимодействии под руководством учителя над одинаковым по содержанию учебным заданием. Учебный материал воспринимается и усваивается каждым учеником одновременно, во время работы всего коллектива, в индивидуальном темпе, на основе индивидуального уровня подготовки.
Работа в парах сменного состава – форма организации учебно-познавательной деятельности школьников, подразумевающая работу всех учащихся класса в парах при их обязательном взаимодействии в паре, причем один – обучающий, второй – обучаемый, с последующей сменой ролей и партнеров над различными заданиями в среднем для пары темпе с учетом уровня подготовленности каждого участника пары.
Целесообразное, тщательно спланированное применение различных форм организации учебно-познавательной деятельности младших школьников при обучении решению задач позволяет учителю максимально реализовать принцип оптимального взаимодействия и сочетания форм организации этой деятельности, а также способствует реализации принципов индивидуализации обучения и дифференцированного подхода в обучении, которые направлены на разрешение противоречия между фронтальным способом преподавания и индивидуальным характером усвоения знаний учащимися.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 398.