ЛЕКЦИЯ 12. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

- для орфограммы «Большая буква» - начало предложе­
ния, собственное имя, собственное наименование;

- для орфограмм дефисного написания - приставки по-,
во(в-), кое-
и суффиксы -то, -либо, -нибудь и частиц -то-, ка-.

- для орфограммы «пробел» - наличие не, ни, бы, оке,
предлогов, сложных слов.

Умение видеть опознавательные признаки связано с раз­витием у учащихся орфографической зоркости.

Ее развитие начинается с различения в словах написания по произношению (неорфограмм) и написаний по правилам (орфограмм), то есть разграничение сильной и слабой пози­ции звука. Орфографическая зоркость состоит прежде всего в том, чтобы уметь обнаружить звук, находящийся в слабой позиции.

После ознакомления с понятием «орфограмма» и опозна­вательными признаками орфограммы возможны упражнения для закрепления орфографической зоркости с заданиями: 1) указать опознавательные признаки орфограмм в данных сло­вах; 2) найти орфограммы только в данной части слова



Работа по орфографии в процессе изучения разделов науки о языке

Орфографические умения в большей мере, чем другие язы­ковые умения, подвержены угасанию, поэтому нуждаются в постоянной тренировке. Это требует проведения работы по ор­фографии и при изучении грамматики, то есть неорфографи­ческих тем. В этот период она может осуществляться в форме попутного повторения и в форме словарно-орфографической работы.

Это позволяет поддерживать орфографические умения уча­щихся на должном уровне, укреплять и совершенствовать их.

Попутное повторение пройденного по орфографии должно быть систематическим. Методика орфографии выявила 2 направления по повторению изученных орфограмм: работа

167



ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА:
СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ___________________________

над изученными орфограммами в данной грамматической теме и работа над изучаемыми в других грамматических темах орфо­граммами с одинаковыми опознавательными признаками.

Так, в теме «Имя существительное» в 6 классе изучается 5 видов орфограмм, 3 из них не имеют аналогий. Они повторя­ются изолированно в ходе работы над темой, а имеющие ана­логии среди ранее изученных орфограмм повторяются ком­пактной группой.

Виды работ, используемых при повторении, включают в себя вставку пропущенных орфограмм с обоснованием их выбо­ра, дополнительные словесные упражнения, группировку слов по указанному орфографическому основанию, составление и заполнение орфографических таблиц. Регулярное вьшолнение перечисленных видов работ способствует закреплению, под­держиванию орфографических умений учащихся на должном уровне. Угасание орфографических навыков может ликвидиро­ваться упражнениями словарно-орфографического характера

Словарно-орфографическая работа состоит в упраж­нениях на правописание определенных слов. Для неё исполь­зуются слова как с непроверяемыми, так и с проверяемыми орфограммами, имеющие те или иные трудности.

Для усвоения правописания слов, заключающих в себе ор­фографические трудности, необходимо пяти-восьмикратное обращение к ним. Слова берутся из проверяемых учителем до­машних упражнений, изложений, сочинений. Они вводятся в опрос учащихся при проверке домашнего задания, предлага­ются для запоминания их правописания.

Словарно-орфографическая работа реализуется в ряде форм: заучивание правописания трудных слов, подбор однокоренных слов, словарно-орфографические диктанты, письмо по памяти. Заучивание правописания трудных слов происходит на основе микрословников, составляемых в обучающих тетрадях, представ­ляемых на настенных таблицах или на полях тетрадей учеников.

Эффективное средство формирования и совершенствования правописных умений учащихся - словарно-орфографические



168


ЛЕКЦИЯ 12. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ

диктанты. Словники для них составляются учителем на осно­ве затруднений в правописании определённых слов. Они ис­пользуются для написания контрольных диктантов, изложе­ний, сочинений и даже обучающих упражнений. Их можно назвать «По следам выполненных упражнений», «По следам контрольных письменных работ». Словарно-орфографические диктанты являются обучающими, хотя через какое-то время (его устанавливает преподаватель в ходе регулярных про­верок тетрадей и наблюдений) необходимо проводить и кон­трольные словарно-орфографические диктанты. Повышает орфографическую грамотность учащихся и подбор ими одно-коренных слов к словам с трудными написаниями.

Работа по орфографии продолжается в 8-9 классах прово­дится по следующим направлениям: повторение знаний по ор­фографии; выявление затруднений учащихся данного класса и ориентация на их преодоление; систематизация орфографи­ческих умений по группам орфограмм; орфографическая под­готовка к контрольным работам, в том числе и по развитию речи; повторение орфограмм при подготовке к выпускным экзаменам.

Результативность работы по орфографии в 8-9 классах в значительной мере обусловлена осведомленностью учителя о тех орфографических затруднениях, которые испытывают учащиеся класса. Для этого учитель может либо выяснить у предыдущего учителя, как дети учились в 7 классе, либо про­вести контрольный диктант, проанализировать его и выявить эти затруднения. На их основе составляется программа ликви­дации острой орфографической неграмотности.

Важным направлением работы по орфографии при изуче­нии синтаксиса и пунктуации является систематизация соот­ветствующего орфографического материала.

В 5-7 классах она может проводиться как повторение в том порядке, как изучалась орфография. Но возможен и второй, более результативный путь - повторение по методу обобще­ния и систематизации орфографического материала. Система-


169


ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА: СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

тизация может проводиться по опознавательным признакам, условиям выбора орфограмм. Учитель составляет микрослов­ники для каждого вида орфограмм, входящих в данную груп­пу, из них создаются необходимые упражнения, включаемые учителем в уроки.

Целесообразны такие виды упражнений, как составление орфографических таблиц, алгоритмов.

Предупреждение орфографических ошибок и работа над ними

В работе над ошибками важно их предупреждение, кото­рое может осуществляться в виде самокоптроля учащихся за выполнением работы или в форме организуемой учителем работы. Самоконтроль - это перечитывание учениками на­писанного с целью выявления ошибочных написаний и их исправления. Самоконтроль ученик проводит в форме посло-гового орфографического проговаривания, пословного сравне­ния написанного текста с напечатанным, проверки с помощью орфографического словаря, через морфемное членение слов с целью нахождения орфограмм в частях слова. Послоговое про-говаривание может сопровождаться зрительным восприятием написанного. Пословное сравнение написанного с печатным текстом применимо при списывании. Проверка написанного с помощью орфографического словаря требует предупреждения учащихся о том, что не все сведения они могут найти в ор­фографическом словаре. Предупреждению орфографических ошибок содействуют и специальные упражнения. Это могут быть такие работы словарно-орфографического характера, как зрительный, предупредительные, объяснительные дик­танты, упражнения по словарю.

Литература

Баранов М.Т., Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в школе. -М.: Академия, 2000. С. 147-189.


170



Дата: 2018-12-28, просмотров: 478.