- для орфограммы «Большая буква» - начало предложе
ния, собственное имя, собственное наименование;
- для орфограмм дефисного написания - приставки по-,
во(в-), кое- и суффиксы -то, -либо, -нибудь и частиц -то-, ка-.
- для орфограммы «пробел» - наличие не, ни, бы, оке,
предлогов, сложных слов.
Умение видеть опознавательные признаки связано с развитием у учащихся орфографической зоркости.
Ее развитие начинается с различения в словах написания по произношению (неорфограмм) и написаний по правилам (орфограмм), то есть разграничение сильной и слабой позиции звука. Орфографическая зоркость состоит прежде всего в том, чтобы уметь обнаружить звук, находящийся в слабой позиции.
После ознакомления с понятием «орфограмма» и опознавательными признаками орфограммы возможны упражнения для закрепления орфографической зоркости с заданиями: 1) указать опознавательные признаки орфограмм в данных словах; 2) найти орфограммы только в данной части слова
Работа по орфографии в процессе изучения разделов науки о языке
Орфографические умения в большей мере, чем другие языковые умения, подвержены угасанию, поэтому нуждаются в постоянной тренировке. Это требует проведения работы по орфографии и при изучении грамматики, то есть неорфографических тем. В этот период она может осуществляться в форме попутного повторения и в форме словарно-орфографической работы.
Это позволяет поддерживать орфографические умения учащихся на должном уровне, укреплять и совершенствовать их.
Попутное повторение пройденного по орфографии должно быть систематическим. Методика орфографии выявила 2 направления по повторению изученных орфограмм: работа
167
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА:
СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ___________________________
над изученными орфограммами в данной грамматической теме и работа над изучаемыми в других грамматических темах орфограммами с одинаковыми опознавательными признаками.
Так, в теме «Имя существительное» в 6 классе изучается 5 видов орфограмм, 3 из них не имеют аналогий. Они повторяются изолированно в ходе работы над темой, а имеющие аналогии среди ранее изученных орфограмм повторяются компактной группой.
Виды работ, используемых при повторении, включают в себя вставку пропущенных орфограмм с обоснованием их выбора, дополнительные словесные упражнения, группировку слов по указанному орфографическому основанию, составление и заполнение орфографических таблиц. Регулярное вьшолнение перечисленных видов работ способствует закреплению, поддерживанию орфографических умений учащихся на должном уровне. Угасание орфографических навыков может ликвидироваться упражнениями словарно-орфографического характера
Словарно-орфографическая работа состоит в упражнениях на правописание определенных слов. Для неё используются слова как с непроверяемыми, так и с проверяемыми орфограммами, имеющие те или иные трудности.
Для усвоения правописания слов, заключающих в себе орфографические трудности, необходимо пяти-восьмикратное обращение к ним. Слова берутся из проверяемых учителем домашних упражнений, изложений, сочинений. Они вводятся в опрос учащихся при проверке домашнего задания, предлагаются для запоминания их правописания.
Словарно-орфографическая работа реализуется в ряде форм: заучивание правописания трудных слов, подбор однокоренных слов, словарно-орфографические диктанты, письмо по памяти. Заучивание правописания трудных слов происходит на основе микрословников, составляемых в обучающих тетрадях, представляемых на настенных таблицах или на полях тетрадей учеников.
Эффективное средство формирования и совершенствования правописных умений учащихся - словарно-орфографические
168
ЛЕКЦИЯ 12. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ
диктанты. Словники для них составляются учителем на основе затруднений в правописании определённых слов. Они используются для написания контрольных диктантов, изложений, сочинений и даже обучающих упражнений. Их можно назвать «По следам выполненных упражнений», «По следам контрольных письменных работ». Словарно-орфографические диктанты являются обучающими, хотя через какое-то время (его устанавливает преподаватель в ходе регулярных проверок тетрадей и наблюдений) необходимо проводить и контрольные словарно-орфографические диктанты. Повышает орфографическую грамотность учащихся и подбор ими одно-коренных слов к словам с трудными написаниями.
Работа по орфографии продолжается в 8-9 классах проводится по следующим направлениям: повторение знаний по орфографии; выявление затруднений учащихся данного класса и ориентация на их преодоление; систематизация орфографических умений по группам орфограмм; орфографическая подготовка к контрольным работам, в том числе и по развитию речи; повторение орфограмм при подготовке к выпускным экзаменам.
Результативность работы по орфографии в 8-9 классах в значительной мере обусловлена осведомленностью учителя о тех орфографических затруднениях, которые испытывают учащиеся класса. Для этого учитель может либо выяснить у предыдущего учителя, как дети учились в 7 классе, либо провести контрольный диктант, проанализировать его и выявить эти затруднения. На их основе составляется программа ликвидации острой орфографической неграмотности.
Важным направлением работы по орфографии при изучении синтаксиса и пунктуации является систематизация соответствующего орфографического материала.
В 5-7 классах она может проводиться как повторение в том порядке, как изучалась орфография. Но возможен и второй, более результативный путь - повторение по методу обобщения и систематизации орфографического материала. Система-
169
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА: СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
тизация может проводиться по опознавательным признакам, условиям выбора орфограмм. Учитель составляет микрословники для каждого вида орфограмм, входящих в данную группу, из них создаются необходимые упражнения, включаемые учителем в уроки.
Целесообразны такие виды упражнений, как составление орфографических таблиц, алгоритмов.
Предупреждение орфографических ошибок и работа над ними
В работе над ошибками важно их предупреждение, которое может осуществляться в виде самокоптроля учащихся за выполнением работы или в форме организуемой учителем работы. Самоконтроль - это перечитывание учениками написанного с целью выявления ошибочных написаний и их исправления. Самоконтроль ученик проводит в форме посло-гового орфографического проговаривания, пословного сравнения написанного текста с напечатанным, проверки с помощью орфографического словаря, через морфемное членение слов с целью нахождения орфограмм в частях слова. Послоговое про-говаривание может сопровождаться зрительным восприятием написанного. Пословное сравнение написанного с печатным текстом применимо при списывании. Проверка написанного с помощью орфографического словаря требует предупреждения учащихся о том, что не все сведения они могут найти в орфографическом словаре. Предупреждению орфографических ошибок содействуют и специальные упражнения. Это могут быть такие работы словарно-орфографического характера, как зрительный, предупредительные, объяснительные диктанты, упражнения по словарю.
Литература
Баранов М.Т., Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в школе. -М.: Академия, 2000. С. 147-189.
170
Дата: 2018-12-28, просмотров: 488.