ЛЕКЦИЯ 11. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СИНТАКСИСА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Система формирования синтаксических понятий состоит из ряда ступеней.

На первой ступени анализируются синтаксические едини­цы с яркими, однозначными структурными показателями. Их усвоение дает возможность учащимся приобрести платформу для последующего анализа синтаксических форм, характе­ризующихся неоднозначными показателями. Однозначными показателями можно считать форму именительного падежа имени существительного для подлежащего, определенные грамматические формы для сказуемого (временные формы глагола, формы глагола в одном из наклонений).

Второй ступенью формирования синтаксического понятия является последовательное наращивание осложненности по­казателей синтаксической единицы. Так, для подлежащего это такие формы выражения, как субстантивированное при­лагательное (Счастливые часов не наблюдают), неопреде­ленная форма глагола (Учиться всегда пригодится). Это могут быть предложения с подлежащим и обращением (Коля, завтра дежуришь ты). Для сложноподчиненного предложе­ния это могут быть конструкции с нетипичными для них сред­ствами связи между главным и придаточным предложениями (Деревня, где скучал Евгений, была прекрасный уголок. Он не знал, когда приедет брат). Такая последовательность харак­теристики синтаксической единицы формирует у школьников более прочные умения ее опознания, ориентирует учащихся на осознание семантических свойств языковой единицы, по­зволяет установить определяющие признаки изучаемой еди­ницы синтаксиса.

Третья ступень формирования синтаксического понятия реализуется в тех случаях, когда для опознания синтаксиче­ской единицы учащимся необходимо соотнести ее структур­ные, синтаксические и даже функциональные свойства. Так, в характеристике назывного предложения объединяется ука­зание на его структурный показатель (грамматическую основу составляет один главный член предложения, внешне наломи-

149


ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА: СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

нающий подлежащее форма его выражения - именительный падеж имени существительного); их семантическую особен­ность (сообщается о существовании, наличии предмета), ко­торая содержит функциональную характеристику данной конструкции (назывное предложение сразу вводит читателя в обстановку, способствует стремительному развитию сюжета). Таким образом, последовательность формирования син­таксического понятия определяется характером определяю­щих его свойств. На начальной ступени понятие характери­зуется на основе его внешних, поверхностных показателей, затем рассматриваются глубинные, неоднозначные показа­тели. Такая последовательность работы над понятием фор­мирует у школьников необходимую ориентацию в приемах опознания синтаксической единицы, умение устанавливать ее определяющие признаки, отграничивать от сходных по­строений, дифференцировать их по специфическим свой­ствам.

Затруднения учащихся в усвоении

теоретических сведений

по синтаксису

Усвоение теоретических сведений по синтаксису предпо­лагает овладение учащимися комплексом знаний. Однако в практике обучения синтаксису проявляется недостаточно сформированная у школьников опора на комплекс теоретиче­ских знаний. Это приводит к затруднениям учащихся в усвое­нии ряда синтаксических понятий.

Учащихся затрудняет усвоение сведений о строении и грам­матическом значении разновидностей предложения. Срав­нительно легко усваивая сведения о признаках предложения (наличие грамматической основы, грамматической связи слов, входящих в предложение, интонация законченности высказы­вания), учащиеся затрудняются в опознании специфических признаков предложений разных типов.


150


ЛЕКЦИЯ 11. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СИНТАКСИСА

Предупредить эту трудность можно через анализ, сопо­ставление и дифференциацию предложений на основе их свойств.

Однако эти сведения достаточно разноплановы, что затруд­няет учащихся в их освоении.

Облегчить учащимся усвоение теоретических сведений по­могает обобщающая памятка (таблица), в которой указывают­ся параметры характеристики всех типов предложений:

- по цели высказывания (повествовательные, вопроси­
тельные, побудительные);

- по эмоциональной окраске (восклицательные, невос­
клицательные) ;

-   по числу грамматических основ (простые, сложные).
Для характеристики простого предложения памятка вклю­
чает в себя следующие признаки:

- по строению грамматической основы (односоставные,
двусоставные);

- по наличию второстепенных членов- предложения (рас­
пространенные, нераспространенные);

- осложненное™ однородными членами, обращением или
вводными словами).

Для характеристики разновидностей сложного предложе­ния учитывается способ и средство их связи:

- с союзами или союзными словами (союзные), без союзов
(бессоюзные);

- сложные предложения, соединенные сочинительными
союзами (сложносочиненные), сложные предложения, соеди­
ненные подчинительными союзами или союзными словами
(сложноподчиненные).

Все эти признаки, выстроенные как определенная система, дают учащимся общее представление о строении и граммати­ческом значении предложений.

К затруднениям в усвоении синтаксических понятий можно отнести опознание так называемых неморфологизи-рованных членов предложения, то есть членов предложе-















151


ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА :
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД__________________________

ния, выраженных не типичными для них формами. (Про­ бежаться по зеленой траве - большое удовольствие, где пробежаться - подлежащее, удовольствие - сказуемое). Это могут быть второстепенные члены предложения, вы­раженные инфинитивом (У него большое желание (какое?) учиться. Его просили (о чем?) спеть).

Затрудняет учащихся опознание придаточного предложе­ния при нетипичном средстве связи его с главным предложе­нием.

Затруднения учащихся в усвоении теоретических сведений преодолеваются вниманием к комплексу признаков синтакси­ческой единицы: особенностям структуры, семантики, функ­ции, к тем отношениям, которые складываются между члена­ми или частями синтаксического построения.

Синтаксические умения и приемы их формирования

В курсе синтаксиса учащиеся должны приобрести опреде­ленный круг синтаксических умений. В работе над словосоче­танием они таковы:

- находить в предложении словосочетания, выделять в
них главное и зависимое слово и тип подчинительной связи;

- правильно строить словосочетания в соответствии с нор­
мами согласования и управления;

- использовать словосочетания для построения предложе­
ний в соответствии с ситуацией общения;

- производить синтаксический разбор словосочетания.

В работе над предложением формируются следующие умения:

- распознавать простые и сложные предложения и их
типы;

- составлять простые и сложные предложения в соответ­
ствии с нормами русского литературного языка;

- употреблять предложения разных типов в соответствии
с коммуникативной целесообразностью;









152



Дата: 2018-12-28, просмотров: 338.