Система формирования синтаксических понятий состоит из ряда ступеней.
На первой ступени анализируются синтаксические единицы с яркими, однозначными структурными показателями. Их усвоение дает возможность учащимся приобрести платформу для последующего анализа синтаксических форм, характеризующихся неоднозначными показателями. Однозначными показателями можно считать форму именительного падежа имени существительного для подлежащего, определенные грамматические формы для сказуемого (временные формы глагола, формы глагола в одном из наклонений).
Второй ступенью формирования синтаксического понятия является последовательное наращивание осложненности показателей синтаксической единицы. Так, для подлежащего это такие формы выражения, как субстантивированное прилагательное (Счастливые часов не наблюдают), неопределенная форма глагола (Учиться всегда пригодится). Это могут быть предложения с подлежащим и обращением (Коля, завтра дежуришь ты). Для сложноподчиненного предложения это могут быть конструкции с нетипичными для них средствами связи между главным и придаточным предложениями (Деревня, где скучал Евгений, была прекрасный уголок. Он не знал, когда приедет брат). Такая последовательность характеристики синтаксической единицы формирует у школьников более прочные умения ее опознания, ориентирует учащихся на осознание семантических свойств языковой единицы, позволяет установить определяющие признаки изучаемой единицы синтаксиса.
Третья ступень формирования синтаксического понятия реализуется в тех случаях, когда для опознания синтаксической единицы учащимся необходимо соотнести ее структурные, синтаксические и даже функциональные свойства. Так, в характеристике назывного предложения объединяется указание на его структурный показатель (грамматическую основу составляет один главный член предложения, внешне наломи-
149
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА: СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
нающий подлежащее форма его выражения - именительный падеж имени существительного); их семантическую особенность (сообщается о существовании, наличии предмета), которая содержит функциональную характеристику данной конструкции (назывное предложение сразу вводит читателя в обстановку, способствует стремительному развитию сюжета). Таким образом, последовательность формирования синтаксического понятия определяется характером определяющих его свойств. На начальной ступени понятие характеризуется на основе его внешних, поверхностных показателей, затем рассматриваются глубинные, неоднозначные показатели. Такая последовательность работы над понятием формирует у школьников необходимую ориентацию в приемах опознания синтаксической единицы, умение устанавливать ее определяющие признаки, отграничивать от сходных построений, дифференцировать их по специфическим свойствам.
Затруднения учащихся в усвоении
теоретических сведений
по синтаксису
Усвоение теоретических сведений по синтаксису предполагает овладение учащимися комплексом знаний. Однако в практике обучения синтаксису проявляется недостаточно сформированная у школьников опора на комплекс теоретических знаний. Это приводит к затруднениям учащихся в усвоении ряда синтаксических понятий.
Учащихся затрудняет усвоение сведений о строении и грамматическом значении разновидностей предложения. Сравнительно легко усваивая сведения о признаках предложения (наличие грамматической основы, грамматической связи слов, входящих в предложение, интонация законченности высказывания), учащиеся затрудняются в опознании специфических признаков предложений разных типов.
150
ЛЕКЦИЯ 11. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СИНТАКСИСА
Предупредить эту трудность можно через анализ, сопоставление и дифференциацию предложений на основе их свойств.
Однако эти сведения достаточно разноплановы, что затрудняет учащихся в их освоении.
Облегчить учащимся усвоение теоретических сведений помогает обобщающая памятка (таблица), в которой указываются параметры характеристики всех типов предложений:
- по цели высказывания (повествовательные, вопроси
тельные, побудительные);
- по эмоциональной окраске (восклицательные, невос
клицательные) ;
- по числу грамматических основ (простые, сложные).
Для характеристики простого предложения памятка вклю
чает в себя следующие признаки:
- по строению грамматической основы (односоставные,
двусоставные);
- по наличию второстепенных членов- предложения (рас
пространенные, нераспространенные);
- осложненное™ однородными членами, обращением или
вводными словами).
Для характеристики разновидностей сложного предложения учитывается способ и средство их связи:
- с союзами или союзными словами (союзные), без союзов
(бессоюзные);
- сложные предложения, соединенные сочинительными
союзами (сложносочиненные), сложные предложения, соеди
ненные подчинительными союзами или союзными словами
(сложноподчиненные).
Все эти признаки, выстроенные как определенная система, дают учащимся общее представление о строении и грамматическом значении предложений.
К затруднениям в усвоении синтаксических понятий можно отнести опознание так называемых неморфологизи-рованных членов предложения, то есть членов предложе-
151
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА :
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД__________________________
ния, выраженных не типичными для них формами. (Про бежаться по зеленой траве - большое удовольствие, где пробежаться - подлежащее, удовольствие - сказуемое). Это могут быть второстепенные члены предложения, выраженные инфинитивом (У него большое желание (какое?) учиться. Его просили (о чем?) спеть).
Затрудняет учащихся опознание придаточного предложения при нетипичном средстве связи его с главным предложением.
Затруднения учащихся в усвоении теоретических сведений преодолеваются вниманием к комплексу признаков синтаксической единицы: особенностям структуры, семантики, функции, к тем отношениям, которые складываются между членами или частями синтаксического построения.
Синтаксические умения и приемы их формирования
В курсе синтаксиса учащиеся должны приобрести определенный круг синтаксических умений. В работе над словосочетанием они таковы:
- находить в предложении словосочетания, выделять в
них главное и зависимое слово и тип подчинительной связи;
- правильно строить словосочетания в соответствии с нор
мами согласования и управления;
- использовать словосочетания для построения предложе
ний в соответствии с ситуацией общения;
- производить синтаксический разбор словосочетания.
В работе над предложением формируются следующие умения:
- распознавать простые и сложные предложения и их
типы;
- составлять простые и сложные предложения в соответ
ствии с нормами русского литературного языка;
- употреблять предложения разных типов в соответствии
с коммуникативной целесообразностью;
152
Дата: 2018-12-28, просмотров: 394.