вые и грамматические отношения в них и позволяет обучать учащихся определенным способам оформления мысли.
Следующей единицей синтаксиса, которая изучается в течение двух лет (8-9 классы), является предложение, которое в школьном курсе характеризуется но цели высказывания, эмоциональной окраске (интонации), количеству и составу грамматических основ (простое/сложное, односоставное/двусоставное), наличию второстепенных членов и осложняющих членов предложения.
В процессе изучения синтаксиса школьники знакомятся с понятием «члены предложения», с главными и второстепенными членами предложения.
Работу над этими синтаксическими единицами следует соединять с общей характеристикой каждой из этих групп членов предложения. Нередко учащиеся затрудняются в понимании специфики этих видов членов предложения. Предупредит это затруднение указание на то, что главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) являются конструктивным центром предложения, его грамматической основой. В большинстве случаев это и смысловой центр предложения.
Второстепенные члены предложения зависят от главных членов, поясняют их, уточняют или дополняют грамматическую основу.
Но зависимость второстепенных членов предложения носит преимущественно грамматический характер, в смысловом отношении второстепенные члены могут быть более значимы, чем главные. Существенную роль в таких случаях играет коммуникативный аспект, который проявляется в актуальном членении предложения, когда во фразе выделяется известное (данное, тема) и новое (неизвестное, рема). Актуальное членение передается порядком слов, логическим ударением. В стилистически нейтральной речи тема обычно предшествует реме.
Сравните: От мороза побелели деревья. - Деревья побелели от мороза. - От мороза деревья побелели.
147
т
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА: СИСТЕМНО-ДЕЯТЕПЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
В примерах рема представлена не только своим размещением в предложении, но и логическим ударением. На основе этих наблюдений проводится наблюдение над смысловой ролью второстепенных членов предложения.
В изучении разделов «Простое предложение» и «Осложненное предложение» необходимо обратить внимание на специфику односоставных предложений и предложений с осложняющими их компонентами (однородными членами, обращениями, вводными словами и вводными предложениями).
Изучение сложного предложения и его разновидностей строится с опорой на знания о простом предложении, морфологии и даже лексики.
Система формирования синтаксических понятий
Синтаксические понятия в практике школьного преподавания рассматриваются в единстве трех их определяющих сторон - особенностей значения (семантические признаки), особенности строения и средств выражения (структурные признаки) и особенностей их функции (назначения). Роль каждой из этих сторон в характеристике тех или иных синтаксических единиц неодинакова, и учитель в каждом конкретном случае четко представляет себе, какую группу признаков следует считать ведущей, определяющей для характеристики определенного понятия. Кроме того, каждая из этих групп показателей осознается учащимися по-разному, так как в языковой единице они бывают представлены неодинаково: одни поверхностны, их выявить нетрудно. Это обычно структурные, формальные показатели. Другие, напротив, учащимся выявить сложнее, так как они глубинны, это семантические свойства синтаксических единиц.
Такие особенности единиц синтаксиса определяют систему формирования синтаксических понятий, последовательность раскрытия их свойств.
148
Дата: 2018-12-28, просмотров: 418.