ЛЕКЦИЯ 11. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СИНТАКСИСА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

вые и грамматические отношения в них и позволяет обучать учащихся определенным способам оформления мысли.

Следующей единицей синтаксиса, которая изучается в те­чение двух лет (8-9 классы), является предложение, которое в школьном курсе характеризуется но цели высказывания, эмо­циональной окраске (интонации), количеству и составу грам­матических основ (простое/сложное, односоставное/двусостав­ное), наличию второстепенных членов и осложняющих членов предложения.

В процессе изучения синтаксиса школьники знакомятся с понятием «члены предложения», с главными и второсте­пенными членами предложения.

Работу над этими синтаксическими единицами следует сое­динять с общей характеристикой каждой из этих групп членов предложения. Нередко учащиеся затрудняются в понимании специфики этих видов членов предложения. Предупредит это затруднение указание на то, что главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) являются конструктивным центром предложения, его грамматической основой. В большинстве случаев это и смысловой центр предложения.

Второстепенные члены предложения зависят от главных членов, поясняют их, уточняют или дополняют грамматиче­скую основу.

Но зависимость второстепенных членов предложения носит преимущественно грамматический характер, в смыс­ловом отношении второстепенные члены могут быть более значимы, чем главные. Существенную роль в таких случа­ях играет коммуникативный аспект, который проявляется в актуальном членении предложения, когда во фразе выде­ляется известное (данное, тема) и новое (неизвестное, рема). Актуальное членение передается порядком слов, логическим ударением. В стилистически нейтральной речи тема обычно предшествует реме.

Сравните: От мороза побелели деревья. - Деревья побеле­ли от мороза. - От мороза деревья побелели.

147


т


ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА: СИСТЕМНО-ДЕЯТЕПЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

В примерах рема представлена не только своим размеще­нием в предложении, но и логическим ударением. На основе этих наблюдений проводится наблюдение над смысловой ро­лью второстепенных членов предложения.

В изучении разделов «Простое предложение» и «Осложнен­ное предложение» необходимо обратить внимание на специ­фику односоставных предложений и предложений с осложня­ющими их компонентами (однородными членами, обращения­ми, вводными словами и вводными предложениями).

Изучение сложного предложения и его разновидностей строится с опорой на знания о простом предложении, морфо­логии и даже лексики.

Система формирования синтаксических понятий

Синтаксические понятия в практике школьного препода­вания рассматриваются в единстве трех их определяющих сторон - особенностей значения (семантические признаки), особенности строения и средств выражения (структурные признаки) и особенностей их функции (назначения). Роль каждой из этих сторон в характеристике тех или иных син­таксических единиц неодинакова, и учитель в каждом кон­кретном случае четко представляет себе, какую группу при­знаков следует считать ведущей, определяющей для характе­ристики определенного понятия. Кроме того, каждая из этих групп показателей осознается учащимися по-разному, так как в языковой единице они бывают представлены неодина­ково: одни поверхностны, их выявить нетрудно. Это обычно структурные, формальные показатели. Другие, напротив, учащимся выявить сложнее, так как они глубинны, это се­мантические свойства синтаксических единиц.

Такие особенности единиц синтаксиса определяют систему формирования синтаксических понятий, последовательность раскрытия их свойств.



148



Дата: 2018-12-28, просмотров: 418.