ЛЕКЦИЯ 11. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СИНТАКСИСА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Развитие познавательных сил учащихся в ходе изучения синтаксиса

Процесс обучения учащихся, как известно, является одно­временно и процессом их интеллектуального развития. Это достигается такой организацией обучения, когда любое зна­ние приобретается учеником в ходе активной познавательной деятельности.

Она начинается с первичного ознакомления учащихся с изучаемым понятием, когда на основе вопросов учителя уча­щиеся выявляют опознавательные признаки изучаемой син­таксической единицы.

Важным средством развития познавательных сил учащих­ся является обучение на высоком уровне трудности, когда учащиеся не просто узнают грамматические формы, но и обо­сновывают их квалификацию, отвечая на вопрос, почему они относят ее к тому или иному разряду синтаксических средств.

Целесообразны и такие задания, когда учащимся предлага­ется узнать синтаксическую единицу по данному словесному описанию («Предложение с одним (достаточным) главным членом в форме 3-его лица множественного числа, в качестве деятеля мыслится любой человек»). Такие задания ведут к образованию в сознании учащихся обратных ассоциаций и тем самым совершенствуют языковую компетенцию учащихся, так как ставят школьников в ситуацию решения нетрадици­онных задач, когда приобретенные знания следует применить креативно. Выполнение подобных заданий не только совер­шенствует знания учащихся, но и воспитывает такие свойства мышления, как его гибкость и подвижность.

В целях совершенствования дисциплины мыслительной деятельности учащихся в ходе решения синтаксических задач важно практиковать составление учащимися схем рассужде­ния (алгоритмов), определяющих состав и последовательность тех умственных действий, которые позволяют решить опреде­ленную синтаксическую задачу. Алгоритм обычно составляет-

155


ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА :
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД__________________________

ся коллективно, под руководством учителя, который помогает определить характер и последовательность действий учащих­ся. Так, алгоритм определения типа односоставного предло­жения имеет следующую последовательность мыслительных операций:

- выделить грамматическую основу предложения;

- при наличии одного главного члена установить, доста­
точен ли он для грамматической основы данного предложе­
ния; если достаточен, то предложение односоставное; далее
определяется форма выражения главного члена;

- если это глагол, то выявляется, возможно ли его сочета­
ние с именительным падежом имени существительного (для
безличного предложения невозможно);

- для личной формы глагола - главного члена односостав­
ного предложения выясняется, как мыслится деятель в таком
предложении (говорящий/собеседник - определенно-личное
предложение, неопределенная группа лиц - неопределенно-
личное предложение, всякий, любой, каждый, все люди во­
обще - обобщенно-личное предложение).

Использование алгоритма дисциплинирует мыслитель­ную деятельность учащихся, уточняет грамматические пред­ставления учащихся, помогает им рационально организовать учебную деятельность в ходе работы над синтаксическими по­нятиями и подниматься до уровня творческой деятельности даже в ходе анализа синтаксических единиц.

Осознанное усвоение знаний учащимися обеспечивается и та­ким подходом к изучению нового, как структурирование теорети­ческих сведений, обобщение их в структурно-логическую схему.

Такая схема строится логически с помощью движения мыс­ли ученика от общего к частному, от абстрактного к конкрет­ному. Структурно-логическая схема позволяет давать учебный материал блоком, когда обобщаются взаимосвязанные схемы или дается обобщенная характеристика изучаемой синтакси­ческой единицы с включением комплекса свойственных ей признаков.















Дата: 2018-12-28, просмотров: 350.