Развитие познавательных сил учащихся в ходе изучения синтаксиса
Процесс обучения учащихся, как известно, является одновременно и процессом их интеллектуального развития. Это достигается такой организацией обучения, когда любое знание приобретается учеником в ходе активной познавательной деятельности.
Она начинается с первичного ознакомления учащихся с изучаемым понятием, когда на основе вопросов учителя учащиеся выявляют опознавательные признаки изучаемой синтаксической единицы.
Важным средством развития познавательных сил учащихся является обучение на высоком уровне трудности, когда учащиеся не просто узнают грамматические формы, но и обосновывают их квалификацию, отвечая на вопрос, почему они относят ее к тому или иному разряду синтаксических средств.
Целесообразны и такие задания, когда учащимся предлагается узнать синтаксическую единицу по данному словесному описанию («Предложение с одним (достаточным) главным членом в форме 3-его лица множественного числа, в качестве деятеля мыслится любой человек»). Такие задания ведут к образованию в сознании учащихся обратных ассоциаций и тем самым совершенствуют языковую компетенцию учащихся, так как ставят школьников в ситуацию решения нетрадиционных задач, когда приобретенные знания следует применить креативно. Выполнение подобных заданий не только совершенствует знания учащихся, но и воспитывает такие свойства мышления, как его гибкость и подвижность.
В целях совершенствования дисциплины мыслительной деятельности учащихся в ходе решения синтаксических задач важно практиковать составление учащимися схем рассуждения (алгоритмов), определяющих состав и последовательность тех умственных действий, которые позволяют решить определенную синтаксическую задачу. Алгоритм обычно составляет-
155
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА :
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД__________________________
ся коллективно, под руководством учителя, который помогает определить характер и последовательность действий учащихся. Так, алгоритм определения типа односоставного предложения имеет следующую последовательность мыслительных операций:
- выделить грамматическую основу предложения;
- при наличии одного главного члена установить, доста
точен ли он для грамматической основы данного предложе
ния; если достаточен, то предложение односоставное; далее
определяется форма выражения главного члена;
- если это глагол, то выявляется, возможно ли его сочета
ние с именительным падежом имени существительного (для
безличного предложения невозможно);
- для личной формы глагола - главного члена односостав
ного предложения выясняется, как мыслится деятель в таком
предложении (говорящий/собеседник - определенно-личное
предложение, неопределенная группа лиц - неопределенно-
личное предложение, всякий, любой, каждый, все люди во
обще - обобщенно-личное предложение).
Использование алгоритма дисциплинирует мыслительную деятельность учащихся, уточняет грамматические представления учащихся, помогает им рационально организовать учебную деятельность в ходе работы над синтаксическими понятиями и подниматься до уровня творческой деятельности даже в ходе анализа синтаксических единиц.
Осознанное усвоение знаний учащимися обеспечивается и таким подходом к изучению нового, как структурирование теоретических сведений, обобщение их в структурно-логическую схему.
Такая схема строится логически с помощью движения мысли ученика от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Структурно-логическая схема позволяет давать учебный материал блоком, когда обобщаются взаимосвязанные схемы или дается обобщенная характеристика изучаемой синтаксической единицы с включением комплекса свойственных ей признаков.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 418.