Литература
Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. - М.: Дрофа, 2006. С. 152-170.
Лшпневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе. - М.: Академический проспект, 2006. С. 422-474.
Купалова А.Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. - М.: Дрофа, 2002.С.7-62.
Пронина Е.П. Структурно-семантический принцип и пути его реализации в школьном курсе русского языка. - Куйбышев: КГПИ, 1984.
Школьные учебники русского языка для 8-9 классов.
157
156
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА: СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД |
Лекция 12. Методика обучения орфографии
Цели обучения орфографии
И ее место в школьном курсе
Русского языка
Методика орфографии - это раздел методики преподавания русского языка, в котором описывается процесс формирования у школьников орфографических умений и навыков.
Задача обучения орфографии в школе состоит в том, чтобы, во-первых, довести до осознания школьников значение о>р-фографии и необходимость овладения ею, во-вторых, сформ и-ровать у школьников необходимые знания, умения и навыки грамотного письма.
Методика орфографии как специальный раздел теории мге-тодики обучения русскому языку начала складываться еще в XVIII в. В становление этого раздела теории методики внесли вклад такие ученые, как Ф.И. Буслаев, И.А. Бодуэн де Курге-нэ, В.А. Богородицкий, Я.К. Грот, Д.И. Ушаков, А.Б.Шапиро, А.Н. Гвоздев, Л.В. Щерба, во второй половине XX вееса А.В. Текучев, М.М. Разумовская, Н.Н. Алгазина, М.Т. Баранов, Е.Г. Шатова и другие. Существенный вклад в развитие методики орфографии внесли также и психологи Д.Н. Богоявленский, С.Ф. Жуйков, их ученики и последователи.
В развитии методики орфографии XX века проявились два основных лингвистических направления - фонематическое и морфологическое.
В соответствии с фонематическим направлением в орф-о-графии перевод речи в письменную трактуется как переход от звука к фонеме, от фонемы к морфеме и букве. В соответствиси с морфологическим направлением в орфографии перевод речи в письменную рассматривается как переход от фонемы прямо к букве. Оба эти направления сосуществуют в методике орфо-
158
графаи, так как каждое из них базируется на одной из фонологических школ: Московской - фонематическая орфография и Лейинградской (Санкт-Петербургской) - морфологическая орфография. Орфография — это самостоятельный раздел науки о языке, имеющий определенную систему понятий, принципов, методов и приемов обучения, среди которых различают основную и частные. Основная цель обучения орфографии - формирование орфографической грамотности учащихся, под которой понимается умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответствии с нормами правописания. Для достижения орфографической грамотности необходимо реализовать определенные учебные цели, которые можно отнести к частным: - познакомить учащихся с основными орфографическими - сформировать на основе этих понятий необходимые ор - сформировать потребность в обращении к орфографи - создать необходимые условия обучения школьников ор Место орфографии в курсе русского языка особое, его следует определить как рассредоточенное по разделам курса. Необходимость такого расположения орфографии в школьном курсе объясняется особенностями русской орфографии. Она отражает в себе систему языка, и ее рассредоточенность по разделам фонетики, словообразования, морфологии обеспечивает научные основы понимания учащимися лингвистической сущности изучаемых орфограмм и позволяет учителю последовательно и длительно работать над формированием орфографической грамотности. 159 |
ЛЕКЦИЯ 12. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА : СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
Наряду с идеей рассредоточенного изучения орфографических явлений существует и рекомендация изучения орфограмм группами, объединенными по признаку какой-либо общности (Н и НН во всех частях речи, правописание НЕ с разными частями речи). Но данную рекомендацию реализовать затруднительно, так как в группы объединены орфограммы, условия выбора которых зависят от знания еще не изученных учащимися орфографических правил (НЕ с причастиями, НЕ с наречиями). И хотя рассредоточено-групповой способ размещения орфографического материала экспериментально не проверялся, но в плане эффективности работы по орфографии он наиболее целесообразен.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 513.