ЛЕКЦИЯ 11. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СИНТАКСИСА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Литература

Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. - М.: Дрофа, 2006. С. 152-170.

Лшпневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподава­ния русского языка в средней школе. - М.: Академический проспект, 2006. С. 422-474.

Купалова А.Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в шко­ле. - М.: Дрофа, 2002.С.7-62.

Пронина Е.П. Структурно-семантический принцип и пути его реализации в школьном курсе русского языка. - Куйбы­шев: КГПИ, 1984.

Школьные учебники русского языка для 8-9 классов.

157



156



ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА: СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД



Лекция 12. Методика обучения орфографии

Цели обучения орфографии

И ее место в школьном курсе

Русского языка

Методика орфографии - это раздел методики преподава­ния русского языка, в котором описывается процесс формиро­вания у школьников орфографических умений и навыков.

Задача обучения орфографии в школе состоит в том, что­бы, во-первых, довести до осознания школьников значение о>р-фографии и необходимость овладения ею, во-вторых, сформ и-ровать у школьников необходимые знания, умения и навыки грамотного письма.

Методика орфографии как специальный раздел теории мге-тодики обучения русскому языку начала складываться еще в XVIII в. В становление этого раздела теории методики внесли вклад такие ученые, как Ф.И. Буслаев, И.А. Бодуэн де Курге-нэ, В.А. Богородицкий, Я.К. Грот, Д.И. Ушаков, А.Б.Шапиро, А.Н. Гвоздев, Л.В. Щерба, во второй половине XX вееса А.В. Текучев, М.М. Разумовская, Н.Н. Алгазина, М.Т. Бара­нов, Е.Г. Шатова и другие. Существенный вклад в развитие методики орфографии внесли также и психологи Д.Н. Богояв­ленский, С.Ф. Жуйков, их ученики и последователи.

В развитии методики орфографии XX века проявились два основных лингвистических направления - фонематическое и морфологическое.

В соответствии с фонематическим направлением в орф-о-графии перевод речи в письменную трактуется как переход от звука к фонеме, от фонемы к морфеме и букве. В соответствиси с морфологическим направлением в орфографии перевод речи в письменную рассматривается как переход от фонемы прямо к букве. Оба эти направления сосуществуют в методике орфо-

158


графаи, так как каждое из них базируется на одной из фоно­логических школ: Московской - фонематическая орфография и Лейинградской (Санкт-Петербургской) - морфологическая орфография.

Орфография — это самостоятельный раздел науки о языке, имеющий определенную систему понятий, принципов, мето­дов и приемов обучения, среди которых различают основную и частные.

Основная цель обучения орфографии - формирование ор­фографической грамотности учащихся, под которой понима­ется умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответствии с нормами правописания.

Для достижения орфографической грамотности необходи­мо реализовать определенные учебные цели, которые можно отнести к частным:

- познакомить учащихся с основными орфографическими
понятиями;

- сформировать на основе этих понятий необходимые ор­
фографические умения;

- сформировать потребность в обращении к орфографи­
ческому словарю и умение пользоваться им;

- создать необходимые условия обучения школьников ор­
фографии.

Место орфографии в курсе русского языка особое, его сле­дует определить как рассредоточенное по разделам курса. Не­обходимость такого расположения орфографии в школьном курсе объясняется особенностями русской орфографии. Она отражает в себе систему языка, и ее рассредоточенность по разделам фонетики, словообразования, морфологии обеспечи­вает научные основы понимания учащимися лингвистической сущности изучаемых орфограмм и позволяет учителю после­довательно и длительно работать над формированием орфо­графической грамотности.






159


ЛЕКЦИЯ 12. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ


ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА : СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Наряду с идеей рассредоточенного изучения орфографиче­ских явлений существует и рекомендация изучения орфограмм группами, объединенными по признаку какой-либо общности (Н и НН во всех частях речи, правописание НЕ с разными ча­стями речи). Но данную рекомендацию реализовать затрудни­тельно, так как в группы объединены орфограммы, условия выбора которых зависят от знания еще не изученных учащи­мися орфографических правил (НЕ с причастиями, НЕ с наре­чиями). И хотя рассредоточено-групповой способ размещения орфографического материала экспериментально не проверял­ся, но в плане эффективности работы по орфографии он наи­более целесообразен.



Дата: 2018-12-28, просмотров: 449.