МОРФОЛОГИИ
Русский язык.:Программы для 5-9 классов. - М., Дрофа, 2002.
Русский язык: Учебник для 5 класса. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.
Русский язык: Учебник для 6 класса. Т.А.Ладыженская, М.Т.Варанов и др.
Русский язык: Учебник для 7 класса. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.
Бабайцева В.В., ЧесноковаЛ.Д. Русский язык. Теория. Раздел «Морфология». -М., 2004.
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Практика: Учебное пособие для 5 класса Учебное пособие для 6 и 7 классов. - М., 2001.
Русский язык: Учебники для 5, 6, 7 классов. Под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта. - М., 2008.
Тростенцова Л.А. Обучение русскому языку в школе как целенаправленный процесс (морфологический аспект). — М., 1990.
142
143
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА: СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
Лекция 11. Теория и методика изучения синтаксиса
Значение, цели,
задачи и принципы
обучения синтаксису
Синтаксис является вторым разделом школьного курса грамматики. Его значение определяется тем, что все языковые средства обретают подлинную жизнь, свою коммуникативную действенность только на синтаксическом уровне, так как, по определению ученых, человеческая речь начинается с синтаксиса. В лингвистическом плане синтаксис представляет собой иерархически самый высокий уровень языка, которым заканчивается курс русского языка в основной школе.
Изучение синтаксиса имеет следующие цели:
- дать учащимся представление об основных единицах
синтаксиса - словосочетании и предложении;
- сформировать понятие «виды синтаксической связи
слов в словосочетании и частей сложного предложения»;
- научить характеризовать предложения по основным па
раметрам (цели высказывания, интонации, количества грамма
тических основ и состава грамматических основ, наличия вто
ростепенных членов предложения, наличия опущенных членов
предложения, осложняющих предложение компонентов);
- сформировать умения правильного употребления син
таксических конструкций в речи.
Задачи обучения синтаксису состоят в следующем:
- обеспечить усвоение учащимися знаний о синтаксиче
ском строе родного языка на основе сознательного восприятия
ими системы синтаксических понятий;
- совершенствовать речь учащихся на основе ее соответ
ствия синтаксическим нормам языка;
144
ЛЕКЦИЯ 11. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СИНТАКСИСА
- формировать умение использовать синтаксические еди
ницы в соответствии с задачей формирования коммуникатив
ной компетенции учащихся;
- создать базу для успешного усвоения школьниками
правил пунктуации и формирования пунктуационных уме
ний;
- в качестве дидактической задачи следует учитывать не
обходимость развития речи учащихся, воспитания интереса к
родному языку как учебному предмету, нравственного и эсте
тического воспитания учащихся в ходе изучения ими синтак
сиса.
Методика обучения синтаксису основывается на ряде специальных принципов. Среди них:
- грамматический (морфолого-синтаксический),
обусловливающий необходимость сопоставления синтаксиче
ских и морфологических единиц (членов предложения и ча
стей речи, способов выражения членов предложения, видов
синтаксической связи в сложном предложении);
- логический (смысловой) играет первостепенную
роль при определении главного и зависимого слова в сло
восочетании, главных и второстепенных членов предло
жения, главной и придаточной части в сложноподчинен
ном предложении, при выявлении значения частей бес
союзного сложного предложения - причины, следствия,
условия и т.д.;
- интонационный, ориентирующий на анализ инто
национного оформления синтаксической конструкции (вы
явление интонации перечисления при однородных членах
предложения, звательной интонации при обращении, ви
дов простых предложений по цели высказывания). Учитель
должен постоянно обращать внимание учащихся на пра
вильность интонирования предложения, на соблюдение ло
гического ударения.
Все это необходимо для формирования умений выразительного чтения.
145
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА : СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
Содержание раздела «Синтаксис»
С основными единицами и понятиями синтаксиса учащиеся знакомы уже из курса начальной школы (предложение, члены предложения, однородные члены предложения, сложные предложения, предложения с прямой речью).
В пятом классе изучается пропедевтический курс синтаксиса (подготовительный), который ставит целью повторение сведений по синтаксису, полученных в начальных классах с их постепенным углублением.
Систематическое изучение синтаксиса осуществляется в 8-9 классах. В 8 классе изучается словосочетание, простое и осложненное предложение, предложения с прямой и косвенной речью. В 9 классе изучаются виды сложного предложения.
В школьном курсе реализуется структурно-семантический подход к описанию явлений синтаксиса. Суть его проявляется в том, что синтаксические единицы изучаются и со стороны особенностей их формального строения, и на основе их грамматического значения. Например, сложное предложение и его виды описываются, исходя как из особенностей их устройства, так и с учетом смысловых отношений между частями каждого из видов сложного предложения. Кроме того, обращается внимание на сферу употребления (стилистические условия) той или иной синтаксической конструкции. Так процесс формирования языковой компетенции учащихся в ходе изучения синтаксиса сочетается с процессом развития их коммуникативной компетенции.
Изучение синтаксиса начинается с раздела «Словосочетание». В 5 классе этот раздел ставит целью подготовить учащихся к изучению морфологии на синтаксической основе, в 8 классе рассматриваются структурные типы словосочетаний, способы связи между главными и зависимыми словами. Изучение словосочетаний помогает учащимся осознать смысло-
146
Дата: 2018-12-28, просмотров: 432.