ЛЕКЦИЯ 10. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МОРФОЛОГИИ

Русский язык.:Программы для 5-9 классов. - М., Дрофа, 2002.

Русский язык: Учебник для 5 класса. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.

Русский язык: Учебник для 6 класса. Т.А.Ладыженская, М.Т.Варанов и др.

Русский язык: Учебник для 7 класса. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.

Бабайцева В.В., ЧесноковаЛ.Д. Русский язык. Теория. Раз­дел «Морфология». -М., 2004.

Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Практика: Учебное пособие для 5 класса Учебное пособие для 6 и 7 клас­сов. - М., 2001.

Русский язык: Учебники для 5, 6, 7 классов. Под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта. - М., 2008.

Тростенцова Л.А. Обучение русскому языку в школе как целенаправленный процесс (морфологический аспект). — М., 1990.


 




142



143


ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА: СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Лекция 11. Теория и методика изучения синтаксиса

Значение, цели,

задачи и принципы

обучения синтаксису

Синтаксис является вторым разделом школьного курса грамматики. Его значение определяется тем, что все язы­ковые средства обретают подлинную жизнь, свою коммуни­кативную действенность только на синтаксическом уровне, так как, по определению ученых, человеческая речь начи­нается с синтаксиса. В лингвистическом плане синтаксис представляет собой иерархически самый высокий уровень языка, которым заканчивается курс русского языка в основ­ной школе.

Изучение синтаксиса имеет следующие цели:

- дать учащимся представление об основных единицах
синтаксиса - словосочетании и предложении;

- сформировать понятие «виды синтаксической связи
слов в словосочетании и частей сложного предложения»;

- научить характеризовать предложения по основным па­
раметрам (цели высказывания, интонации, количества грамма­
тических основ и состава грамматических основ, наличия вто­
ростепенных членов предложения, наличия опущенных членов
предложения, осложняющих предложение компонентов);

- сформировать умения правильного употребления син­
таксических конструкций в речи.

Задачи обучения синтаксису состоят в следующем:

- обеспечить усвоение учащимися знаний о синтаксиче­
ском строе родного языка на основе сознательного восприятия
ими системы синтаксических понятий;

- совершенствовать речь учащихся на основе ее соответ­
ствия синтаксическим нормам языка;












144


ЛЕКЦИЯ 11. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СИНТАКСИСА

- формировать умение использовать синтаксические еди­
ницы в соответствии с задачей формирования коммуникатив­
ной компетенции учащихся;

- создать базу для успешного усвоения школьниками
правил пунктуации и формирования пунктуационных уме­
ний;

- в качестве дидактической задачи следует учитывать не­
обходимость развития речи учащихся, воспитания интереса к
родному языку как учебному предмету, нравственного и эсте­
тического воспитания учащихся в ходе изучения ими синтак­
сиса.

Методика обучения синтаксису основывается на ряде спе­циальных принципов. Среди них:

- грамматический (морфолого-синтаксический),
обусловливающий необходимость сопоставления синтаксиче­
ских и морфологических единиц (членов предложения и ча­
стей речи, способов выражения членов предложения, видов
синтаксической связи в сложном предложении);

- логический (смысловой) играет первостепенную
роль при определении главного и зависимого слова в сло­
восочетании, главных и второстепенных членов предло­
жения, главной и придаточной части в сложноподчинен­
ном предложении, при выявлении значения частей бес­
союзного сложного предложения - причины, следствия,
условия и т.д.;

- интонационный, ориентирующий на анализ инто­
национного оформления синтаксической конструкции (вы­
явление интонации перечисления при однородных членах
предложения, звательной интонации при обращении, ви­
дов простых предложений по цели высказывания). Учитель
должен постоянно обращать внимание учащихся на пра­
вильность интонирования предложения, на соблюдение ло­
гического ударения.

Все это необходимо для формирования умений вырази­тельного чтения.


























145


ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА : СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Содержание раздела «Синтаксис»

С основными единицами и понятиями синтаксиса учащие­ся знакомы уже из курса начальной школы (предложение, члены предложения, однородные члены предложения, слож­ные предложения, предложения с прямой речью).

В пятом классе изучается пропедевтический курс синтак­сиса (подготовительный), который ставит целью повторение сведений по синтаксису, полученных в начальных классах с их постепенным углублением.

Систематическое изучение синтаксиса осуществляется в 8-9 классах. В 8 классе изучается словосочетание, простое и осложненное предложение, предложения с прямой и кос­венной речью. В 9 классе изучаются виды сложного пред­ложения.

В школьном курсе реализуется структурно-семантический подход к описанию явлений синтаксиса. Суть его проявляется в том, что синтаксические единицы изучаются и со стороны особенностей их формального строения, и на основе их грам­матического значения. Например, сложное предложение и его виды описываются, исходя как из особенностей их устройства, так и с учетом смысловых отношений между частями каждого из видов сложного предложения. Кроме того, обращается вни­мание на сферу употребления (стилистические условия) той или иной синтаксической конструкции. Так процесс формиро­вания языковой компетенции учащихся в ходе изучения син­таксиса сочетается с процессом развития их коммуникативной компетенции.

Изучение синтаксиса начинается с раздела «Словосочета­ние». В 5 классе этот раздел ставит целью подготовить уча­щихся к изучению морфологии на синтаксической основе, в 8 классе рассматриваются структурные типы словосочетаний, способы связи между главными и зависимыми словами. Из­учение словосочетаний помогает учащимся осознать смысло-


146



Дата: 2018-12-28, просмотров: 432.