- пользоваться в речи синтаксическими синонимами;
- находить и анализировать синтаксические средства вы
разительности речи;
- производить синтаксический разбор простых и сложных
предложений.
Умения учащихся формируются с помощью разнообразных приемов работы. В типологию синтаксических упражнений входят упражнения аналитического, репродуктивного и продуктивного характера.
Упражнения аналитического характера включают в себя задания следующих видов:
- определение структуры словосочетания или предло
жения, определение подчинительных связей в словосоче
тании, выделение главного и зависимого слова; для пред
ложения - определение его структуры, характера членов
предложения, выделение его частей, если предложение
сложное;
- группировка единиц по общности их синтаксических
признаков (предложения с разными типами сказуемого, одно
составных или осложненных предложений, предложений с
определенными видами придаточного);
- синтаксический разбор.
Примеры упражнений аналитического характера представлены в действующих учебниках. Так, задания на правильную постановку логического ударения в предложении требуют от учащихся правильно проинтонировать предложение в зависимости от вариантов ответа на вопрос.
Мама вчера уехала в Суздаль ? - Да, уехала.
Нет, не в Суздаль, а во Владимир.
Нет, не мама, а ее сестра.
Да, вчера.
Ведущим упражнением аналитического характера является синтаксический разбор с построением схемы предложения для сложных синтаксических конструкций.
153
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА: СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
Упражнения репродуктивного характера включают в себя такие задания:
- видоизменить синтаксические единицы (заменить со
гласованные определения несогласованными, нераспростра
ненные определения распространенными);
- ввести в предложение элементы с заданными характе
ристиками (вводные слова со значением степени уверенности,
источника сообщения, оценки способа мыслей);
- исправить ошибки в предложениях с деепричастными
оборотами, с нарушением структуры предложения;
- заменить типовые средства связи в сложноподчиненном
предложении на нетиповые (Дом, в котором жил старик,
разрушился - Дом, где жил старик, разрушился);
- развернуть члены предложения в придаточные части.
К упражнениям продуктивного типа могут быть отнесены
задания на составление словосочетаний или предложений заданной структуры, на составление словосочетаний или предложений по заданным схемам.
Новым в системе упражнений по русскому языку следует считать возможность их коммуникативной направленности, что наиболее оправданно применительно к упражнениям синтаксического характера, так как они позволяют показать учащимся коммуникативную нагрузку разнообразных синтаксических построений. Упражнения коммуникативного характера также классифицируются с учетом степени активизации познавательных сил учащихся и распределяются на аналитические, связанные с осознанием или выявлением учащимися коммуникативной нагрузки синтаксических единиц; репродуктивные, требующие видоизменения синтаксических построений с учетом заданной коммуникативной нагрузки; продуктивные, ставящие целью конструирование предложений или фрагментов текста с учетом поставленной коммуникативной задачи.
154
Дата: 2018-12-28, просмотров: 589.