ЛЕКЦИЯ 11. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СИНТАКСИСА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

- пользоваться в речи синтаксическими синонимами;

- находить и анализировать синтаксические средства вы­
разительности речи;

- производить синтаксический разбор простых и сложных
предложений.

Умения учащихся формируются с помощью разнообразных приемов работы. В типологию синтаксических упражнений входят упражнения аналитического, репродуктивного и про­дуктивного характера.

Упражнения аналитического характера включают в себя задания следующих видов:

- определение структуры словосочетания или предло­
жения, определение подчинительных связей в словосоче­
тании, выделение главного и зависимого слова; для пред­
ложения - определение его структуры, характера членов
предложения, выделение его частей, если предложение
сложное;

- группировка единиц по общности их синтаксических
признаков (предложения с разными типами сказуемого, одно­
составных или осложненных предложений, предложений с
определенными видами придаточного);

- синтаксический разбор.

Примеры упражнений аналитического характера представ­лены в действующих учебниках. Так, задания на правильную постановку логического ударения в предложении требуют от учащихся правильно проинтонировать предложение в зависи­мости от вариантов ответа на вопрос.

Мама вчера уехала в Суздаль ? - Да, уехала.

Нет, не в Суздаль, а во Владимир.

Нет, не мама, а ее сестра.

Да, вчера.

Ведущим упражнением аналитического характера являет­ся синтаксический разбор с построением схемы предложения для сложных синтаксических конструкций.











153


ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА: СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Упражнения репродуктивного характера включают в себя такие задания:

- видоизменить синтаксические единицы (заменить со­
гласованные определения несогласованными, нераспростра­
ненные определения распространенными);

- ввести в предложение элементы с заданными характе­
ристиками (вводные слова со значением степени уверенности,
источника сообщения, оценки способа мыслей);

- исправить ошибки в предложениях с деепричастными
оборотами, с нарушением структуры предложения;

- заменить типовые средства связи в сложноподчиненном
предложении на нетиповые (Дом, в котором жил старик,
разрушился
- Дом, где жил старик, разрушился);

- развернуть члены предложения в придаточные части.
К упражнениям продуктивного типа могут быть отнесены

задания на составление словосочетаний или предложений за­данной структуры, на составление словосочетаний или пред­ложений по заданным схемам.

Новым в системе упражнений по русскому языку следу­ет считать возможность их коммуникативной направленно­сти, что наиболее оправданно применительно к упражнениям синтаксического характера, так как они позволяют показать учащимся коммуникативную нагрузку разнообразных син­таксических построений. Упражнения коммуникативного характера также классифицируются с учетом степени акти­визации познавательных сил учащихся и распределяются на аналитические, связанные с осознанием или выявлением уча­щимися коммуникативной нагрузки синтаксических единиц; репродуктивные, требующие видоизменения синтаксических построений с учетом заданной коммуникативной нагрузки; продуктивные, ставящие целью конструирование предложе­ний или фрагментов текста с учетом поставленной коммуни­кативной задачи.










154



Дата: 2018-12-28, просмотров: 589.