Первая группа включает в себя понятия орфограмма, не орфограмма, ошибка, буквенная орфограмма, небуквенная орфограмма (дефис, пробел), вид орфограммы, условия вы бора орфограммы, опознавательные признаки орфограм мы. Центральными среди них являются орфограмма, орфо графические правила, заключающие в себе суть орфограммы и условия выбора орфограммы, опознавательные признаки орфограмм, составляющие основу методического подхода к обучению орфографии.
Вторую группу понятий составляют следующие признаки орфограммы: типы, виды, варианты орфограмм, вариантная ор фограмма, актуальная/неактуальная орфограмма, трудная, легкая орфограмма, трудный случай в применении правила. Этими понятиями пользуется учитель, но не в учебном процессе, а в построении методики обучения учащихся орфографии.
Эти понятия не входят в содержание обучения детей, не отражаются ни в программе, ни в школьном учебнике, в отличие от понятий, которыми пользуются учащиеся и которые определяются в школьных учебниках (орфограмма, орфографический словарь, понятия орфограмма-буква, орфограмма- пробел, слитное написание есть в заданиях к упражнениям).
Понятие орфографическое правило представляет собой особую краткую инструкцию, в которой перечислены те или иные условия выбора орфограммы. Формулировки правил бывают констатирующие и регулирующие (в зависимости от способа перечисления условий выбора). В констатирующих перечисляются все условия выбора орфограммы или условия объяснены на каком-либо написании (в сочетаниях Ч, Щ с другими согласными, кроме Л, Ь не пишется).
В регулируемых орфографических правилах указываются способы действия учащихся в процессе выбора орфограмм из ряда возможных понятий (чтобы не ошибиться в написании проверяемой безударной гласной в корне слова, нужно изменить его или подобрать такое однокоренное слово, в котором сомнительная гласная оказывается под ударением).
163
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА : СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
По структуре орфографическое правило состоит из одной или нескольких частей (справки: НЕ с глаголами и НЕ с причастиями).
Орфографические умения и правила проявляются в выборе учеником орфограмм и фиксации их в письменном виде.
Орфографическими умениями и навыками являются:
- нахождение орфограмм в слове;
- написание слов с изучаемыми видами орфограмм;
- обоснование орфограмм;
- нахождение и исправление ошибок.
В процессе обучения школьников орфографии необходимо опираться на определенные условия, являющиеся необходимым фоном по отношению к применяемой учителем системе работы.
Среди этих условий существенными являются методические предпосылки.
Методические предпосылки - это специфические условия, обеспечивающие овладение орфографическими умениями и навыками. К ним относятся знания учащихся о русском языке, учебно-языковые умения и развитие орфографической зоркости у школьников. В настоящее время принято говорить о ба зовых знаниях - знание фонетики, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса. Роль знаний о языке в обучении орфографии отмечали многие методисты (Н.Н. Алгазина, М.Т. Баранов, М.Р. Львов, Е.Г. Шатова и другие).
Базовые фонетические понятия касаются написаний, связанных с обозначением на письме звуков в слабой позиции буквами соответствующих звуков в сильной позиции. Базовыми в связи с этим являются такие понятия: гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, оглушение и озвончение согласных, шипящие согласные.
Базовые словообразовательные понятия связаны с понятием морфема, в которой находится орфограмма, с понятием структурно-семантических связей слов {просьба - просить), понятием состава слова {пешеход, кругозор). Ба-
164
Дата: 2018-12-28, просмотров: 434.