ЛЕКЦИЯ 12. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Первая группа включает в себя понятия орфограмма, не­ орфограмма, ошибка, буквенная орфограмма, небуквенная орфограмма (дефис, пробел), вид орфограммы, условия вы­ бора орфограммы, опознавательные признаки орфограм­ мы. Центральными среди них являются орфограмма, орфо­ графические правила, заключающие в себе суть орфограммы и условия выбора орфограммы, опознавательные признаки орфограмм, составляющие основу методического подхода к обучению орфографии.

Вторую группу понятий составляют следующие признаки ор­фограммы: типы, виды, варианты орфограмм, вариантная ор­ фограмма, актуальная/неактуальная орфограмма, трудная, легкая орфограмма, трудный случай в применении правила. Этими понятиями пользуется учитель, но не в учебном процессе, а в построении методики обучения учащихся орфографии.

Эти понятия не входят в содержание обучения детей, не отражаются ни в программе, ни в школьном учебнике, в от­личие от понятий, которыми пользуются учащиеся и которые определяются в школьных учебниках (орфограмма, орфогра­фический словарь, понятия орфограмма-буква, орфограмма- пробел, слитное написание есть в заданиях к упражнениям).

Понятие орфографическое правило представляет со­бой особую краткую инструкцию, в которой перечислены те или иные условия выбора орфограммы. Формулировки пра­вил бывают констатирующие и регулирующие (в зависимости от способа перечисления условий выбора). В констатирующих перечисляются все условия выбора орфограммы или условия объяснены на каком-либо написании (в сочетаниях Ч, Щ с другими согласными, кроме Л, Ь не пишется).

В регулируемых орфографических правилах указываются способы действия учащихся в процессе выбора орфограмм из ряда возможных понятий (чтобы не ошибиться в написании проверяемой безударной гласной в корне слова, нужно изме­нить его или подобрать такое однокоренное слово, в котором сомнительная гласная оказывается под ударением).

163


     
 


ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА : СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

По структуре орфографическое правило состоит из одной или нескольких частей (справки: НЕ с глаголами и НЕ с причастиями).

Орфографические умения и правила проявляются в вы­боре учеником орфограмм и фиксации их в письменном виде.

Орфографическими умениями и навыками являются:

- нахождение орфограмм в слове;

- написание слов с изучаемыми видами орфограмм;

- обоснование орфограмм;

- нахождение и исправление ошибок.

В процессе обучения школьников орфографии необходимо опираться на определенные условия, являющиеся необходи­мым фоном по отношению к применяемой учителем системе работы.

Среди этих условий существенными являются методиче­ские предпосылки.

Методические предпосылки - это специфические условия, обеспечивающие овладение орфографическими умениями и навыками. К ним относятся знания учащихся о русском языке, учебно-языковые умения и развитие орфографической зорко­сти у школьников. В настоящее время принято говорить о ба­ зовых знаниях - знание фонетики, лексики, словообразова­ния, морфологии и синтаксиса. Роль знаний о языке в обуче­нии орфографии отмечали многие методисты (Н.Н. Алгазина, М.Т. Баранов, М.Р. Львов, Е.Г. Шатова и другие).

Базовые фонетические понятия касаются написа­ний, связанных с обозначением на письме звуков в слабой по­зиции буквами соответствующих звуков в сильной позиции. Базовыми в связи с этим являются такие понятия: гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, оглушение и озвончение согласных, шипящие согласные.

Базовые словообразовательные понятия связаны с понятием морфема, в которой находится орфограмма, с понятием структурно-семантических связей слов {просьба - просить), понятием состава слова {пешеход, кругозор). Ба-



164



Дата: 2018-12-28, просмотров: 442.