В методике орфографии действуют общедидактические и специальные методические принципы, которые делятся на общие (реализующиеся при изучении всех видов орфограмм) и частные (реализующиеся при изучении разделов орфографии).
Общие методические принципы регулируют работу по орфографии при изучении разных разделов курса (грамматики, фонетики, словообразования).
Первый из них вытекает из взаимоотношений русской орфографии и языка и формируется как требование опоры на связь изучения орфографии с изучением грамматики, фонетики, лексики и словообразования. Этот принцип означает обязательность прочного усвоения школьниками опорных для орфографии сведений о языке (о склонении существительных и, следовательно, о правописании их падежных окончаний, о спряжении глаголов и правописании их личных окончаний).
Второй принцип утверждает необходимость повторения сведений о языке перед изучением определенных орфограмм. Учитель должен обращать внимание на орфограмму, указы-
ЛЕКЦИЯ 12. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ
вать на связь грамматических и орфографических обоснований написания.
Третий принцип требует сочетания сознательности и автоматизма в обучении орфографии. Этот принцип предполагает, что в ходе применения правила процесс его применения автоматизируется, сознательная деятельность по применению правила постепенно в ходе разнообразных упражнений преобразуется в деятельность автоматизированную.
Четвертый принцип состоит в обязательности опоры на опознавательные признаки орфограммы при написании слова. Этот принцип связан с формированием умения выделять в слове те условия, которые сигнализируют об орфограмме и называются в методике орфографии опознавательными признаками орфограммы. Учащиеся должны быть обучены умению их видеть, выделять и использовать при написании слов. Например, работая со словом обруч, ученик определяет, что это существительное, и руководствоваться надо указанием рода, падежа.
Пятый принцип ориентирует на необходимость связи работы по орфографии с развитием речи учащихся. Этот принцип реализуется в тех случаях, когда для решения орфографических задач используются задания на видоизменение текста, конструирование или подбор текстов по орфограмме. Таковы общие принципы методики орфографии.
Наряду с ними изучение конкретных разделов орфографии связано с реализацией частных принципов методики обучения правописанию.
Первый среди них - сопоставление звуков слабой позиции со звуками сильной позиции. На него следует опираться в работе над правописанием гласных и согласных в разных частях речи, так как при передаче звуков буквами пишущий основывается на фонематическом принципе. Суть его в том, что выбор буквы для написания определяется сильной позицией фонемы в морфеме.
160
161
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА:
СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ___________________________
В соответствии с этим принципом у учащихся формируется умение мысленно накладывать морфему с сомнительным гласным или согласным на морфему с этим звуком в сильной позиции.
Второй принцип касается фонетических написаний и требует сопоставления звука и его фонетического окружения (приставки на 3-С).
Третий принцип связан с дефисными и слитно-раздельными написаниями. Он требует определения семантики слова, его структуры, синтаксической позиции в словосочетании, функции в предложении (Он тоже уехал; Он видел то же, что и я).
Четвертый принцип сложился при сопоставлении собственного имени (наименования) и нарицательного имени. Он регулирует употребление большой буквы при передаче на письме собственных существительных (Орел - город; орел - птица).
Пятый принцип связан со смысловым делением слова для переноса со строки на строку.
Таковы частные принципы методики орфографии. На них, как и на общие принципы, следует опираться в процессе обучения учеников применению орфографических правил на письме.
Содержание работы по орфографии в среднем и старшем звене школы
В содержание работы по орфографии входят орфографические знания, орфографические правила, орфографические умения и навыки.
Орфографические знания складываются из понятий и фактов правописания (НЕ с частями речи - слитное / раздельное).
Орфографические понятия описывают систему правописания. Они делятся на 2 группы: понятия, усваиваемые учащимися, и понятия, на которые опирается учитель, организуя учебный процесс.
162
Дата: 2018-12-28, просмотров: 504.