Принципы и методы работы над различными видами орфограмм
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В методике орфографии действуют общедидактические и специальные методические принципы, которые делятся на общие (реализующиеся при изучении всех видов орфо­грамм) и частные (реализующиеся при изучении разделов орфографии).

Общие методические принципы регулируют работу по ор­фографии при изучении разных разделов курса (грамматики, фонетики, словообразования).

Первый из них вытекает из взаимоотношений русской орфографии и языка и формируется как требование опоры на связь изучения орфографии с изучением грамматики, фоне­тики, лексики и словообразования. Этот принцип означает обязательность прочного усвоения школьниками опорных для орфографии сведений о языке (о склонении существительных и, следовательно, о правописании их падежных окончаний, о спряжении глаголов и правописании их личных окончаний).

Второй принцип утверждает необходимость повторения сведений о языке перед изучением определенных орфограмм. Учитель должен обращать внимание на орфограмму, указы-



ЛЕКЦИЯ 12. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ

вать на связь грамматических и орфографических обоснова­ний написания.

Третий принцип требует сочетания сознательности и автоматизма в обучении орфографии. Этот принцип пред­полагает, что в ходе применения правила процесс его при­менения автоматизируется, сознательная деятельность по применению правила постепенно в ходе разнообразных упражнений преобразуется в деятельность автоматизиро­ванную.

Четвертый принцип состоит в обязательности опоры на опознавательные признаки орфограммы при написании слова. Этот принцип связан с формированием умения выде­лять в слове те условия, которые сигнализируют об орфограм­ме и называются в методике орфографии опознавательными признаками орфограммы. Учащиеся должны быть обучены умению их видеть, выделять и использовать при написании слов. Например, работая со словом обруч, ученик определяет, что это существительное, и руководствоваться надо указанием рода, падежа.

Пятый принцип ориентирует на необходимость свя­зи работы по орфографии с развитием речи учащихся. Этот принцип реализуется в тех случаях, когда для решения орфо­графических задач используются задания на видоизменение текста, конструирование или подбор текстов по орфограмме. Таковы общие принципы методики орфографии.

Наряду с ними изучение конкретных разделов орфографии связано с реализацией частных принципов методики обуче­ния правописанию.

Первый среди них - сопоставление звуков слабой пози­ции со звуками сильной позиции. На него следует опираться в работе над правописанием гласных и согласных в разных частях речи, так как при передаче звуков буквами пишущий основывается на фонематическом принципе. Суть его в том, что выбор буквы для написания определяется сильной пози­цией фонемы в морфеме.


 




160



161


ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА:
СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ___________________________

В соответствии с этим принципом у учащихся формирует­ся умение мысленно накладывать морфему с сомнительным гласным или согласным на морфему с этим звуком в сильной позиции.

Второй принцип касается фонетических написаний и требует сопоставления звука и его фонетического окружения (приставки на 3-С).

Третий принцип связан с дефисными и слитно-раздельными написаниями. Он требует определения семан­тики слова, его структуры, синтаксической позиции в сло­восочетании, функции в предложении (Он тоже уехал; Он видел то же, что и я).

Четвертый принцип сложился при сопоставлении соб­ственного имени (наименования) и нарицательного имени. Он регулирует употребление большой буквы при передаче на письме собственных существительных (Орел - город; орел - птица).

Пятый принцип связан со смысловым делением слова для переноса со строки на строку.

Таковы частные принципы методики орфографии. На них, как и на общие принципы, следует опираться в процессе обучения учеников применению орфографических правил на письме.

Содержание работы по орфографии в среднем и старшем звене школы

В содержание работы по орфографии входят орфографи­ческие знания, орфографические правила, орфографические умения и навыки.

Орфографические знания складываются из понятий и фак­тов правописания (НЕ с частями речи - слитное / раздельное).

Орфографические понятия описывают систему право­писания. Они делятся на 2 группы: понятия, усваиваемые уча­щимися, и понятия, на которые опирается учитель, организуя учебный процесс.

162




Дата: 2018-12-28, просмотров: 435.