зовые понятия - это приставка, корень, суффикс, оконча ние, сложное слово, соединительная гласная, однокоренное слово.
Базовые морфологические понятия связаны с морфологическими особенностями слов (склонение существительных, спряжение глагола). Базовыми для работы по орфографии являются понятия части речи, склонение, род, число, падеж; в теме «Местоимение» - отрицательные и неопределенные местоимения, в теме «Числительное» - падеж, в теме «Глагол» - спряжение, лицо, число, вид.
Базовые синтаксические понятия - член предложе ния, главное и зависимое слово, словосочетание, сочинительная и подчинительная связь.
Базовые учебно-языковые умения - это умения опо знавать, анализировать, группировать языковые явления.
Для работы по орфографии базовыми являются следующие учебно-языковые умения:
фонетические -умение определять в слове характер каждого звука, устанавливать оглушение/озвончение согласных;
словообразовательные - умение выделять составные значимые части слова, подбирать однокоренные слова, выяснять, с помощью чего образовано слово;
морфологические - умение определять часть речи, ее форму, различать омонимичные формы разных частей речи;
синтаксические - умение находить главное и зависимое слово в словосочетании, отличать член предложения от нечленов, задавая вопрос от главного слова к зависимому.
Формирование прочных орфографических умений обеспечивается достаточно высоким уровнем владения орфографическими знаниями, понятиями и учебно-языковыми умениями, формированию которых необходимо уделить большое внимание.
165
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА: СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
Организация работы над орфограммой
Выбор правильного написания начинается с нахождения орфограммы, то есть «точки применения правила».
Приметы, или опознавательные признаки «точек» применения правил, позволяют учащимся опознать не конкретный вид орфограммы, а тот или иной тип орфограммы. Наличие шипящих на конце слова сигнализирует о том, надо или не надо писать букву Ь после них. Видов же орфограмм, имеющих данную примету, несколько: в существительных, кратких прилагательных, глаголах, наречиях, частицах.
Приметы орфограмм выполняют в учебном процессе 2 функции: сигнализируют об орфограмме и об условиях выбора конкретной орфограммы.
Опознавательными признаками орфограмм являются следующие особенности слов: фонетические (безударность гласного, шипящие, Ц), лексико-грамматические (собственные и нарицательные наименования), морфологические (предлоги, союзы, частицы), структурные (наличие приставки, суффикса, сложные слова).
Знание опознавательных признаков орфограмм обеспечивает нахождение их в словах и уверенное применение соответствующих орфографических правил.
Сведения об опознавательных признаках орфограмм сообщаются учащимся в процессе изучения соответствующих орфографических правил и при выполнении упражнений.
Целесообразно вывесить в классе таблицу опознавательных признаков и систематически пользоваться ею на уроке.
Опознавательные признаки орфограмм:
- для гласных - безударность, положение после шипящих;
- для согласных - конец слова, стяжение согласных, для
Ъ и Ь - звук И после согласных перед гласными;
- для Ь - как знака мягкости согласного наличие мягких со
гласных в слове;
166
Дата: 2018-12-28, просмотров: 429.