ЛЕКЦИЯ 12. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

зовые понятия - это приставка, корень, суффикс, оконча­ ние, сложное слово, соединительная гласная, однокоренное слово.

Базовые морфологические понятия связаны с мор­фологическими особенностями слов (склонение существитель­ных, спряжение глагола). Базовыми для работы по орфогра­фии являются понятия части речи, склонение, род, число, падеж; в теме «Местоимение» - отрицательные и неопреде­ленные местоимения, в теме «Числительное» - падеж, в теме «Глагол» - спряжение, лицо, число, вид.

Базовые синтаксические понятия - член предложе­ ния, главное и зависимое слово, словосочетание, сочинитель­ная и подчинительная связь.

Базовые учебно-языковые умения - это умения опо­ знавать, анализировать, группировать языковые явления.

Для работы по орфографии базовыми являются следующие учебно-языковые умения:

фонетические -умение определять в слове характер каж­дого звука, устанавливать оглушение/озвончение согласных;

словообразовательные - умение выделять составные значимые части слова, подбирать однокоренные слова, выяс­нять, с помощью чего образовано слово;

морфологические - умение определять часть речи, ее форму, различать омонимичные формы разных частей речи;

синтаксические - умение находить главное и зави­симое слово в словосочетании, отличать член предложе­ния от нечленов, задавая вопрос от главного слова к за­висимому.

Формирование прочных орфографических умений обе­спечивается достаточно высоким уровнем владения орфогра­фическими знаниями, понятиями и учебно-языковыми уме­ниями, формированию которых необходимо уделить большое внимание.

165



ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА: СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Организация работы над орфограммой

Выбор правильного написания начинается с нахождения орфограммы, то есть «точки применения правила».

Приметы, или опознавательные признаки «точек» приме­нения правил, позволяют учащимся опознать не конкретный вид орфограммы, а тот или иной тип орфограммы. Наличие шипящих на конце слова сигнализирует о том, надо или не надо писать букву Ь после них. Видов же орфограмм, имею­щих данную примету, несколько: в существительных, кратких прилагательных, глаголах, наречиях, частицах.

Приметы орфограмм выполняют в учебном процессе 2 функции: сигнализируют об орфограмме и об условиях выбо­ра конкретной орфограммы.

Опознавательными признаками орфограмм являются сле­дующие особенности слов: фонетические (безударность глас­ного, шипящие, Ц), лексико-грамматические (собственные и нарицательные наименования), морфологические (предлоги, союзы, частицы), структурные (наличие приставки, суффик­са, сложные слова).

Знание опознавательных признаков орфограмм обеспечи­вает нахождение их в словах и уверенное применение соот­ветствующих орфографических правил.

Сведения об опознавательных признаках орфограмм сооб­щаются учащимся в процессе изучения соответствующих ор­фографических правил и при выполнении упражнений.

Целесообразно вывесить в классе таблицу опознаватель­ных признаков и систематически пользоваться ею на уроке.

Опознавательные признаки орфограмм:

- для гласных - безударность, положение после шипящих;

- для согласных - конец слова, стяжение согласных, для
Ъ и Ь - звук И после согласных перед гласными;

- для Ь - как знака мягкости согласного наличие мягких со­
гласных в слове;





166



Дата: 2018-12-28, просмотров: 373.