МОРФОЛОГИИ
тенные знания в новой учебной ситуации, умения решать нетрадиционные задачи, связанные с сопоставлением смежных или близких форм, с выявлением их сходства или различия, с использованием данных словоформ для образования на их основе других, совмещающих в себе особенности исходных форм.
Упражнения продуктивного характера (упражнения на конструирование) ставят целью построение словосочетаний, предложений, текстов с использованием заданных форм.
К продуктивным упражнениям можно отнести следующие задания:
- составление словосочетаний: числительное + существи
тельное в дательном, предложном падежах -167 (гектар), 287
(экземпляр); существительное + прилагательное в сравни
тельной степени - голос, громкий; ветер, сильный;
- распространение предложений причастными оборотами;
- составление текста определенного типа (повествование,
рассуждение, описание) с использованием слов определенной
части речи (для описания - прилагательных, для повествова
ния - глаголов).
Среди упражнений по морфологии определенное место должны занимать упражнения грамматико-стилистического (функционально-стилистического) характера. Такие задания ставят целью обратить внимание учащихся на коммуникативную функцию словоформ, то есть на выявление оправданности, мотивированности их использования в конкретном тексте.
Упражнения этого вида требуют для анализа использование связного текста с тем, чтобы показать учащимся, как та или иная часть речи функционирует в нем, и обратить внимание учащихся на ее выразительную силу. В заданиях к упражнениям подобного вида предлагается обратить внимание на определенную часть речи и установить, что позволяет передать использование ее в тексте. Например, выясняется роль глагола в тексте К. Паустовского, оценивающего прозу М.Пришвина.
141
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА : СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
Прозу Пришвина можно с полным правом назвать раз нотравьем русского языка. Слова Пришвина цветут, свер кают. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как род ники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед, то, наконец, ложатся в нашей памяти мед ленным строем, подобно течению звезд.
В заданиях грамматико-стшшстического характера может быть предложено установить стилевую принадлежность определенных языковых единиц. С этой целью предлагается ряд слов определенной части речи, включающий в себя слова разной стилевой принадлежности: глаза, очи, гляделки; мальчик, малец, пацан; сообразительность, изобретательность, смекалка.
В коммуникативном плане целесообразны упражнения на сопоставление близких форм с целью выявления различия в оттенках их значения.
Так, можно предложить задания на замену полного имени прилагательного кратким и на выяснение того, какие из них выражают вневременной (постоянный) признак, а какие выражают качественное состояние во времени; какие содержат резкую оценку, какие - более мягкую (он некрасивый - он некрасив, он хитрый - он хитёр).
Упражнения стилистического характера позволяют учащимся осознать речевую природу изучаемых языковых единиц, их коммуникативную нагрузку и готовят учащихся к овладению словоформами и как речевым средством.
Литература
Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. - М.: Дрофа, 2006. С. 137-151.
Литпневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе. - М.: Академический проспект, 2006. С. 309-422.
Школьные учебники русского языка для 5 класса (для 6 -под ред.Н.М.Шанского).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 483.