ЛЕКЦИЯ 10. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МОРФОЛОГИИ

тенные знания в новой учебной ситуации, умения решать не­традиционные задачи, связанные с сопоставлением смежных или близких форм, с выявлением их сходства или различия, с использованием данных словоформ для образования на их основе других, совмещающих в себе особенности исходных форм.

Упражнения продуктивного характера (упражнения на конструирование) ставят целью построение словосочетаний, предложений, текстов с использованием заданных форм.

К продуктивным упражнениям можно отнести следующие задания:

- составление словосочетаний: числительное + существи­
тельное в дательном, предложном падежах -167 (гектар), 287
(экземпляр);
существительное + прилагательное в сравни­
тельной степени - голос, громкий; ветер, сильный;

- распространение предложений причастными оборотами;

- составление текста определенного типа (повествование,
рассуждение, описание) с использованием слов определенной
части речи (для описания - прилагательных, для повествова­
ния - глаголов).

Среди упражнений по морфологии определенное место должны занимать упражнения грамматико-стилистического (функционально-стилистического) характера. Такие задания ставят целью обратить внимание учащихся на коммуника­тивную функцию словоформ, то есть на выявление оправ­данности, мотивированности их использования в конкрет­ном тексте.

Упражнения этого вида требуют для анализа использование связного текста с тем, чтобы показать учащимся, как та или иная часть речи функционирует в нем, и обратить внимание учащихся на ее выразительную силу. В заданиях к упражнени­ям подобного вида предлагается обратить внимание на опреде­ленную часть речи и установить, что позволяет передать ис­пользование ее в тексте. Например, выясняется роль глагола в тексте К. Паустовского, оценивающего прозу М.Пришвина.







141


ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА : СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Прозу Пришвина можно с полным правом назвать раз­ нотравьем русского языка. Слова Пришвина цветут, свер­ кают. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как род­ ники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед, то, наконец, ложатся в нашей памяти мед­ ленным строем, подобно течению звезд.

В заданиях грамматико-стшшстического характера мо­жет быть предложено установить стилевую принадлежность определенных языковых единиц. С этой целью предлагается ряд слов определенной части речи, включающий в себя слова разной стилевой принадлежности: глаза, очи, гляделки; маль­чик, малец, пацан; сообразительность, изобретательность, смекалка.

В коммуникативном плане целесообразны упражнения на сопоставление близких форм с целью выявления различия в оттенках их значения.

Так, можно предложить задания на замену полного имени прилагательного кратким и на выяснение того, какие из них выражают вневременной (постоянный) признак, а какие вы­ражают качественное состояние во времени; какие содержат резкую оценку, какие - более мягкую (он некрасивый - он не­красив, он хитрый - он хитёр).

Упражнения стилистического характера позволяют уча­щимся осознать речевую природу изучаемых языковых еди­ниц, их коммуникативную нагрузку и готовят учащихся к овладению словоформами и как речевым средством.

Литература

Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. - М.: Дрофа, 2006. С. 137-151.

Литпневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподава­ния русского языка в средней школе. - М.: Академический проспект, 2006. С. 309-422.

Школьные учебники русского языка для 5 класса (для 6 -под ред.Н.М.Шанского).




Дата: 2018-12-28, просмотров: 389.