МОРФОЛОГИИ
стов. Задание может быть осложнено выписыванием из текста указанных в задании форм, с целью их классификации (выписать имена существительные одушевленные, неодушевленные; местоимения неопределенные, отрицательные; имена числительные количественные, порядковые, собирательные). Упражнения можно сочетать с заданиями познавательного характера. Таковы задания на исправление ошибочных ответов учащихся. Например, ученик для разбора глагола, употребленного в предложении Пусть приедет завтра взял только слово приедет. Задание: установить, какую ошибку допустил ученик.
Упражнения по морфологии можно осложнять орфографическими заданиями, когда предлагается вставить в слова пропущенные буквы.
Целесообразно усложнять упражнения заданиями на повторение изученного в других разделах школьного курса. Так, в упражнении на разграничение внешне сходных форм можно предложить задание на выявление омонимов, их сопоставление в грамматическом плане (Я все сделал по-твоему - По твоему совету я сходил на выставку).
Универсальным упражнением является морфологический разбор, который в школьной практике принято проводить для всех частей речи, кроме междометия. Проведение морфологического разбора требует соблюдения ряда условий:
- анализируемая форма выписывается в той форме, в
которой она употреблена в тексте; если при имени существи
тельном употреблен предлог, то он выписывается вместе с су
ществительным, но заключается в скобки;
- начальной формой склоняемых частей речи является
форма именительного падежа, для глагола - неопределенная
форма глагола;
- морфологические признаки частей речи называются в
определенной последовательности, при этом сначала отмеча
ются постоянные, затем непостоянные признаки; очень важно
при этом учитывать, что в некоторых случаях непостоянные
138
139
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА : СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
признаки отмечаются как постоянные (число у имен существительных типа глубина, молодежь, Москва; некоторые качественные имена прилагательные не имеют краткой формы, например, особый, поэтому полная форма считается у них постоянным признаком).
В целом обучение морфологическому разбору должно сопровождаться овладением схемами разбора каждой части речи. Учащимся может быть предложено задание обобщающего характера, например, на определение спряжения глагола. Предлагается установить, как определяется спряжение глагола, если: 1) личное окончание ударное, 2) у глагола есть приставка вы-, 3) личное окончание безударное, 4) инфинитив оканчивается на -итъ, 5) инфинитив оканчивается ша~ать, -ять, 6) инфинитив оканчивается на -ытъ.
Таковы упражнения аналитического характера. Анализируя словоформы, учащиеся приобретают умение правильно их характеризовать.
Упражнения аналитического характера готовят учащихся к выполнению задания более сложного характера - репродуктивных (реконструктивных), которые ставят целью видоизменение формы слова или замену одной части речи на другую.
Репродуктивным упражнением может быть, например, образование от имени прилагательного в положительной степени прилагательного в сравнительной/превосходной степени; образование причастий/деепричастий от глагола; постановка слов в определенную форму (числительное 485 в форму творительного падежа, наречие хорошо в форму сравнительной степени).
Репродуктивные упражнения ставят учащихся в активную позицию, так как требуют видоизменения формы с учетом соотнесенности данной формы с видоизмененной, с другими явлениями языка (лексическая антонимия, грамматическая
антонимия); подбора аналогичных форм; образования от одной формы других, смежных с ней форм. Все это формирует действенные умения учащихся, умения применять приобре-
I
Дата: 2018-12-28, просмотров: 410.