ЛЕКЦИЯ 10. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МОРФОЛОГИИ

стов. Задание может быть осложнено выписыванием из текста указанных в задании форм, с целью их классификации (вы­писать имена существительные одушевленные, неодушевлен­ные; местоимения неопределенные, отрицательные; имена числительные количественные, порядковые, собирательные). Упражнения можно сочетать с заданиями познавательного характера. Таковы задания на исправление ошибочных отве­тов учащихся. Например, ученик для разбора глагола, употре­бленного в предложении Пусть приедет завтра взял только слово приедет. Задание: установить, какую ошибку допустил ученик.

Упражнения по морфологии можно осложнять орфографи­ческими заданиями, когда предлагается вставить в слова про­пущенные буквы.

Целесообразно усложнять упражнения заданиями на по­вторение изученного в других разделах школьного курса. Так, в упражнении на разграничение внешне сходных форм мож­но предложить задание на выявление омонимов, их сопостав­ление в грамматическом плане (Я все сделал по-твоему - По твоему совету я сходил на выставку).

Универсальным упражнением является морфологический разбор, который в школьной практике принято проводить для всех частей речи, кроме междометия. Проведение морфологи­ческого разбора требует соблюдения ряда условий:

- анализируемая форма выписывается в той форме, в
которой она употреблена в тексте; если при имени существи­
тельном употреблен предлог, то он выписывается вместе с су­
ществительным, но заключается в скобки;

- начальной формой склоняемых частей речи является
форма именительного падежа, для глагола - неопределенная
форма глагола;

- морфологические признаки частей речи называются в
определенной последовательности, при этом сначала отмеча­
ются постоянные, затем непостоянные признаки; очень важно
при этом учитывать, что в некоторых случаях непостоянные


 












138



139


 



 


ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА : СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

признаки отмечаются как постоянные (число у имен суще­ствительных типа глубина, молодежь, Москва; некоторые ка­чественные имена прилагательные не имеют краткой формы, например, особый, поэтому полная форма считается у них по­стоянным признаком).

В целом обучение морфологическому разбору должно со­провождаться овладением схемами разбора каждой части речи. Учащимся может быть предложено задание обобщаю­щего характера, например, на определение спряжения гла­гола. Предлагается установить, как определяется спряжение глагола, если: 1) личное окончание ударное, 2) у глагола есть приставка вы-, 3) личное окончание безударное, 4) инфинитив оканчивается на -итъ, 5) инфинитив оканчивается ша~ать, -ять, 6) инфинитив оканчивается на -ытъ.

Таковы упражнения аналитического характера. Анализи­руя словоформы, учащиеся приобретают умение правильно их характеризовать.

Упражнения аналитического характера готовят учащихся к выполнению задания более сложного характера - репродук­тивных (реконструктивных), которые ставят целью видоизме­нение формы слова или замену одной части речи на другую.

Репродуктивным упражнением может быть, напри­мер, образование от имени прилагательного в положительной степени прилагательного в сравнительной/превосходной сте­пени; образование причастий/деепричастий от глагола; поста­новка слов в определенную форму (числительное 485 в форму творительного падежа, наречие хорошо в форму сравнитель­ной степени).

Репродуктивные упражнения ставят учащихся в активную позицию, так как требуют видоизменения формы с учетом со­отнесенности данной формы с видоизмененной, с другими яв­лениями языка (лексическая антонимия, грамматическая

антонимия); подбора аналогичных форм; образования от одной формы других, смежных с ней форм. Все это формирует действенные умения учащихся, умения применять приобре-


I








Дата: 2018-12-28, просмотров: 346.