МОРФОЛОГИИ
требует таких условий работы над морфологическими понятиями, когда учащиеся подходят к анализу любой части речи с учетом общего плана их рассмотрения (определение общего значения, морфологических признаков и синтаксической функции).
Трудности усвоения учащимися морфологических понятий
В усвоении морфологии учащиеся встречаются с рядом трудностей, которые вызваны необходимостью осознания ими тех абстрактных понятий, которые составляют критерии классификации частей речи.
Учащимся необходимо разъяснить такие понятия, как обобщающее значение частей речи и морфологические признаки, которые различны у разных частей речи (склоняются, спрягаются, не изменяются; имеют род, число, падеж; изменяются по родам; имеют время, лицо, вид и так далее).
Учащиеся должны осознать, что понятием «морфологические признаки» обозначается ряд явлений языка. Во-первых, это лексико-грамматические разряды слов (собственные/нарицательные, одушевленные/неодушевленные имена существительные, разряды имен прилагательных по значению). Во-вторых, это наименования грамматических категорий (род, число, падеж, вид, наклонение и другие). В-третьих, это формальные классы слов (1, 2, 3 склонение имен существительных; 1 и 2 спряжение глаголов).
Учащихся следует тренировать в выделении этих признаков, отмечая, какие их них являются постоянными и какие -непостоянными.
К трудностям усвоения морфологии следует отнести и усеченное усвоение учащимися морфологического понятия, что ведет их к смешению внешне сходных форм (Озеро спокойно и Говорил спокойно) или форм, входящих в один класс (причастие и деепричастие), форм, имеющих соотнесенность (.тру довые руки — натруженные руки).
137
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА : СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
Существование этих трудностей требует такого подбора материала для анализа, когда он включает в себя формы, требующие их осознанного разграничения.
К числу трудностей изучения частей речи следует отнести смешение учащимися понятий «часть речи» и «член предложения». Такая ошибка удерживается в знаниях по морфологии долго, поэтому надо последовательно практиковать учащихся в разграничении данных понятий, предлагая, например, перечислить части речи и члены предложения, решать грамматические задачи типа «лишний» в списке {существи тельное, прилагательное, обстоятельство, наречие).
Затруднительным для учащихся оказывается осознание особенностей некоторых частей речи. Таково, например, имя числительное, которое затрудняет учащихся в плане образования форм косвенных падежей составных количественных числительных (с 547, до 8675 и т.д.).
Учащиеся затрудняются в усвоении разрядов местоимений, в опознании характера слов, когда они переходят из одной части речи в другую (возле дома, стоял возле).
Внимание учителя к возможным затруднениям поможет осознанию учащимися морфологических понятий и тем самым будет способствовать приобретению умения работать с ними.
Упражнения по морфологии
Упражнения на уроках морфологии служат целям усвоения учащимися теоретического материала и выработке определенных умений.
Все используемые на занятиях по морфологии упражнения могут быть разделены на 3 основные группы: аналитические, репродуктивные и продуктивные.
Аналитические упражнения ставят целью сформировать умение устанавливать характер формы употребленного или взятого для анализа слова, то есть обучить учащихся приемам морфологического анализа. Такой анализ может быть организован на материале словосочетаний, предложений, тек-
Дата: 2018-12-28, просмотров: 406.