ЛЕКЦИЯ 10. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МОРФОЛОГИИ

требует таких условий работы над морфологическими поня­тиями, когда учащиеся подходят к анализу любой части речи с учетом общего плана их рассмотрения (определение обще­го значения, морфологических признаков и синтаксической функции).

Трудности усвоения учащимися морфологических понятий

В усвоении морфологии учащиеся встречаются с рядом трудностей, которые вызваны необходимостью осознания ими тех абстрактных понятий, которые составляют критерии клас­сификации частей речи.

Учащимся необходимо разъяснить такие понятия, как обоб­щающее значение частей речи и морфологические признаки, которые различны у разных частей речи (склоняются, спряга­ются, не изменяются; имеют род, число, падеж; изменяются по родам; имеют время, лицо, вид и так далее).

Учащиеся должны осознать, что понятием «морфологиче­ские признаки» обозначается ряд явлений языка. Во-первых, это лексико-грамматические разряды слов (собственные/на­рицательные, одушевленные/неодушевленные имена суще­ствительные, разряды имен прилагательных по значению). Во-вторых, это наименования грамматических категорий (род, число, падеж, вид, наклонение и другие). В-третьих, это формальные классы слов (1, 2, 3 склонение имен существи­тельных; 1 и 2 спряжение глаголов).

Учащихся следует тренировать в выделении этих призна­ков, отмечая, какие их них являются постоянными и какие -непостоянными.

К трудностям усвоения морфологии следует отнести и усе­ченное усвоение учащимися морфологического понятия, что ведет их к смешению внешне сходных форм (Озеро спокойно и Говорил спокойно) или форм, входящих в один класс (при­частие и деепричастие), форм, имеющих соотнесенность (.тру­ довые руки — натруженные руки).

137


ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА : СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Существование этих трудностей требует такого подбора материала для анализа, когда он включает в себя формы, тре­бующие их осознанного разграничения.

К числу трудностей изучения частей речи следует отнести смешение учащимися понятий «часть речи» и «член предло­жения». Такая ошибка удерживается в знаниях по морфоло­гии долго, поэтому надо последовательно практиковать уча­щихся в разграничении данных понятий, предлагая, напри­мер, перечислить части речи и члены предложения, решать грамматические задачи типа «лишний» в списке {существи­ тельное, прилагательное, обстоятельство, наречие).

Затруднительным для учащихся оказывается осознание особенностей некоторых частей речи. Таково, например, имя числительное, которое затрудняет учащихся в плане образо­вания форм косвенных падежей составных количественных числительных (с 547, до 8675 и т.д.).

Учащиеся затрудняются в усвоении разрядов местоимений, в опознании характера слов, когда они переходят из одной ча­сти речи в другую (возле дома, стоял возле).

Внимание учителя к возможным затруднениям поможет осознанию учащимися морфологических понятий и тем самым будет способствовать приобретению умения работать с ними.


Упражнения по морфологии

Упражнения на уроках морфологии служат целям усвоения учащимися теоретического материала и выработке определен­ных умений.

Все используемые на занятиях по морфологии упражнения могут быть разделены на 3 основные группы: аналитические, репродуктивные и продуктивные.

Аналитические упражнения ставят целью сформиро­вать умение устанавливать характер формы употребленного или взятого для анализа слова, то есть обучить учащихся при­емам морфологического анализа. Такой анализ может быть организован на материале словосочетаний, предложений, тек-



Дата: 2018-12-28, просмотров: 406.