структуры, которая позволяет упорядочить для учащихся способ распознания анализируемой единицы.
Обучение такому способу рационального мышления обычно проводится как коллективная работа, когда учитель предлагает учащимся установить, в какой последовательности они должны анализировать данную языковую единицу. Коллективно устанавливается схема рассуждения - учебный алгоритм опознавания определенной грамматической формы.
Учащиеся при этом не только овладевают схемой учебных действий, но и осознают значимость каждой логической операции, недопустимость потери какой-либо из них. Так, не назвав время анализируемого глагола {писал), ученик определяет лицо, тогда как в этой форме глагол не изменяется по лицам. Потеря операции, обусловливающей последующее решение, привела к ошибке в анализе грамматической формы.
Иногда учащиеся при морфологическом разборе учитывают только один и нередко несущественный для данного вида разбора признак. Например, вид глагола приходил определяется как совершенный, ученик обосновывает свой ответ тем, что действие происходило в прошлом. В данном случае учитывается лексическое значение глагола.
Итак, второй этап формирования понятия связан с осмыслением учащимся структуры учебного алгоритма, то есть системы опознания понятия.
Третий этап включает в себя целенаправленную работу по применению изученных знаний. На этом этапе изученное понятие вводится в систему ранее изученных и осмысляется учащимся как часть системы, имеющая свое гнездо. От учащихся на этом этапе работы над грамматическим понятием требуется не только воспроизведение изученного, но и установление сходства или различия признаков родственных или смежных понятий. На этом этапе работы над грамматическим понятием важно учитывать явление интерференции умений - тормозящего влияния выработанных умений на новые. Например, при изучении
134
1
ЛЕКЦИЯ 10. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
МОРФОЛОГИИ
причастия, особенно на первых порах, учащиеся затрудняются в отграничении их от прилагательных, над которыми они работали в 5-6 классах. Для предупреждения такого интерферирующего влияния важно давать для анализа причастия в сочетании с прилагательными {заросшая гу стая тропинка, багровое заходящее солнце, колышущая ся высокая трава).
На данном этапе формирования морфологических понятий целесообразна постановка заданий, которые последовательно усложняются через сравнение, сопоставление и противопоставление смешиваемых понятий, выявление в каждом их них определенных свойств, обусловливающих сходство или различие между сопоставляемыми языковыми единицами. Например, предлагается выделить словосочетания причастий с существительными и прилагательных с существительными и мотивировать решение; подобрать аналогичные противоположные формы (заменить полное причастие кратким), сопоставить классификацию анализируемых языковых понятий.
Постепенно усложняющиеся задания способствуют не только усвоению теоретических сведений об изучаемой единице языка, но и приобретению умения работать с ним (видоизменять его, подбирать аналогичные языковые единицы, подбирать нужные словоформы). Это формирует языковую компетенцию учащихся, делает их знания действенными, учит доказательно анализировать изучаемую единицу языка.
Таким образом, задача третьего этапа состоит в осознании места изучаемого понятия в системе близких или смежных понятий, их связей с другими понятиями.
Другая существенная задача этого этапа состоит в том, чтобы сформировать умение находить данную морфологическую единицу в тексте и производить с ней необходимые учебные действия: характеризовать ее, видоизменять, сопоставлять с другими единицами морфологии, образовывать ее, подбирать подобные ей единицы.
135
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА: СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
Умения, формируемые в процессе обучения морфологии
Изучение морфологии связано с необходимостью формирования определенных умений учащихся. К ним относятся следующие:
- находить в тексте и анализировать слова определенной
части речи, выявляя их морфологические признаки;
- образовывать все формы данного слова;
- склонять и спрягать слова в соответствии с грамматиче
скими нормами;
- группировать слова и словоформы по заданным основа
ниям;
- производить морфологический разбор слов разных ча
стей речи;
- правильно и уместно использовать формы слов в ходе
конструирования текста;
- применять орфографические правила при написании
различных частей речи.
Ведущим среди данных умений является умение распознавать изученные части речи. Это умение складывается из ряда частных умений: умения выявлять обобщенное значение слова, умения определять морфологические признаки и синтаксическую функцию слова.
Эти умения сложны для осознания учащимися, так как они прилагаются к абстрактным понятиям. Обобщенное значение, морфологические признаки и синтаксическая роль являются свойствами, мысленно отвлеченными от конкретных явлений. От ученика требуется конкретизировать их к той или части речи, то есть установить значение предмета, признака, количества, действия, выраженное в слове. Ученики должны уметь видеть и разнообразные морфологические признаки слова или словоформы. Таких свойств даже для конкретной словоформы немало, не все они бывают достаточно хорошо освоены учащимися. Таковы, например, категории вида глагола, категория наклонения, разряды местоимений, наречий, частиц. Все это
136
Дата: 2018-12-28, просмотров: 437.