МОРФОЛОГИИ
В учебном комплексе под редакцией В.В. Бабайцевой в учебнике 5 класса раздел «Морфология» включает только имя существительное. В 6 и 7 классах изучаются остальные части речи, при этом в 6 классе изучается глагол, имя прилагательное, имя числительное, наречие и местоимение. В 7 классе -деепричастие, служебные части речи, междометия.
В учебном комплексе под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта в 5 классе изучается глагол, имя существительное, имя прилагательное; в 6 классе - причастие, деепричастие, имя числительное, местоимение; в 7 классе - наречие, служебные части речи, междометие и звукоподражания.
Содержание раздела «Морфология» во всех трех учебных комплексах в основном совпадает. Различие проявляется в трактовке причастия и деепричастия. В учебном комплексе под редакцией В.В. Бабайцевой и в учебнике под редакцией Н.М. Шанского они представлены как самостоятельные части речи. В учебном комплексе под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта они поданы как особые формы глагола. Кроме того, в учебнике В.В. Бабайцевой и Л.О. Чесноковой введены как самостоятельная часть речи слова категории состояния; в учебнике под редакцией М.М.Разумовской и П.А. Леканта введены введено понятие слова-звукоподрожания. Остальные различия менее значительны и касаются, например, порядка рассмотрения частей речи.
Изучение морфологии в 5-7 классах опирается на те сведения, которые учащиеся получили в начальных классах. Основательно изучены в этом звене имена существительные, имена прилагательные и глагол. Учащиеся знают после начальной школы наименование всех частей речи (кроме категории состояния, междометия и звукоподражания), получают знания о значении, вопросе, на который они отвечают, об их основных признаках, изменении, синтаксической роли.
В 5-7 классах знания о каждой части речи закрепляются и углубляются, и вся система частей речи подвергается теоретическому осмыслению учащимися.
129
ЛЕКЦИЯ 10. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
МОРФОЛОГИИ
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА : СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
Изучение теоретических сведений по морфологии
Основными понятиями по морфологии, которые должны быть освоены учащимися, являются понятие «части речи» и понятие «грамматическая категория». В основе распределения слов по частям речи лежат такие критерии, как общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая функция.
Общее грамматическое значение представляет собой предельно обобщенное понятие, которое складывается на уровне лексической абстракции (предмет, признак предмета, количество, действие, образ действия). Общее значение части речи должно быть раскрыто учащимся через анализ соответствующих единиц морфологии и через постановку логических вопросов к каждой части речи.
Второй критерий распределения слов по частям речи -морфологические признаки - представляет собой сложное для учащихся понятие. Его целесообразно ввести в лингвистические представления учащихся еще при изучении лексики, когда они узнают о том, что слово характеризуется наряду с лексическим еще и грамматически значением. В разделе «Словообразование» знание о грамматическом значении закрепляется через выявление значения окончания в изменяемых словах, которое обычно включает в себя и морфологическое значение.
Л.А. Тростенцова для осознания учащимися понятия «грамматическое (морфологическое) значение слова» предлагает рассмотреть классический пример Л.В. Щербы «Глокая кудра штеко будлянула бокра и будланула бокренка», где использованы слова, не имеющие лексического значения, но по их окончаниям и суффиксам {штеко, бокренка) можно установить обобщенный смысл этого высказывания.
Учащиеся должны прочно овладеть умением обнаружения морфологических признаков, среди которых следует различать классификационные и словоизменительные.
130
Классификационные признаки характеризуют часть речи в целом, выделяют ее среди других лексико-грамматических классов. Так, у имен прилагательных это разряд по значению, полная/краткая формы, степени сравнения; у глагола - вид, наклонение, спряжение. Словоизменительные признаки характеризуют конкретную словоформу (число, падеж для имени существительного, род, число, падеж для имени прилагательного).
Учащихся следует тренировать в выявлении и разграничении таких морфологических признаков. Это делается через анализ соответствующего языкового материала.
Л.А. Тростенцова рекомендует для обучения учащихся действиям обнаружения морфологических признаков такой прием, как сопоставление форм слов. Например, такие пары слов, как читаешь - читает; читаем - читаю, дают возможность учащимся установить такой признак глагола, как лицо; пары читал - читаем; читаю - буду читать позволяют назвать такой признак, как время.
Морфологические признаки для частей речи в большинстве своем являются определяющими (имя существительное, имя прилагательное, глагол), но такие две части речи, как местоимение и имя числительное, выделяются на основе их значения (на основе обозначения количества предметов или порядка их при счете для имен числительных и на основе того, что не называют предметы, признаки или количество, а лишь указывают на них - для местоимения). Морфологические признаки этих частей речи разнородны и указываются при их характеристике.
Следующим признаком части речи является ее синтаксическая функция. Например, разграничение имени прилагательного и субстантивированного слова проводится на основе определения синтаксической функции каждого из них (Столовая открыта. Куплена столовая посуда).
Осознание учащимися всех трех признаков части речи (обобщенного значения, морфологических свойств и синтак-
131
!
OCh СИС
лег
МО1 МО
ни
то Щ ст
41
и:
Г ]
У г с
ъ
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА: СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
сической функции) облегчает им узнавание части речи в анализируемом языковом материале.
Кроме понятия «часть речи», учащиеся должны осознать классификации частей речи. Одна из них включает самостоятельные (слова, имеющие лексическое значение) и служебные (слова, обозначающие отношения между явлениями действительности и употребляющиеся только в соединении со знаменательными частями речи). В свою очередь самостоятельные части речи делятся на знаменательные и местоименные: знаменательные слова называют предметы, признаки, действия, местоименные слова только указывают на предметы, признаки и действия, не называя их.
Другое основание классификации - это способность к изменению формы. На этом основании части речи делятся на изменяемые и неизменяемые. Особо стоят междометия - слова, не подходящие под понятие «часть речи». Они не вступают с другими словами в предложении ни в какие синтаксические отношения, всегда обособлены интонационно и цунктуационно.
Ознакомление с общей классификацией частей речи позволяет учащимся получить общее представление о той или иной части речи.
Формирование понятия той или иной части речи целесообразно вести в несколько этапов.
Первый этап - введение морфологического понятия -включает в себя первичное ознакомление с ним.
На этом этапе дается научное определение понятия, сообщается соответствующая терминология. Это может быть воспринято учащимися со слов учителя. Однако школа своей ведущей целью имеет развитие познавательных сил учащихся, формирование у них деятельностных умений, поэтому уже на первом этапе знакомства с морфологическим понятием следует организовать работу над его представлением учащимся как активную деятельность учащихся по восприятию изучаемой единицы. Это требует организации анализа языковой единицы через вопросы, которые должны помочь учащимся увидеть
132
Дата: 2018-12-28, просмотров: 544.