ЛЕКЦИЯ 10. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МОРФОЛОГИИ

В учебном комплексе под редакцией В.В. Бабайцевой в учебнике 5 класса раздел «Морфология» включает только имя существительное. В 6 и 7 классах изучаются остальные части речи, при этом в 6 классе изучается глагол, имя прилагатель­ное, имя числительное, наречие и местоимение. В 7 классе -деепричастие, служебные части речи, междометия.

В учебном комплексе под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта в 5 классе изучается глагол, имя существитель­ное, имя прилагательное; в 6 классе - причастие, дееприча­стие, имя числительное, местоимение; в 7 классе - наречие, служебные части речи, междометие и звукоподражания.

Содержание раздела «Морфология» во всех трех учебных комплексах в основном совпадает. Различие проявляется в трактовке причастия и деепричастия. В учебном комплексе под редакцией В.В. Бабайцевой и в учебнике под редакцией Н.М. Шанского они представлены как самостоятельные части речи. В учебном комплексе под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта они поданы как особые формы глагола. Кроме того, в учебнике В.В. Бабайцевой и Л.О. Чесноковой введены как самостоятельная часть речи слова категории состояния; в учебнике под редакцией М.М.Разумовской и П.А. Леканта введены введено понятие слова-звукоподрожания. Остальные различия менее значительны и касаются, например, порядка рассмотрения частей речи.

Изучение морфологии в 5-7 классах опирается на те сведе­ния, которые учащиеся получили в начальных классах. Осно­вательно изучены в этом звене имена существительные, имена прилагательные и глагол. Учащиеся знают после начальной школы наименование всех частей речи (кроме категории со­стояния, междометия и звукоподражания), получают знания о значении, вопросе, на который они отвечают, об их основных признаках, изменении, синтаксической роли.

В 5-7 классах знания о каждой части речи закрепляются и углубляются, и вся система частей речи подвергается теорети­ческому осмыслению учащимися.

129



ЛЕКЦИЯ 10. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

МОРФОЛОГИИ


ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА : СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Изучение теоретических сведений по морфологии

Основными понятиями по морфологии, которые должны быть освоены учащимися, являются понятие «части речи» и понятие «грамматическая категория». В основе распреде­ления слов по частям речи лежат такие критерии, как общее грамматическое значение, морфологические признаки и син­таксическая функция.

Общее грамматическое значение представляет со­бой предельно обобщенное понятие, которое складывается на уровне лексической абстракции (предмет, признак предмета, количество, действие, образ действия). Общее значение части речи должно быть раскрыто учащимся через анализ соответ­ствующих единиц морфологии и через постановку логических вопросов к каждой части речи.

Второй критерий распределения слов по частям речи -морфологические признаки - представляет собой сложное для учащихся понятие. Его целесообразно ввести в лингвисти­ческие представления учащихся еще при изучении лексики, когда они узнают о том, что слово характеризуется наряду с лексическим еще и грамматически значением. В разделе «Сло­вообразование» знание о грамматическом значении закре­пляется через выявление значения окончания в изменяемых словах, которое обычно включает в себя и морфологическое значение.

Л.А. Тростенцова для осознания учащимися понятия «грамматическое (морфологическое) значение слова» предла­гает рассмотреть классический пример Л.В. Щербы «Глокая кудра штеко будлянула бокра и будланула бокренка», где ис­пользованы слова, не имеющие лексического значения, но по их окончаниям и суффиксам {штеко, бокренка) можно уста­новить обобщенный смысл этого высказывания.

Учащиеся должны прочно овладеть умением обнаруже­ния морфологических признаков, среди которых следует различать классификационные и словоизменительные.


130


 


Классификационные признаки характеризуют часть речи в целом, выделяют ее среди других лексико-грамматических классов. Так, у имен прилагательных это разряд по зна­чению, полная/краткая формы, степени сравнения; у гла­гола - вид, наклонение, спряжение. Словоизменительные признаки характеризуют конкретную словоформу (число, падеж для имени существительного, род, число, падеж для имени прилагательного).

Учащихся следует тренировать в выявлении и разграни­чении таких морфологических признаков. Это делается через анализ соответствующего языкового материала.

Л.А. Тростенцова рекомендует для обучения учащихся дей­ствиям обнаружения морфологических признаков такой при­ем, как сопоставление форм слов. Например, такие пары слов, как читаешь - читает; читаем - читаю, дают возможность учащимся установить такой признак глагола, как лицо; пары читал - читаем; читаю - буду читать позволяют назвать такой признак, как время.

Морфологические признаки для частей речи в большин­стве своем являются определяющими (имя существительное, имя прилагательное, глагол), но такие две части речи, как местоимение и имя числительное, выделяются на основе их значения (на основе обозначения количества предметов или порядка их при счете для имен числительных и на основе того, что не называют предметы, признаки или количество, а лишь указывают на них - для местоимения). Морфологические при­знаки этих частей речи разнородны и указываются при их ха­рактеристике.

Следующим признаком части речи является ее синтакси­ческая функция. Например, разграничение имени прилага­тельного и субстантивированного слова проводится на основе определения синтаксической функции каждого из них (Сто­ловая открыта. Куплена столовая посуда).

Осознание учащимися всех трех признаков части речи (обобщенного значения, морфологических свойств и синтак-



131


!


OCh СИС

лег

МО1 МО

ни

то Щ ст

41

и:

Г ]

У г с

ъ


ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА: СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

сической функции) облегчает им узнавание части речи в ана­лизируемом языковом материале.

Кроме понятия «часть речи», учащиеся должны осознать классификации частей речи. Одна из них включает самостоя­тельные (слова, имеющие лексическое значение) и служебные (слова, обозначающие отношения между явлениями действи­тельности и употребляющиеся только в соединении со знаме­нательными частями речи). В свою очередь самостоятельные части речи делятся на знаменательные и местоименные: зна­менательные слова называют предметы, признаки, действия, местоименные слова только указывают на предметы, призна­ки и действия, не называя их.

Другое основание классификации - это способность к изме­нению формы. На этом основании части речи делятся на из­меняемые и неизменяемые. Особо стоят междометия - слова, не подходящие под понятие «часть речи». Они не вступают с другими словами в предложении ни в какие синтаксические от­ношения, всегда обособлены интонационно и цунктуационно.

Ознакомление с общей классификацией частей речи позво­ляет учащимся получить общее представление о той или иной части речи.

Формирование понятия той или иной части речи целесоо­бразно вести в несколько этапов.

Первый этап - введение морфологического понятия -включает в себя первичное ознакомление с ним.

На этом этапе дается научное определение понятия, сооб­щается соответствующая терминология. Это может быть вос­принято учащимися со слов учителя. Однако школа своей ве­дущей целью имеет развитие познавательных сил учащихся, формирование у них деятельностных умений, поэтому уже на первом этапе знакомства с морфологическим понятием следу­ет организовать работу над его представлением учащимся как активную деятельность учащихся по восприятию изучаемой единицы. Это требует организации анализа языковой едини­цы через вопросы, которые должны помочь учащимся увидеть

132






Дата: 2018-12-28, просмотров: 538.