ЛЕКЦИЯ 10. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МОРФОЛОГИИ

в которую входят морфологические классы слов и их формы, функционирующие в предложении и словосочетании;

- обеспечить усвоение учащимися норм словоизменения;

- выработать необходимые орфографические умения,
опирающиеся на понимание правил правописания, связан­
ных с изучением морфологии;

- совершенствовать грамматический строй речи учащих­
ся, развивать умение коммуникативно оправданного, мотиви­
рованного употребления грамматических форм в речи.

Изучение морфологии в школе опирается на ряд ме­тодических принципов, среди которых экстралингвисти­ческий, структурно-семантический, системный, лексико-грамматический принципы.

Экстралингвистический принцип требует соотнесе­ния морфологических признаков с фрагментами внеязыковой действительности. Так, морфологический признак числа у имен существительных соотносится с внеязыковой информа­цией о количестве предметов. Однако следует учитывать, что существует проблема разграничения языкового и внеязыково-го. Такова форма числа у имени существительного ножницы, где форма множественного числа обозначает и один объект, и несколько. Существительное листва имеет только единствен­ное число, но обозначает множество объектов.

Системный принцип позволяет выявить системные связи между словоформами. Например, категории рода, чис­ла, падежа у имени прилагательного определяются его связя­ми с именем существительным.

Структурно-семантический принцип предполагает рассмотрение формы языковой единицы в связи с ее значени­ем, так как разные значения одного и того же слова могут об­ладать различными морфологическими признаками. Напри­мер, существительное леса (много лесов) я леса (строительные приспособления) имеют и разные признаки. В первом значе­нии существительное имеет два числа, во втором - одно, толь­ко множественное. Прилагательное легкий в словосочетании

127


ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА : СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

легкая промышленность и легкая дорога также различается морфологически (в первом словосочетании прилагательное не может иметь сравнительную и превосходную степень сравне­ния, не имеет антонимов).

Лексико-грамматический принцип проявляется в том, что части речи рассматриваются с учетом их обобщаю­щего значения (предмет, признак, действие/процесс, количе­ство, признак действия), морфологических признаков (род, число, падеж, склонение, спряжение, лицо, число, наклоне­ние, время) и синтаксической функции. При этом важно раз­граничение частеречного и синтаксического вопроса {был у бабушки - где?, у кого?). Не менее важно проводить раз­граничение лексической и грамматической семантики (имя существительное бег лексически обозначает действие, грам­матически - предмет).

Содержание раздела «Морфология»

Раздел «Морфология» во всех трех учебных комплексах изучается в течение трех лет - в 5, б, 7 классах.

В содержание раздела «Морфология» входит учение о ча­стях речи, но изучение их в каждом учебном комплексе орга­низовано в неодинаковой последовательности.

В учебном комплексе М.Т. Баранова и др. раздел называ­ется «Морфология. Орфография. Культура речи». В 5 клас­се раздел расположен после раздела «Словообразование», включает в себя такие части речи, как имя существительное (собственное/нарицательное, одушевленное/ неодушевлен­ное, склонение), имя прилагательное (полнота/краткость и словоизменение), глагол (вид, спряжение). В 6 классе изучаются разносклоняемые и несклоняемые имена суще­ствительные, разряды имен прилагательных по значению и степени сравнения, имя числительное, местоимение, глагол (возвратность, переходность, безличность). В 7 классе изу­чается причастие, деепричастие, наречие, служебные части речи, междометия.






128



Дата: 2018-12-28, просмотров: 450.