МОРФОЛОГИИ
в которую входят морфологические классы слов и их формы, функционирующие в предложении и словосочетании;
- обеспечить усвоение учащимися норм словоизменения;
- выработать необходимые орфографические умения,
опирающиеся на понимание правил правописания, связан
ных с изучением морфологии;
- совершенствовать грамматический строй речи учащих
ся, развивать умение коммуникативно оправданного, мотиви
рованного употребления грамматических форм в речи.
Изучение морфологии в школе опирается на ряд методических принципов, среди которых экстралингвистический, структурно-семантический, системный, лексико-грамматический принципы.
Экстралингвистический принцип требует соотнесения морфологических признаков с фрагментами внеязыковой действительности. Так, морфологический признак числа у имен существительных соотносится с внеязыковой информацией о количестве предметов. Однако следует учитывать, что существует проблема разграничения языкового и внеязыково-го. Такова форма числа у имени существительного ножницы, где форма множественного числа обозначает и один объект, и несколько. Существительное листва имеет только единственное число, но обозначает множество объектов.
Системный принцип позволяет выявить системные связи между словоформами. Например, категории рода, числа, падежа у имени прилагательного определяются его связями с именем существительным.
Структурно-семантический принцип предполагает рассмотрение формы языковой единицы в связи с ее значением, так как разные значения одного и того же слова могут обладать различными морфологическими признаками. Например, существительное леса (много лесов) я леса (строительные приспособления) имеют и разные признаки. В первом значении существительное имеет два числа, во втором - одно, только множественное. Прилагательное легкий в словосочетании
127
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА : СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
легкая промышленность и легкая дорога также различается морфологически (в первом словосочетании прилагательное не может иметь сравнительную и превосходную степень сравнения, не имеет антонимов).
Лексико-грамматический принцип проявляется в том, что части речи рассматриваются с учетом их обобщающего значения (предмет, признак, действие/процесс, количество, признак действия), морфологических признаков (род, число, падеж, склонение, спряжение, лицо, число, наклонение, время) и синтаксической функции. При этом важно разграничение частеречного и синтаксического вопроса {был у бабушки - где?, у кого?). Не менее важно проводить разграничение лексической и грамматической семантики (имя существительное бег лексически обозначает действие, грамматически - предмет).
Содержание раздела «Морфология»
Раздел «Морфология» во всех трех учебных комплексах изучается в течение трех лет - в 5, б, 7 классах.
В содержание раздела «Морфология» входит учение о частях речи, но изучение их в каждом учебном комплексе организовано в неодинаковой последовательности.
В учебном комплексе М.Т. Баранова и др. раздел называется «Морфология. Орфография. Культура речи». В 5 классе раздел расположен после раздела «Словообразование», включает в себя такие части речи, как имя существительное (собственное/нарицательное, одушевленное/ неодушевленное, склонение), имя прилагательное (полнота/краткость и словоизменение), глагол (вид, спряжение). В 6 классе изучаются разносклоняемые и несклоняемые имена существительные, разряды имен прилагательных по значению и степени сравнения, имя числительное, местоимение, глагол (возвратность, переходность, безличность). В 7 классе изучается причастие, деепричастие, наречие, служебные части речи, междометия.
128
Дата: 2018-12-28, просмотров: 450.