ЛЕКЦИЯ 10. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МОРФОЛОГИИ

Лекция 10. Теория и методика обучения морфологии

Цели, задачи и принципы изучения морфологии

Морфология - раздел языкознания, изучающий систему частей речи и их грамматические признаки.

В этой части школьного курса слово рассматривается как лексико-грамматическая единица, характеризующаяся лек­сическим и грамматическим значениями. Образовательное значение данного раздела школьного курса состоит в том, что в нем сообщается широкий круг сведений о природе язы­ка, которые конкретизируют грамматические представления учащихся о частях речи, особенностях их форм, о свойствен­ных им категориях. Знания по морфологии помогают уча­щимся осознать факты родного языка. Изучение морфологии имеет не только теоретическое, но и практическое значение, которое состоит в обогащении речи учащихся новыми фор­мами, в обучении учащихся нормам словоизменения, в прак­тическом, действенном использовании теоретических знаний для формирования орфографических навыков учащихся. Из­вестно, что большая часть написаний требует умения опреде­лять часть речи, ее форму при возможности ее изменения. Все это делает теоретические знания учащихся практически значимыми для школьников и учит действенному их приме­нению.

Изучение морфологии имеет и большое развивающее зна­чение. Осваивая морфологические понятия, учащиеся совер­шенствуют свои мыслительные процессы абстрагирования, обобщения, овладевают логическими операциями по анализу морфологических единиц. Все это развивает интеллектуаль­ные силы учащихся.

125


ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА : СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Развивающее значение обучения морфологии состоит так­же и в том, что в ходе ее изучения совершенствуется речь уча­щихся, приобретаются умения правильного словоизменения и словообразования, учащиеся знакомятся с выразительными возможностями частей речи и учатся пользоваться этими ка­чествами в своей речи.

Можно говорить и о том, что изучение морфологии ведет не только к совершенствованию речи учащихся, то даже и к форми­рованию индивидуального (своего, собственного) строя речи,

Развивающее значение изучения морфологии состоит так­же и в том, что у школьников формируется сознательное отно­шение к своей речи и к речи окружающих, развивается умение контролировать свою речь.

Системный курс морфологии изучается в 5-7 классах. Цели обучения морфологии таковы:

- дать учащимся представление о системе частей речи в
русском языке;

- показать критерии выделения самостоятельных, слу­
жебных частей речи и междометий;

- помочь учащимся осознать разную природу таких при­
знаков частей речи, как значение (их лексико-грамматический
разряд), собственно морфологические признаки (морфологи­
ческие категории), формальные классы слов (склонение, спря­
жение);

- раскрыть учащимся понятие «постоянные и непосто­
янные признаки»
слов разных частей речи, понятие грамма­
тической формы слова;

- постоянно совершенствовать грамматический строй
речи учащихся в ходе изучения морфологии;

- помочь овладеть нормами современного русского лите­
ратурного языка, связанными с употреблением словоформ в
речи.

Задачи обучения морфологии состоят в следующем:

- сформировать у школьников представление о морфо­
логии русского языка как о строго организованной системе,

126
















Дата: 2018-12-28, просмотров: 411.