Компетенции учащихся в ходе работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

над разделом «Словообразование»

При изучении словообразования учащиеся должны приоб­рести следующие умения:

- различать производные и непроизводные слова;

- определять средство и способ образования;

 

- группировать слова по общности словообразовательных
признаков;

- проводить словообразовательный разбор слова.

Эти умения формируются с помощью упражнений, кото­рые закрепляют умения опознавать способ словообразова­ния (выборочное выписывание слов, различающихся спосо­бом словообразования); образование слов указанным спосо­бом (от данных слов образовать слова суффиксальным или префиксальным способом, сложением и т.д.); запись слов в последовательности, которая отражает процесс их образо­вания (лед — ледник ледовый); выбор из данных слов ис­ходного для указанного в задании. Например, дано слово


121


 



 


ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА:
СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ___________________________

мечтательница и к нему мечта и мечтатель. Учащиеся должны в таких случаях составить словообразовательную цепочку.

Многофункциональны задания на моделирование слова, на образование его по схеме. Они формируют умение работать со схематическим изображением процесса словообразования, помогают осознать словообразовательное значение аффикса, развивают действенные способности учащихся.

К заданиям нетрадиционного характера может быть отне­сено сопоставление слов, различающихся с точки зрения сло­вообразования. Учащимся предлагается доказать, что слова образованы разными способами: подстаканник, багажник, соученик, второгодник; слова песчаник, огородник образова­ны разными суффиксами.

Заданием, активизирующим мыслительную деятельность учащихся, является составление словообразовательной це­почки в двух вариантах; от производного слова к его произ­водящим (вправо) и наоборот. Например: учительствовать <_ учителъство< - учитель <- учить; учить -> учитель -> учительство -> учительствовать. Выполнение такого задания помогает как при словообразовательном, так и при морфемном разборе. Аналогичное значение имеет задание на восстановление отдельных звеньев словообразовательной це­почки: лить -> ...-> поливка.

Через упражнения возможно выявить системные отноше­ния в словообразовании, то есть показать синонимичные, ан-тонимичные, омонимичные отношения между словообразова­тельными типами.

Таковы задания на продолжение пропорции: москвич/ Москва, парижанин/Париж (синонимичные способы обра­зования); на выявление недостающего слова в пропорциях: реветь/рев, .../спуск; на определение равенства/неравенства пропорции с точки зрения значения, привнесенного суффик­сом (горошина - горох, перина - перо, конина - конь). Суффик­сы в данных словах омонимичны, различаются по значению.







ЛЕКЦИЯ 9. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМИКИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Можно предложить и такое задание: правильно ли составлено равенство пропорций с точки зрения значения, привносимо­го приставкой: сделать — делать, наклеить — клеить, напи­сать - писать.

Антонимические отношения демонстрирует задание на сопоставление образований типа уехал - приехал, а также задания на замену приставок антонимичными (заехал -..., отъехал -...).

Универсальным видом упражнений по словообразованию является словообразовательный разбор. Он может проводить­ся как полный, так и частичный. В неполном варианте словоо­бразовательный разбор используется в каждом виде упражне­ний словообразовательного характера, при этом данный вид разбора органически сочетается с морфемным (отмечается способ образования через указание морфем; детализируется словообразовательный процесс в каждом конкретном случае также через указание морфем, реализуемых в этом процессе).

В разделах «Морфемика» и «Словообразование» изучается и правописание приставок, корней с чередованием, правопи­сание И/Ы после приставок на согласный, правописание О/Е после шипящих в корне.

Итак, разделы «Морфемика» и «Словообразование» в школьном курсе русского языка включают широкий круг лингвистических (словообразовательных) понятий, со многи­ми из них пятиклассники встречаются впервые (основа, нуле­вое окончание, производная и производящая основы, способы словообразования). Все это обязывает учителя организовы­вать изучение данных разделов с ориентацией на осознанное восприятие учащимися учебного материала и на формирова­ние у них умений совершать необходимые учебные действия с изучаемыми единицами языка.

Литература

Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. - М.: Дрофа, 2006. С. 121-136.


 


122





123


}


ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА : СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподава­ния русского языка в средней школе. - М.: Академический проспект, 2006. С. 237-309.

Школьные учебники русского языка для 5 класса (для 5 и 6 -под ред.Н.М.Шанского).

Программы по русскому языку (основные учебные про­граммы для 5-9 классов).



124



Дата: 2018-12-28, просмотров: 409.