над разделом «Словообразование»
При изучении словообразования учащиеся должны приобрести следующие умения:
- различать производные и непроизводные слова;
- определять средство и способ образования;
- группировать слова по общности словообразовательных
признаков;
- проводить словообразовательный разбор слова.
Эти умения формируются с помощью упражнений, которые закрепляют умения опознавать способ словообразования (выборочное выписывание слов, различающихся способом словообразования); образование слов указанным способом (от данных слов образовать слова суффиксальным или префиксальным способом, сложением и т.д.); запись слов в последовательности, которая отражает процесс их образования (лед — ледник — ледовый); выбор из данных слов исходного для указанного в задании. Например, дано слово
121
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА:
СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ___________________________
мечтательница и к нему мечта и мечтатель. Учащиеся должны в таких случаях составить словообразовательную цепочку.
Многофункциональны задания на моделирование слова, на образование его по схеме. Они формируют умение работать со схематическим изображением процесса словообразования, помогают осознать словообразовательное значение аффикса, развивают действенные способности учащихся.
К заданиям нетрадиционного характера может быть отнесено сопоставление слов, различающихся с точки зрения словообразования. Учащимся предлагается доказать, что слова образованы разными способами: подстаканник, багажник, соученик, второгодник; слова песчаник, огородник образованы разными суффиксами.
Заданием, активизирующим мыслительную деятельность учащихся, является составление словообразовательной цепочки в двух вариантах; от производного слова к его производящим (вправо) и наоборот. Например: учительствовать <_ учителъство< - учитель <- учить; учить -> учитель -> учительство -> учительствовать. Выполнение такого задания помогает как при словообразовательном, так и при морфемном разборе. Аналогичное значение имеет задание на восстановление отдельных звеньев словообразовательной цепочки: лить -> ...-> поливка.
Через упражнения возможно выявить системные отношения в словообразовании, то есть показать синонимичные, ан-тонимичные, омонимичные отношения между словообразовательными типами.
Таковы задания на продолжение пропорции: москвич/ Москва, парижанин/Париж (синонимичные способы образования); на выявление недостающего слова в пропорциях: реветь/рев, .../спуск; на определение равенства/неравенства пропорции с точки зрения значения, привнесенного суффиксом (горошина - горох, перина - перо, конина - конь). Суффиксы в данных словах омонимичны, различаются по значению.
ЛЕКЦИЯ 9. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМИКИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Можно предложить и такое задание: правильно ли составлено равенство пропорций с точки зрения значения, привносимого приставкой: сделать — делать, наклеить — клеить, написать - писать.
Антонимические отношения демонстрирует задание на сопоставление образований типа уехал - приехал, а также задания на замену приставок антонимичными (заехал -..., отъехал -...).
Универсальным видом упражнений по словообразованию является словообразовательный разбор. Он может проводиться как полный, так и частичный. В неполном варианте словообразовательный разбор используется в каждом виде упражнений словообразовательного характера, при этом данный вид разбора органически сочетается с морфемным (отмечается способ образования через указание морфем; детализируется словообразовательный процесс в каждом конкретном случае также через указание морфем, реализуемых в этом процессе).
В разделах «Морфемика» и «Словообразование» изучается и правописание приставок, корней с чередованием, правописание И/Ы после приставок на согласный, правописание О/Е после шипящих в корне.
Итак, разделы «Морфемика» и «Словообразование» в школьном курсе русского языка включают широкий круг лингвистических (словообразовательных) понятий, со многими из них пятиклассники встречаются впервые (основа, нулевое окончание, производная и производящая основы, способы словообразования). Все это обязывает учителя организовывать изучение данных разделов с ориентацией на осознанное восприятие учащимися учебного материала и на формирование у них умений совершать необходимые учебные действия с изучаемыми единицами языка.
Литература
Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. - М.: Дрофа, 2006. С. 121-136.
122
123
}
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА : СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе. - М.: Академический проспект, 2006. С. 237-309.
Школьные учебники русского языка для 5 класса (для 5 и 6 -под ред.Н.М.Шанского).
Программы по русскому языку (основные учебные программы для 5-9 классов).
124
Дата: 2018-12-28, просмотров: 469.