В процессе изучения морфемики учащиеся должны приобрести следующие умения:
- различать разные слова и формы одного слова;
- опознавать разные типы морфем;
- расчленять слово на морфемы;
- группировать слова по общности морфемных признаков
(однокоренные, с одинаковыми суффиксами или приставка
ми, с одинаковой структурой);
- делать морфемный разбор слова.
Все эти умения формируются с помощью упражнений, которые по степени познавательной активности учащихся группируются на аналитические, репродуктивные и продуктивные.
К аналитическим, связанным с анализом языкового материала по морфемике, относят задания на разграничение:
- однокоренных слов и разных форм одного слова (жи
вотное, миры, разгадать, нами, жить, загадочный, живот
ных, загадав, мир, мы, загадает);
ЛЕКЦИЯ 9. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМИКИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА: СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
- разных слов и словоформ. Это важно как в теоретическом плане, так и со стороны его практического значения, так как способствует формированию умений морфемного и словообразовательного анализа.
Упражнения подобного рода требуют использования в них таких языковых единиц, когда сочетаются аналитические и супплетивные формы (мы - нам, человек - люди, читает ~ пусть читает, будет читать). При выполнении подобных заданий актуализируются и знания, полученные при изучении лексики (лексическое значение слова, его грамматическое значение.
Для формирования понятия «нулевое окончание» проводятся упражнения на изменение склоняемых частей речи и обозначение в разных формах изменяемого слова окончания, в том числе и нулевого. Обозначать нулевое окончание учащиеся должны без напоминания учителя.
К аналитическим относятся и упражнения на расчленение слова на морфемы. При этом важно учесть, что морфемное членение следует начинать не с корня, а с выделения окончания и основы, с выделения суффиксов. При выделении морфем в слове необходимо определять значение каждой из них.
В число упражнений аналитического характера входят задания на группировку слов по общности морфемных признаков они связаны с наблюдением над словами, например, с синонимичными суффиксами (суффиксы со значением лица по профессии - летчик, каменщик, писатель); с омонимичными суффиксами (выключа-телъ, двига-телъ); на формирование умения классифицировать слова с опорой на их морфемный состав (приставка + корень + окончание; корень + окончание). Они помогают систематизировать знания учащихся, подводят их к обобщению изученного, формируют умение выполнять достаточно сложные учебные действия с языковым
материалом.
К упражнениям морфемного характера может быть отнесена и работа со словами, имеющими в корне чередующиеся гласные. Такое упражнение позволяет сочетать работу над
116
морфемным составом слова и над правописанием корней с чередующимися гласным или согласными.
Ведущим упражнением аналитического характера по морфемике является морфемный разбор (разбор слова по составу). К морфемному членению слова возможны два подхода: формально-структурный, когда в основе выделяется прежде всего корень как общая часть родственных слов, затем то, идет до корня и после него. Ученик идет при таком подходе к членению слова на морфемы по пути узнаваемости морфемы, выявления внешнего сходства каких-либо частей родственных слов. Это приводит к большому числу ошибочных разборов. Сравните: клю-чик как лет-чик, я-щик как камен-щик.
Формально-структурному подходу противопоставляется формально-семантический, который выдвигали Г.О. Винокур, Н.М. Шанский. Они утверждали, что правильное членение слова должно производиться с учетом словообразовательного процесса, который отражен в строении слова. Морфемный разбор при формально-семантическом подходе проводится по словообразовательной цепочке «наоборот»: со слова как бы снимаются приставки и суффиксы, а корень выделяется в последнюю очередь. При разборе необходимо соотнесение значений производного и производящего слова. Производящая основа - основа мотивирующая. И если между значением производного слова и значением производящего слова нет отношения мотивированности, то производящее выбрано неверно. Сравните два слова: гвоздика и гвоздик. В каждом из них есть элемент ИК, но слово гвоздик образовано от слова гвоздь, и -ИК в нем суффикс. В слове гвоздика этот элемент - часть корня.
Таким образом, морфемный разбор может проводиться на семантической основе с опорой на словообразовательный анализ. Такой прием разбора предлагается в учебнике русского языка под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта.
117
ЛЕКЦИЯ 9. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМИКИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА:
СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ___________________________
В учебнике под редакцией Н.М. Шанского морфемный разбор в ранних изданиях предлагалось выполнять согласно формально-структурного принципа (окончание, основа, корень, суффикс, приставка). В последних изданиях сделана попытка перехода к формально-семантическому разбору (окончание, основа, приставка, суффикс, корень). При этом морфемный разбор соотнесен со словообразовательным.
В учебнике под редакцией В.В. Бабайцевой предложена формально-структурная позиция.
Учитывая разные позиции в морфемном членении, целесообразно выбрать ту, которая предупреждает ошибочный анализ строения слова.
Такая позиция представлена в учебнике под редакцией М.М.Разумовской и П.А. Леканта. Предлагаемый в этом учебнике порядок разбора таков:
- определить, какой частью речи является слово;
- установить значение слова и определить, как оно обра
зовано (от какого слова и с помощью каких морфем).
Образец разбора. Счастливчиком
1, Это слово является именем существительным,
счастливчик-ом. Окончание -ом указывает, что имя суще
ствительное употреблено в единственном числе, творитель
ном падеже.
2. Слово счастливчик имеет значение «счастливый че
ловек». Это значение передается при помощи морфем счаст
лив - чик . Морфема -чик указывает, что речь идет о человеке
(счастливый ->счастливчик). Счастливый обозначает «обла
дающий счастьем» (счастъе-> счастливый). В слове счастье -
корень счастъ- , далее не членится. Итак: счаст-лив-чик-ом.
ные , которые требуют видоизменения языкового материала, его трансформации. 118 |
Все рассмотренные упражнения являются аналитическими. 2. Вторую группу упражнений составляют репродуктив-
К заданиям этой группы относятся следующие:
- образование слов от данного слова с помощью опреде
ленных морфем (образование от данных слов слова с суффик
сом —телъ со значением лица по роду занятий);
- продолжение ряда слов с одинаковыми приставками (со
значением «внутрь чего-либо» вошел, въехал, вписал, влил; со
значением «движение из чего-либо» вышел, выехал, вылил,
выписал);
- дополнение данных списков однокоренных слов, спи
сков слов с данными аффиксами;
- подбор слов с каким-либо значением суффикса или при
ставки;
- образование от данных имен существительных слов с
определенными аффиксами.
3. Третью группу упражнений составляют упражнения продуктивные , требующие от учащихся самостоятельного составления слов с использованием определенных морфем. Таковы упражнения на составление слов по данной модели
бес н ыи ер
Возможно задание на составление слов с данными суффиксами со значением лица (баянист, гитарист), со значением признака (бархатистый, голосистый, душистый).
Таковы типы упражнений по морфемике.
Словообразовательные понятия в школьном курсе русского языка
Теоретический материал по словообразованию представлен во всех учебных комплексах, но в разном объеме. В учебнике под редакцией Н.М. Шанского этот материал дается в курсе 6 класса, в учебнике под редакцией В.В. Бабайцевой он включен в раздел «Морфемика». В учебнике под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта этот материал изучаются в разделе «Лексика. Словообразование».
119
Дата: 2018-12-28, просмотров: 557.