Изучения раздела «Морфемика»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В процессе изучения морфемики учащиеся должны приоб­рести следующие умения:

- различать разные слова и формы одного слова;

- опознавать разные типы морфем;

- расчленять слово на морфемы;

- группировать слова по общности морфемных признаков
(однокоренные, с одинаковыми суффиксами или приставка­
ми, с одинаковой структурой);

- делать морфемный разбор слова.

Все эти умения формируются с помощью упражнений, кото­рые по степени познавательной активности учащихся группи­руются на аналитические, репродуктивные и продуктивные.

К аналитическим, связанным с анализом языкового ма­териала по морфемике, относят задания на разграничение:

- однокоренных слов и разных форм одного слова (жи­
вотное, миры, разгадать, нами, жить, загадочный, живот­
ных, загадав, мир, мы, загадает);







ЛЕКЦИЯ 9. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМИКИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ


ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА: СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

- разных слов и словоформ. Это важно как в теоретиче­ском плане, так и со стороны его практического значения, так как способствует формированию умений морфемного и сло­вообразовательного анализа.

Упражнения подобного рода требуют использования в них таких языковых единиц, когда сочетаются аналитические и суп­плетивные формы (мы - нам, человек - люди, читает ~ пусть читает, будет читать). При выполнении подобных заданий актуализируются и знания, полученные при изучении лексики (лексическое значение слова, его грамматическое значение.

Для формирования понятия «нулевое окончание» прово­дятся упражнения на изменение склоняемых частей речи и обозначение в разных формах изменяемого слова окончания, в том числе и нулевого. Обозначать нулевое окончание уча­щиеся должны без напоминания учителя.

К аналитическим относятся и упражнения на расчленение слова на морфемы. При этом важно учесть, что морфемное членение следует начинать не с корня, а с выделения оконча­ния и основы, с выделения суффиксов. При выделении мор­фем в слове необходимо определять значение каждой из них.

В число упражнений аналитического характера входят за­дания на группировку слов по общности морфемных призна­ков они связаны с наблюдением над словами, например, с си­нонимичными суффиксами (суффиксы со значением лица по профессии - летчик, каменщик, писатель); с омонимичными суффиксами (выключа-телъ, двига-телъ); на формирование умения классифицировать слова с опорой на их морфемный состав (приставка + корень + окончание; корень + оконча­ние). Они помогают систематизировать знания учащихся, подводят их к обобщению изученного, формируют умение вы­полнять достаточно сложные учебные действия с языковым

материалом.

К упражнениям морфемного характера может быть отне­сена и работа со словами, имеющими в корне чередующиеся гласные. Такое упражнение позволяет сочетать работу над


116


морфемным составом слова и над правописанием корней с че­редующимися гласным или согласными.

Ведущим упражнением аналитического характера по морфемике является морфемный разбор (разбор слова по составу). К морфемному членению слова возможны два под­хода: формально-структурный, когда в основе выделяется прежде всего корень как общая часть родственных слов, за­тем то, идет до корня и после него. Ученик идет при таком подходе к членению слова на морфемы по пути узнаваемо­сти морфемы, выявления внешнего сходства каких-либо частей родственных слов. Это приводит к большому чис­лу ошибочных разборов. Сравните: клю-чик как лет-чик, я-щик как камен-щик.

Формально-структурному подходу противопоставляется формально-семантический, который выдвигали Г.О. Вино­кур, Н.М. Шанский. Они утверждали, что правильное чле­нение слова должно производиться с учетом словообразо­вательного процесса, который отражен в строении слова. Морфемный разбор при формально-семантическом подходе проводится по словообразовательной цепочке «наоборот»: со слова как бы снимаются приставки и суффиксы, а корень выделяется в последнюю очередь. При разборе необходимо соотнесение значений производного и производящего слова. Производящая основа - основа мотивирующая. И если между значением производного слова и значением производящего слова нет отношения мотивированности, то производящее выбрано неверно. Сравните два слова: гвоздика и гвоздик. В каждом из них есть элемент ИК, но слово гвоздик образовано от слова гвоздь, и -ИК в нем суффикс. В слове гвоздика этот элемент - часть корня.

Таким образом, морфемный разбор может проводиться на семантической основе с опорой на словообразователь­ный анализ. Такой прием разбора предлагается в учеб­нике русского языка под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта.


117


 



ЛЕКЦИЯ 9. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМИКИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ


ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА:
СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ___________________________

В учебнике под редакцией Н.М. Шанского морфемный разбор в ранних изданиях предлагалось выполнять соглас­но формально-структурного принципа (окончание, осно­ва, корень, суффикс, приставка). В последних изданиях сделана попытка перехода к формально-семантическому разбору (окончание, основа, приставка, суффикс, корень). При этом морфемный разбор соотнесен со словообразова­тельным.

В учебнике под редакцией В.В. Бабайцевой предложена формально-структурная позиция.

Учитывая разные позиции в морфемном членении, целе­сообразно выбрать ту, которая предупреждает ошибочный анализ строения слова.

Такая позиция представлена в учебнике под редакцией М.М.Разумовской и П.А. Леканта. Предлагаемый в этом учеб­нике порядок разбора таков:

- определить, какой частью речи является слово;

- установить значение слова и определить, как оно обра­
зовано (от какого слова и с помощью каких морфем).

Образец разбора. Счастливчиком

1, Это слово является именем существительным,
счастливчик-ом. Окончание -ом указывает, что имя суще­
ствительное употреблено в единственном числе, творитель­
ном падеже.

2. Слово счастливчик имеет значение «счастливый че­
ловек». Это значение передается при помощи морфем счаст­
лив - чик .
Морфема -чик указывает, что речь идет о человеке
(счастливый ->счастливчик). Счастливый обозначает «обла­
дающий счастьем» (счастъе-> счастливый). В слове счастье -
корень счастъ- , далее не членится. Итак: счаст-лив-чик-ом.

ные , которые требуют видоизменения языкового материала, его трансформации.











118

Все рассмотренные упражнения являются аналитическими. 2. Вторую группу упражнений составляют репродуктив-


К заданиям этой группы относятся следующие:

- образование слов от данного слова с помощью опреде­
ленных морфем (образование от данных слов слова с суффик­
сом —телъ со значением лица по роду занятий);

- продолжение ряда слов с одинаковыми приставками (со
значением «внутрь чего-либо» вошел, въехал, вписал, влил; со
значением «движение из чего-либо» вышел, выехал, вылил,
выписал);

- дополнение данных списков однокоренных слов, спи­
сков слов с данными аффиксами;

- подбор слов с каким-либо значением суффикса или при­
ставки;

- образование от данных имен существительных слов с
определенными аффиксами.

3. Третью группу упражнений составляют упражнения продуктивные , требующие от учащихся самостоятельного составления слов с использованием определенных морфем. Таковы упражнения на составление слов по данной модели

бес     н ыи     ер

Возможно задание на составление слов с данными суффик­сами со значением лица (баянист, гитарист), со значением признака (бархатистый, голосистый, душистый).

Таковы типы упражнений по морфемике.

Словообразовательные понятия в школьном курсе русского языка

Теоретический материал по словообразованию представ­лен во всех учебных комплексах, но в разном объеме. В учеб­нике под редакцией Н.М. Шанского этот материал дается в курсе 6 класса, в учебнике под редакцией В.В. Бабайцевой он включен в раздел «Морфемика». В учебнике под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта этот материал изучаются в разделе «Лексика. Словообразование».










119



Дата: 2018-12-28, просмотров: 557.