ЛЕКЦИЯ 8. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКОЛОГИИ И ЛЕКСИКОГРАФИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К упражнениям с использованием толкового словаря мож­но отнести такие задания: найти в словаре слова-омонимы, многозначные слова; установить по словарю новые для выпол­няющих задание значения слова; сравнить свое толкование лексического значения слова с толкованием его в словаре.

2. Упражнениями второго типа могут быть задания на вы­явление сферы употребления слова или фразеологического оборота. В заданиях таких упражнений учащимся предлагает­ся установить стилевую принадлежность определенных язы­ковых единиц и цель их употребления. Задание может иметь такой вид: установите, какие слова со значением «жилище че­ловека» использованы А.П.Чеховым и А.С.Пушкиным:

- А.П. Чехов пишет драматургу Леонтьеву: «Если будешь
в Москве, то милости просим в мою берлогу» (дружеское при­
глашение с долей ироничности по отношению к себе);

— Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

(норы, куда загнали декабристов; норы, в которых так труд­но людям; норы, но глас поэта в них доходит).

3. Упражнения третьего типа связаны с работой над образно-выразительными возможностями слова. Примером может быть упражнение №46 в учебнике по русскому языку для 5 класса под редакцией М.М.Разумовской: найти сло­ва, употребленные в переносном значении в стихотворении С.Есенина «Отговорила роща золотая...». В нем же учащим­ся предлагается найти метафоры, олицетворения, эпитеты и установить, какое настроение вызывает стихотворение.

4. Четвертый тип упражнений - лексический разбор, ко­торый составляет характеристику слова с точки зрения его значения, происхождения, сферы употребления. Порядок лексического разбора: а) лексическое значение слова (вообще и в данном контексте); б) однозначное слово или многознач­ное; в) в прямом или переносном значении оно употреблено;








104


ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА: СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

г) общеупотребительное слово или нет; если нет, к какому типу специальной лексики относится; д) имеет ли слово си­нонимы, антонимы, омонимы (привести примеры); е) в каком стиле речи преимущественно употребляется.

5. Пятый тип упражнений называют упражнениями по куль­туре речи. Назначение этих упражнений состоит в обучении уча­щихся умению замечать лексические ошибки (ошибки, вызывае­мые непониманием лексического значения слова, употреблением слов в несвойственном им значении, например, а) Игорь был очень честолюбив. Честь для него была самое главное, б) Его слабость к чтению радовала родителей, в) Света читала всеми глазами, г) Он приобрел себе собаку, когда был еще щенком).

Работа над лексическими ошибками проводится преиму­щественно в процессе анализа творческих работ учащихся. В ходе проверки этих работ обычно проводят классификацию допущенных учащимися речевых недочетов, в том числе и лексических. На уроке анализа проверенных работ учитель называет типичные речевые недочеты (в том числе и лексиче­ские), учащиеся устанавливают характер нарушения языко­вой нормы и исправляют недочет. Работа может выполняться учащимися и самостоятельно, но только после того, как учи­тель потренирует учащихся в выполнении такого задания.


Литература

Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. -М.: Дрофа, 2006. С. 109-120.

Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподава­ния русского языка в средней школе. - М.: Академический проспект, 2006. С. 189-237.

Пронина ЕЛ., Тулузакова Т.Н.. Изучение лексики в вузе и школе. - Самара: СГПУ, 2005. С.57-67.

Школьные учебники русского языка для 5 класса (для 6 класса - под ред.Н.М.Шанского).

Русский язык. Программы для 5-9 классов. - М., Дрофа, 2002. раздел «Лексика».

106


ЛЕКЦИЯ 9. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМИКИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Лекция 9. Теория и методика изучения морфемики и словообразования

Значение и цели изучения разделов «Морфемика» и «Словообразование»

Раздел «Морфемика» в школьном курсе русского языка знакомит учащихся со строением слова Раздел «Словообра­зование» в школьном курсе учащимся раскрывает отношения производности между родственными словами и основными способами словообразования.

Изучение разделов «Морфемика» и «Словообразование» осуществляется в школьном курсе совмещенно, что позволяет совмещенно говорить и о их значении.

Теоретическое значение изучения этих разделов со­стоит в том, что учащиеся познают системные отношения в язы­ке. Изучение разделов «Морфемика» и «Словообразование» в теоретическом плане знакомит учащихся с устройством морфем­ного уровня языка. Морфемный и словообразовательный анализ каждого слова глубоко индивидуален в отличие от фонетического анализа, который в определенной степени механистичен и опи­рается на определенный навык. Изучение морфемики и словоо­бразования влияет на развитие познавательных сил учащихся. Теоретическое значение разделов состоит в том, что учащиеся узнают о синхроническом и диахроническом подходе к языку и тем самым воспринимают его как развивающееся явление.

Практическое значение разделов «Морфемика» и «Словообразование» состоит в том, что правильное по­нимание морфемной структуры слова необходимо для усвое­ния многих орфографических правил, так как большин­ство орфограмм опирается на определенные типы морфем (Ср.: крюч-ок - чёрств-ый).

107


С!

г т



Е С


ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА :
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД__________________________

Кроме того, изучение данных разделов важно и для пони­мания значения большинства слов.

Практическое значении разделов «Морфемика» и «Словообразование» состоит также и в том, что они созда­ют важнейшие предпосылки для обогащения словарного за­паса учащихся; морфемный и словообразовательный разборы, формируют умение решать поисковые задачи, что развивает действенные умения учащихся.

Изучение словообразования помогает обучаемым познавать грамматический строй языка, так как важнейшими способами выражения грамматических значений являются окончания и словообразовательные аффиксы (по суффиксам -ущ-, -ющ-, -ащ-г -ящ- узнаются причастия, с помощью приставок в ряде случаев различают глаголы совершенного вида: писать — написать).

Изучение морфемики и словообразования определяется спецификой раздела и характером понятий, в нем содержа­щихся, их связями, взаимообусловленностью и их ролью для усвоения учащимися смежных разделов.

Изучение данных разделов ставит следующие цели обуче­ния учащихся:

- сформировать представление о морфеме как минималь­
ной значимой части слова;

- дать представление о типах морфем (корневые, словообра­
зующие, формообразующие морфемы как единицы с разным ха­
рактером значения); приставки и суффиксы как словообразую­
щие морфемы, различающиеся по их месту по отношению к кор­
ню; суффиксы и окончания как формообразующие морфемы;

- сформировать умение осознанного членения слов на
значимые части и на основе изучения раздела способов сло­
вообразования научить словообразовательному анализу;

- на основании морфемного и словообразовательного ана­
лиза сформировать соответствующие орфографические уме­
ния и навыки.

Таковы основные цели изучения морфемики и словообра­зования.












108



ЛЕКЦИЯ 9. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМИКИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Принципы изучения разделов «Морфемика» и «Словообразование»

Особенностями разделов «Морфемика» и «Словообразование» обусловлены и принципы их изучения. Среди них есть прин­ципы, имеющие общедидактический характер и методические принципы, которые определяют специфику работы над раздела­ми. Важнейшими среди них считаются экстралингвистический, функциональный, системный, лексико-словообразовательный, синхронический принцип, структурно-семантический.

Экстралингвистический принцип требует соотнесе­ния слова и реалии.

Функциональный принцип связан с выявлением функ­ций морфем разных типов.

Системный принцип предполагает выявление системных словообразовательных связей, способов словообразования.

Лексико-словообразовательный принцип требует соот­несения лексического и грамматического значения слова.

Синхронический принцип направлен на разграничение исторического и синхронического состава слова, его произво-дности в современном языке. В соответствии с ним учащие­ся должны узнать о том, что морфемное членение некоторых слов исторически изменилось. В словах привет, причина, при­ ятный уже не выделяется приставка при- (сочетания вет, чина, ятный бессмысленны). К историческому анализу слова следует обращаться только в тех случаях, когда он помогает понять современное языковое явление. Так можно объяснить правописание некоторых слов. Например, синица названа по синему оперению, черепаха - по своему панцирю, соотноси­мому со словом череп, шиповник - по такой его особенности, как шипы на стебле. Подобные справки расширяют языковой кругозор учащихся, помогают понять значение слова.

Структурно-семантический принцип направлен на изучение морфемы как значимой единицы, на определение производности слова с использованием его толкования, мо-


ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА: СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

тивированности. Этот принцип требует, чтобы при членении производного слова в остатке оказался не бессмысленный его обрубок, а лексически значимая производная основа, которой можно мотивировать соответствующее слово. Например, от слова разговорчивость нельзя отделить сочетание -стъ, так как лексически значимой основы разговор-чиво- нет. Должно быть отделено сочетание -ость, далее от разговорчивый отде-ляетсяне-мв-, a -чив-, итак далее. Так реализуется структурно-семантический принцип, или его частная разновидность - учет морфемной структуры слова с его словообразовательной про-изводностью, то есть формальная и семантическая мотивиро­ванность производного слова его производящим.

Каждый из названных принципов соответствующим об­разом реализуется в действующих школьных учебниках.

Содержание разделов «Морфемика» и «Словообразование»

Разделы «Морфемика» и «Словообразование» в учебных комплексах подаются по-разному. В учебнике под редакцией Н.М.Шанского раздел изучается в два этапа: «Морфемика» («Словообразование» в ранних изданиях) содержит сведения о морфемном составе слова и изучается в 5 классе; в 6 классе изучаются сведения, связанные со словообразовательной про-изводностью слова. В тот и другой раздел включены сведения по орфографии и культуре речи.

В учебнике под редакцией В.В.Бабайцевой есть раздел «Морфемика», который изучается в 5 классе.

В учебнике под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Лекан-та морфемика и словообразование изучаются в 5 классе двумя небольшими разделами: «Слово и его строение» в блоке «Сло­во» и раздел «Лексика. Словообразование. Правописание» в систематическом курсе пятого класса.

Способы образования частей речи во всех комплексах изу­чаются по мере представления этих частей речи в курсе мор­фологии (5, 6, 7 классы).


110


ЛЕКЦИЯ 9. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМИКИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Определенный круг сведений по морфемике и словообра­зованию учащиеся получили в начальных классах. Они полу­чили знания о составе слова без определения такой его части, как основа, о характере каждой части слова (для приставки, суффикса и окончания - по месту их в слове и назначению, для корня его общая характеристика - общая часть родствен­ных слов). Учащиеся начальных классов умеют производить морфемный разбор, указывают, с помощью чего образовано слово.

В действующих школьных учебниках среднего звена учеб­ный материал по морфемике и словообразованию подается с принципиальными различиями.

В учебнике под редакцией Н.М. Шанского объем сведений по морфемике и по словообразованию достаточно пропорцио­нален и отобран в соответствии с целями его изучения, кото­рые поставлены составителями. Познавательными целями изучения раздела авторы считают усвоение учащимися соста­ва слова, способов образования слов, усвоение словообразова­тельного значения морфем.

Практическое значение изучения разделов состоит в овла­дении словообразовательным разбором, в обогащении словар­ного запаса учащихся, в усвоении правописания приставок, корней.

Основные понятия, изучаемые в 5 классе по учебнику под редакцией Н.М. Шанского, следующие: однокоренные слова и формы слова, нулевое окончание, основа и окончание в сло­ ве, роль окончания в слове; корень, суффикс и приставка как значимые части слова, их назначение, чередование гласных и согласных в корне, беглые гласные.

В 6 классе изучаются основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно- суффиксалъный, бессуффиксный, сложение основ, сложение слов, сложение с сокращением, переход их одной части речи в другую.


111


ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА :
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД__________________________

В учебнике под редакцией В.В. Бабайцевой раздел на­зывается «Морфемика». Он сориентирован на усвоение со­ответствующих орфографических правил. В разделе значи­тельно сокращен материал, связанный со словообразованием (не отрабатывается разграничение морфемного и словообра­зовательного разбора, мало внимания обращается на спосо­бы словообразования. В центре внимания стоит морфемный разбор.

Из теоретических понятий в этом учебнике представле­ны морфема, основа слова, окончание, сведения о переда­ваемых ими грамматических значениях. Дается понятие нулевого окончания, отсутствия окончания в слове. Опре­деляется корень, приставка, суффикс, разграничиваются слово- и формообразовательные суффиксы, способы сло­вообразования, даны сведения о чередовании гласных и со­гласных в корне.

В учебнике под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Ле-канта основное внимание уделено не морфемике, а словообра­зованию. Материал по морфемике дан в разделе повторения изученного в начальной школе «Слово и его строение», морфе­мика и словообразование изучаются в основном курсе 5 класса. В том и другом разделах учащиеся узнают, что такое морфе­ма, виды морфем, способы образования слов: приставочный, суффиксальный, сложение с соединительной гласной и без нее, чередование гласных и согласных в корне.

Таков круг основных понятий, которые включены в разде­лы «Морфемика» и «Словообразование» в действующих учеб­никах.

Изучение теоретических понятий морфемики

Центральной единицей морфемного уровня языка является морфема - минимальная значимая единица языка. Специфи­ку этой единицы необходимо показать учащимся, сравнивая





ЛЕКЦИЯ 9. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМИКИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

морфему с другими единицами языка, уже изученными пяти­классниками - звук и слово.

В отличие от звука морфема обладает и планом выраже­ния, и планом содержания. Это можно показать через сопо­ставление звука и морфемы, состоящей из одной фонемы. На­пример, звук [в] в словах ворот, ворох и приставка в- в словах типа вбил, влил могут быть сопоставлены по такому признаку, как наличие значения у приставки в-. В приведенных словах она имеет значение «направление внутрь чего-либо». В слове ворот [в] этого значения не передает.

Значение морфемы связано со значением слова. Это так­же необходимо учитывать при морфемном членении слова, которое должно проводиться на формально-семантической основе, а не механически. Так, сопоставив слова типа пла­ щик и каменщик, в которых есть одинаковые сочетания -щик, ученик, исходя из лексического значения слова, уста­новит, что в слове плащик суффикс —ик, в слове каменщик суффикс -щик.

Отличием морфемы от слова является неделимость мор­фемы на более мелкие значимые части. Слова могут свободно перемещаться в составе предложения, место же морфемы в слове зафиксировано.

Отличием морфемы от слова служит ее воспроизводимость в речи, тогда как слова могут быть произведены из инвентаря морфем.

Сопоставление морфемы со звуком и словом поможет фор­мированию у школьников понятия морфемы и научит опреде­лять ее отличительные признаки.

В школьных учебниках дается характеристика каждой мор­фемы.

Новым для учащихся 5 класса является понятие основы слова, которая определяется как часть слова без окончания и как носитель лексического значения слова. Однако в учебни­ках не отмечается ряд особенностей этой морфемы.


 




112



113



ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА: СИСТЕМНО-ДЕЯТЕПЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Во-первых, основа одного и того же слова может включать чередование звуков (рос-растет, ловлю -ловишь), наращение (дочь - дочери), усечение (крестьянин - крестьяне). Это важ­но учесть, так как в учебнике под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта основа называется неизменной морфемой.

Во-вторых, в школьных учебниках не представлены пре­рывистые основы (смеялись, с какими-то). У слова возможно два окончания (это касается склонения сложных количествен­ных числительных шестидесяти).

В-третьих, в учебниках не отмечены слова с йотированным гласным в составе морфемы (имена существительные на - ие, -ия, -ий).

Необходимо обратить внимание на [j], который принад­лежит основе (например, армщ [а]). При выделении основы слова в подобных случаях рекомендуется вписывать [j], когда он закрывает основу.

Такое выделение основы и внеосновных элементов в сло­ве составляет первый шаг морфемного разбора и формирует лингвистическое восприятие слова.

Работая над понятием «корень», целесообразно познако­мить учащихся с корнями-омонимами, что предупреждает по­явление ошибок в подборе родственных слов. Например, со­поставляются слова с корнем -кос-: косить и косой, с корнем -голуб-: голубой и голубь.

Учащиеся должны понять, что корень как обязательная часть слова, может употребляться вне сочетания с другими морфемами (пальто - без окончания, дом — без суффиксов и приставок). Очень важно обратить внимание учащихся на то, что нельзя смешивать такие языковые единицы, как однокоренные слова и формы одно­го и того же слова (временные формы глагола, полные и краткие формы имени прилагательного и причастия). С понятием «корень слова» связано умение определять начальную форму слова

Раскрытие понятий «суффикс» и «приставка» должно включать не только их определение, но и указание на их сло­вообразовательные и формообразовательные функции. Сло-

114





ЛЕКЦИЯ 9. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМИКИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

вообразовательные аффиксы служат для образования новых слов (камен-щик, волн-ист-ый), формообразовательные об­разуют новые формы слова (служит - служи-л). При харак­теристике морфем должно указываться их значение. В связи с этим можно показать омонимичные суффиксы (учи-тель, выключа-телъ).

Об основных способах словообразования учащиеся в 5 клас­се узнают только через их наименование, углубление сведений об этом явлении осуществляется при изучении морфологии.

Итак, в теоретическом аспекте учащиеся знакомятся с морфем­ным составом слова, с признаками каждой морфемы, и это форми­рует их лингвистическую компетенцию в области морфемикя.

Приемы формирования

Лингвистической и языковой

Компетенции учащихся в ходе

Дата: 2018-12-28, просмотров: 831.