К упражнениям с использованием толкового словаря можно отнести такие задания: найти в словаре слова-омонимы, многозначные слова; установить по словарю новые для выполняющих задание значения слова; сравнить свое толкование лексического значения слова с толкованием его в словаре.
2. Упражнениями второго типа могут быть задания на выявление сферы употребления слова или фразеологического оборота. В заданиях таких упражнений учащимся предлагается установить стилевую принадлежность определенных языковых единиц и цель их употребления. Задание может иметь такой вид: установите, какие слова со значением «жилище человека» использованы А.П.Чеховым и А.С.Пушкиным:
- А.П. Чехов пишет драматургу Леонтьеву: «Если будешь
в Москве, то милости просим в мою берлогу» (дружеское при
глашение с долей ироничности по отношению к себе);
— Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
(норы, куда загнали декабристов; норы, в которых так трудно людям; норы, но глас поэта в них доходит).
3. Упражнения третьего типа связаны с работой над образно-выразительными возможностями слова. Примером может быть упражнение №46 в учебнике по русскому языку для 5 класса под редакцией М.М.Разумовской: найти слова, употребленные в переносном значении в стихотворении С.Есенина «Отговорила роща золотая...». В нем же учащимся предлагается найти метафоры, олицетворения, эпитеты и установить, какое настроение вызывает стихотворение.
4. Четвертый тип упражнений - лексический разбор, который составляет характеристику слова с точки зрения его значения, происхождения, сферы употребления. Порядок лексического разбора: а) лексическое значение слова (вообще и в данном контексте); б) однозначное слово или многозначное; в) в прямом или переносном значении оно употреблено;
104
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА: СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
г) общеупотребительное слово или нет; если нет, к какому типу специальной лексики относится; д) имеет ли слово синонимы, антонимы, омонимы (привести примеры); е) в каком стиле речи преимущественно употребляется.
5. Пятый тип упражнений называют упражнениями по культуре речи. Назначение этих упражнений состоит в обучении учащихся умению замечать лексические ошибки (ошибки, вызываемые непониманием лексического значения слова, употреблением слов в несвойственном им значении, например, а) Игорь был очень честолюбив. Честь для него была самое главное, б) Его слабость к чтению радовала родителей, в) Света читала всеми глазами, г) Он приобрел себе собаку, когда был еще щенком).
Работа над лексическими ошибками проводится преимущественно в процессе анализа творческих работ учащихся. В ходе проверки этих работ обычно проводят классификацию допущенных учащимися речевых недочетов, в том числе и лексических. На уроке анализа проверенных работ учитель называет типичные речевые недочеты (в том числе и лексические), учащиеся устанавливают характер нарушения языковой нормы и исправляют недочет. Работа может выполняться учащимися и самостоятельно, но только после того, как учитель потренирует учащихся в выполнении такого задания.
Литература
Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. -М.: Дрофа, 2006. С. 109-120.
Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе. - М.: Академический проспект, 2006. С. 189-237.
Пронина ЕЛ., Тулузакова Т.Н.. Изучение лексики в вузе и школе. - Самара: СГПУ, 2005. С.57-67.
Школьные учебники русского языка для 5 класса (для 6 класса - под ред.Н.М.Шанского).
Русский язык. Программы для 5-9 классов. - М., Дрофа, 2002. раздел «Лексика».
106
ЛЕКЦИЯ 9. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМИКИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Лекция 9. Теория и методика изучения морфемики и словообразования
Значение и цели изучения разделов «Морфемика» и «Словообразование»
Раздел «Морфемика» в школьном курсе русского языка знакомит учащихся со строением слова Раздел «Словообразование» в школьном курсе учащимся раскрывает отношения производности между родственными словами и основными способами словообразования.
Изучение разделов «Морфемика» и «Словообразование» осуществляется в школьном курсе совмещенно, что позволяет совмещенно говорить и о их значении.
Теоретическое значение изучения этих разделов состоит в том, что учащиеся познают системные отношения в языке. Изучение разделов «Морфемика» и «Словообразование» в теоретическом плане знакомит учащихся с устройством морфемного уровня языка. Морфемный и словообразовательный анализ каждого слова глубоко индивидуален в отличие от фонетического анализа, который в определенной степени механистичен и опирается на определенный навык. Изучение морфемики и словообразования влияет на развитие познавательных сил учащихся. Теоретическое значение разделов состоит в том, что учащиеся узнают о синхроническом и диахроническом подходе к языку и тем самым воспринимают его как развивающееся явление.
Практическое значение разделов «Морфемика» и «Словообразование» состоит в том, что правильное понимание морфемной структуры слова необходимо для усвоения многих орфографических правил, так как большинство орфограмм опирается на определенные типы морфем (Ср.: крюч-ок - чёрств-ый).
107
С!
г т
Е С
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА :
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД__________________________
Кроме того, изучение данных разделов важно и для понимания значения большинства слов.
Практическое значении разделов «Морфемика» и «Словообразование» состоит также и в том, что они создают важнейшие предпосылки для обогащения словарного запаса учащихся; морфемный и словообразовательный разборы, формируют умение решать поисковые задачи, что развивает действенные умения учащихся.
Изучение словообразования помогает обучаемым познавать грамматический строй языка, так как важнейшими способами выражения грамматических значений являются окончания и словообразовательные аффиксы (по суффиксам -ущ-, -ющ-, -ащ-г -ящ- узнаются причастия, с помощью приставок в ряде случаев различают глаголы совершенного вида: писать — написать).
Изучение морфемики и словообразования определяется спецификой раздела и характером понятий, в нем содержащихся, их связями, взаимообусловленностью и их ролью для усвоения учащимися смежных разделов.
Изучение данных разделов ставит следующие цели обучения учащихся:
- сформировать представление о морфеме как минималь
ной значимой части слова;
- дать представление о типах морфем (корневые, словообра
зующие, формообразующие морфемы как единицы с разным ха
рактером значения); приставки и суффиксы как словообразую
щие морфемы, различающиеся по их месту по отношению к кор
ню; суффиксы и окончания как формообразующие морфемы;
- сформировать умение осознанного членения слов на
значимые части и на основе изучения раздела способов сло
вообразования научить словообразовательному анализу;
- на основании морфемного и словообразовательного ана
лиза сформировать соответствующие орфографические уме
ния и навыки.
Таковы основные цели изучения морфемики и словообразования.
108
ЛЕКЦИЯ 9. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМИКИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Принципы изучения разделов «Морфемика» и «Словообразование»
Особенностями разделов «Морфемика» и «Словообразование» обусловлены и принципы их изучения. Среди них есть принципы, имеющие общедидактический характер и методические принципы, которые определяют специфику работы над разделами. Важнейшими среди них считаются экстралингвистический, функциональный, системный, лексико-словообразовательный, синхронический принцип, структурно-семантический.
Экстралингвистический принцип требует соотнесения слова и реалии.
Функциональный принцип связан с выявлением функций морфем разных типов.
Системный принцип предполагает выявление системных словообразовательных связей, способов словообразования.
Лексико-словообразовательный принцип требует соотнесения лексического и грамматического значения слова.
Синхронический принцип направлен на разграничение исторического и синхронического состава слова, его произво-дности в современном языке. В соответствии с ним учащиеся должны узнать о том, что морфемное членение некоторых слов исторически изменилось. В словах привет, причина, при ятный уже не выделяется приставка при- (сочетания вет, чина, ятный бессмысленны). К историческому анализу слова следует обращаться только в тех случаях, когда он помогает понять современное языковое явление. Так можно объяснить правописание некоторых слов. Например, синица названа по синему оперению, черепаха - по своему панцирю, соотносимому со словом череп, шиповник - по такой его особенности, как шипы на стебле. Подобные справки расширяют языковой кругозор учащихся, помогают понять значение слова.
Структурно-семантический принцип направлен на изучение морфемы как значимой единицы, на определение производности слова с использованием его толкования, мо-
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА: СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
тивированности. Этот принцип требует, чтобы при членении производного слова в остатке оказался не бессмысленный его обрубок, а лексически значимая производная основа, которой можно мотивировать соответствующее слово. Например, от слова разговорчивость нельзя отделить сочетание -стъ, так как лексически значимой основы разговор-чиво- нет. Должно быть отделено сочетание -ость, далее от разговорчивый отде-ляетсяне-мв-, a -чив-, итак далее. Так реализуется структурно-семантический принцип, или его частная разновидность - учет морфемной структуры слова с его словообразовательной про-изводностью, то есть формальная и семантическая мотивированность производного слова его производящим.
Каждый из названных принципов соответствующим образом реализуется в действующих школьных учебниках.
Содержание разделов «Морфемика» и «Словообразование»
Разделы «Морфемика» и «Словообразование» в учебных комплексах подаются по-разному. В учебнике под редакцией Н.М.Шанского раздел изучается в два этапа: «Морфемика» («Словообразование» в ранних изданиях) содержит сведения о морфемном составе слова и изучается в 5 классе; в 6 классе изучаются сведения, связанные со словообразовательной про-изводностью слова. В тот и другой раздел включены сведения по орфографии и культуре речи.
В учебнике под редакцией В.В.Бабайцевой есть раздел «Морфемика», который изучается в 5 классе.
В учебнике под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Лекан-та морфемика и словообразование изучаются в 5 классе двумя небольшими разделами: «Слово и его строение» в блоке «Слово» и раздел «Лексика. Словообразование. Правописание» в систематическом курсе пятого класса.
Способы образования частей речи во всех комплексах изучаются по мере представления этих частей речи в курсе морфологии (5, 6, 7 классы).
110
ЛЕКЦИЯ 9. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМИКИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Определенный круг сведений по морфемике и словообразованию учащиеся получили в начальных классах. Они получили знания о составе слова без определения такой его части, как основа, о характере каждой части слова (для приставки, суффикса и окончания - по месту их в слове и назначению, для корня его общая характеристика - общая часть родственных слов). Учащиеся начальных классов умеют производить морфемный разбор, указывают, с помощью чего образовано слово.
В действующих школьных учебниках среднего звена учебный материал по морфемике и словообразованию подается с принципиальными различиями.
В учебнике под редакцией Н.М. Шанского объем сведений по морфемике и по словообразованию достаточно пропорционален и отобран в соответствии с целями его изучения, которые поставлены составителями. Познавательными целями изучения раздела авторы считают усвоение учащимися состава слова, способов образования слов, усвоение словообразовательного значения морфем.
Практическое значение изучения разделов состоит в овладении словообразовательным разбором, в обогащении словарного запаса учащихся, в усвоении правописания приставок, корней.
Основные понятия, изучаемые в 5 классе по учебнику под редакцией Н.М. Шанского, следующие: однокоренные слова и формы слова, нулевое окончание, основа и окончание в сло ве, роль окончания в слове; корень, суффикс и приставка как значимые части слова, их назначение, чередование гласных и согласных в корне, беглые гласные.
В 6 классе изучаются основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно- суффиксалъный, бессуффиксный, сложение основ, сложение слов, сложение с сокращением, переход их одной части речи в другую.
111
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА :
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД__________________________
В учебнике под редакцией В.В. Бабайцевой раздел называется «Морфемика». Он сориентирован на усвоение соответствующих орфографических правил. В разделе значительно сокращен материал, связанный со словообразованием (не отрабатывается разграничение морфемного и словообразовательного разбора, мало внимания обращается на способы словообразования. В центре внимания стоит морфемный разбор.
Из теоретических понятий в этом учебнике представлены морфема, основа слова, окончание, сведения о передаваемых ими грамматических значениях. Дается понятие нулевого окончания, отсутствия окончания в слове. Определяется корень, приставка, суффикс, разграничиваются слово- и формообразовательные суффиксы, способы словообразования, даны сведения о чередовании гласных и согласных в корне.
В учебнике под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Ле-канта основное внимание уделено не морфемике, а словообразованию. Материал по морфемике дан в разделе повторения изученного в начальной школе «Слово и его строение», морфемика и словообразование изучаются в основном курсе 5 класса. В том и другом разделах учащиеся узнают, что такое морфема, виды морфем, способы образования слов: приставочный, суффиксальный, сложение с соединительной гласной и без нее, чередование гласных и согласных в корне.
Таков круг основных понятий, которые включены в разделы «Морфемика» и «Словообразование» в действующих учебниках.
Изучение теоретических понятий морфемики
Центральной единицей морфемного уровня языка является морфема - минимальная значимая единица языка. Специфику этой единицы необходимо показать учащимся, сравнивая
ЛЕКЦИЯ 9. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМИКИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
морфему с другими единицами языка, уже изученными пятиклассниками - звук и слово.
В отличие от звука морфема обладает и планом выражения, и планом содержания. Это можно показать через сопоставление звука и морфемы, состоящей из одной фонемы. Например, звук [в] в словах ворот, ворох и приставка в- в словах типа вбил, влил могут быть сопоставлены по такому признаку, как наличие значения у приставки в-. В приведенных словах она имеет значение «направление внутрь чего-либо». В слове ворот [в] этого значения не передает.
Значение морфемы связано со значением слова. Это также необходимо учитывать при морфемном членении слова, которое должно проводиться на формально-семантической основе, а не механически. Так, сопоставив слова типа пла щик и каменщик, в которых есть одинаковые сочетания -щик, ученик, исходя из лексического значения слова, установит, что в слове плащик суффикс —ик, в слове каменщик суффикс -щик.
Отличием морфемы от слова является неделимость морфемы на более мелкие значимые части. Слова могут свободно перемещаться в составе предложения, место же морфемы в слове зафиксировано.
Отличием морфемы от слова служит ее воспроизводимость в речи, тогда как слова могут быть произведены из инвентаря морфем.
Сопоставление морфемы со звуком и словом поможет формированию у школьников понятия морфемы и научит определять ее отличительные признаки.
В школьных учебниках дается характеристика каждой морфемы.
Новым для учащихся 5 класса является понятие основы слова, которая определяется как часть слова без окончания и как носитель лексического значения слова. Однако в учебниках не отмечается ряд особенностей этой морфемы.
112
113
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА: СИСТЕМНО-ДЕЯТЕПЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
Во-первых, основа одного и того же слова может включать чередование звуков (рос-растет, ловлю -ловишь), наращение (дочь - дочери), усечение (крестьянин - крестьяне). Это важно учесть, так как в учебнике под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта основа называется неизменной морфемой.
Во-вторых, в школьных учебниках не представлены прерывистые основы (смеялись, с какими-то). У слова возможно два окончания (это касается склонения сложных количественных числительных шестидесяти).
В-третьих, в учебниках не отмечены слова с йотированным гласным в составе морфемы (имена существительные на - ие, -ия, -ий).
Необходимо обратить внимание на [j], который принадлежит основе (например, армщ [а]). При выделении основы слова в подобных случаях рекомендуется вписывать [j], когда он закрывает основу.
Такое выделение основы и внеосновных элементов в слове составляет первый шаг морфемного разбора и формирует лингвистическое восприятие слова.
Работая над понятием «корень», целесообразно познакомить учащихся с корнями-омонимами, что предупреждает появление ошибок в подборе родственных слов. Например, сопоставляются слова с корнем -кос-: косить и косой, с корнем -голуб-: голубой и голубь.
Учащиеся должны понять, что корень как обязательная часть слова, может употребляться вне сочетания с другими морфемами (пальто - без окончания, дом — без суффиксов и приставок). Очень важно обратить внимание учащихся на то, что нельзя смешивать такие языковые единицы, как однокоренные слова и формы одного и того же слова (временные формы глагола, полные и краткие формы имени прилагательного и причастия). С понятием «корень слова» связано умение определять начальную форму слова
Раскрытие понятий «суффикс» и «приставка» должно включать не только их определение, но и указание на их словообразовательные и формообразовательные функции. Сло-
114
ЛЕКЦИЯ 9. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМИКИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
вообразовательные аффиксы служат для образования новых слов (камен-щик, волн-ист-ый), формообразовательные образуют новые формы слова (служит - служи-л). При характеристике морфем должно указываться их значение. В связи с этим можно показать омонимичные суффиксы (учи-тель, выключа-телъ).
Об основных способах словообразования учащиеся в 5 классе узнают только через их наименование, углубление сведений об этом явлении осуществляется при изучении морфологии.
Итак, в теоретическом аспекте учащиеся знакомятся с морфемным составом слова, с признаками каждой морфемы, и это формирует их лингвистическую компетенцию в области морфемикя.
Приемы формирования
Лингвистической и языковой
Компетенции учащихся в ходе
Дата: 2018-12-28, просмотров: 900.