ЛЕКЦИЯ 8. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКОЛОГИИ И ЛЕКСИКОГРАФИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Учитывая все это, необходимо обратить внимание учащих­ся на особенности фразеологизма: его лексическое значение выводится из всего состава фразеологизма (как и у отдельного слова); он состоит из двух и большего числа самостоятельных слов. Как и отдельное слово, фразеологизмы включаются в тол­ковые словари или в специальные фразеологические словари, могут иметь синонимы и антонимы. Изучение фразеологиз­мов расширяет представление учащихся о словарном составе русского языка, углубляет их представление об исторических изменениях в языке. Это способствует формированию культу­рологической компетенции учащихся, так как позволяет при­общить их к культуре родного народа.

Работу над понятием «фразеологизм» можно проводить на основе анализа соответствующего языкового материала (пред­ложений с фразеологизмами), когда через вопросы учебника или учителя учащиеся раскрывают сущность понятия и его от­личительные признаки.

Характеристику фразеологизмов как лексической единицы может дать и учитель через логическое определение и указа­ние на отличительные свойства данного понятия.

Следует обратить внимание на такой грамматический признак фразеологизмов, как их синтаксическая роль в пред­ложении. Фразеологический оборот выступает как один член предложения в соответствии с его значением и соотнесенно­стью с частью речи. Эта соотнесенность определяется мор­фологической соотнесенностью стержневого слова. Различа­ются фразеологизмы, соотнесенные с именем существитель­ным (медвежья услуга), с именем прилагательным (легкий на подъем), с глаголом (клевать носом). Стержневое слово во фразеологизме может изменяться, если это изменяемая часть речи (клевал носом, клюет носом; оказал медвежью услугу; легка на подъем).

Внимание учащихся необходимо обратить и на выразитель­ную силу фразеологизма (работать, засучив рукава, готов в огонь и воду и подобные).


ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА : СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Лексико-фразеологические упражнения

Формирование лексических умений осуществляется через по­становку учащимся и вьшолнение ими заданий и упражнений.

К видам заданий для выработки лексических умений, опре­деляющих лингвистическую компетенцию учащихся в обла­сти лексики относятся следующие:

- нахождение изученного лексического явления в списке
слов, в предложении или тексте;

- подбор или выбор из текста примеров, иллюстрирую­
щих изучаемое лексическое явление;

- определение функции изучаемого явления в тексте;

- использование словаря для подбора слова и определе­
ния сопровождающих его помет;

- составление словарной статьи для хорошо знакомого
слова;

- нахождение и исправление лексической ошибки.
Среди упражнений лексико-грамматического характера

можно выделить упражнения нескольких типов.

1. Во-первых, это упражнения на определение лексиче­ского значения слова или фразеологического оборота, изоли­рованного или взятого в тексте. Например, предлагается а) указать синонимы, которые не только называют признак, но и выражают определенное отношение к нему: высокий, долго­ вязый; медленный, черепаший; б) подобрать антонимы к при­лагательным легкий рюкзак, легкая задача, легкий морозец.

Во-вторых, учащимся можно предложить задания на подбор примеров, иллюстрирующих определенное лексическое явле­ние (синонимовы, антонимы, устаревших слова, неологизмы).

Для систематизации знаний учащихся может быть пред­ложено задание на группировку изученных лексических явле­ний: объединить близкие по значению слова в группы, опреде­лить общее значение слов в каждой группе: лететь, жаркий, смелый, мчаться, знойный, храбрый.









Дата: 2018-12-28, просмотров: 446.