Учитывая все это, необходимо обратить внимание учащихся на особенности фразеологизма: его лексическое значение выводится из всего состава фразеологизма (как и у отдельного слова); он состоит из двух и большего числа самостоятельных слов. Как и отдельное слово, фразеологизмы включаются в толковые словари или в специальные фразеологические словари, могут иметь синонимы и антонимы. Изучение фразеологизмов расширяет представление учащихся о словарном составе русского языка, углубляет их представление об исторических изменениях в языке. Это способствует формированию культурологической компетенции учащихся, так как позволяет приобщить их к культуре родного народа.
Работу над понятием «фразеологизм» можно проводить на основе анализа соответствующего языкового материала (предложений с фразеологизмами), когда через вопросы учебника или учителя учащиеся раскрывают сущность понятия и его отличительные признаки.
Характеристику фразеологизмов как лексической единицы может дать и учитель через логическое определение и указание на отличительные свойства данного понятия.
Следует обратить внимание на такой грамматический признак фразеологизмов, как их синтаксическая роль в предложении. Фразеологический оборот выступает как один член предложения в соответствии с его значением и соотнесенностью с частью речи. Эта соотнесенность определяется морфологической соотнесенностью стержневого слова. Различаются фразеологизмы, соотнесенные с именем существительным (медвежья услуга), с именем прилагательным (легкий на подъем), с глаголом (клевать носом). Стержневое слово во фразеологизме может изменяться, если это изменяемая часть речи (клевал носом, клюет носом; оказал медвежью услугу; легка на подъем).
Внимание учащихся необходимо обратить и на выразительную силу фразеологизма (работать, засучив рукава, готов в огонь и воду и подобные).
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА : СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
Лексико-фразеологические упражнения
Формирование лексических умений осуществляется через постановку учащимся и вьшолнение ими заданий и упражнений.
К видам заданий для выработки лексических умений, определяющих лингвистическую компетенцию учащихся в области лексики относятся следующие:
- нахождение изученного лексического явления в списке
слов, в предложении или тексте;
- подбор или выбор из текста примеров, иллюстрирую
щих изучаемое лексическое явление;
- определение функции изучаемого явления в тексте;
- использование словаря для подбора слова и определе
ния сопровождающих его помет;
- составление словарной статьи для хорошо знакомого
слова;
- нахождение и исправление лексической ошибки.
Среди упражнений лексико-грамматического характера
можно выделить упражнения нескольких типов.
1. Во-первых, это упражнения на определение лексического значения слова или фразеологического оборота, изолированного или взятого в тексте. Например, предлагается а) указать синонимы, которые не только называют признак, но и выражают определенное отношение к нему: высокий, долго вязый; медленный, черепаший; б) подобрать антонимы к прилагательным легкий рюкзак, легкая задача, легкий морозец.
Во-вторых, учащимся можно предложить задания на подбор примеров, иллюстрирующих определенное лексическое явление (синонимовы, антонимы, устаревших слова, неологизмы).
Для систематизации знаний учащихся может быть предложено задание на группировку изученных лексических явлений: объединить близкие по значению слова в группы, определить общее значение слов в каждой группе: лететь, жаркий, смелый, мчаться, знойный, храбрый.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 446.