лексико-семантического и системно-лексического взгляда на слово позволяет учащимся осознать такие особенности слова, как наличие у него лексического значения, служащего для наименования реалии, грамматического (морфологического) значения и возможность объединения слов в синонимичные и антонимичные группы.
На фоне лексико-семантического представления учащихся о слове знания учащихся приобретают качественно новый характер, так как позволяют им использовать приобретенную учебную информацию в ситуации выполнения творческих, самостоятельных заданий, тем самым пополняя и углубляя их знания. Это в известной степени содействует формированию языковой компетенции учащихся, то есть использованию знаний как умений в действии.
Особенности работы над понятием «синоним»
Работа над синонимами в школе имеет огромное значение для обогащения словаря учащихся, формирования у них таких коммуникативных умений, которые связаны с выбором из ряда возможных тех слов, которые необходимы для данной ситуации общения, для решения коммуникативной задачи.
Изучение синонимов в 5 классе имеет ряд целей, одни из которых являются познавательными, другие - практическими.
В познавательном плане учащиеся знакомятся с понятием «синоним», с отличиями синонимов друг от друга, с их функциями в речи, их ролью как средства связи в тексте и средства преодоления неоправданного повторения слов в связном высказывании.
Практические цели изучения синонимов связаны с формированием следующих учебно-языковых умений:
- определение общего лексического значения синонимов,
подбор синонимов к данным словам;
- составление синонимического ряда;
- определение цели использования синонимов в тексте;
- выявление коммуникативной нагрузки каждого из сино
нимичных слов;
98
- приобретение умения пользоваться синонимами в собственной речи.
Приступая к работе над понятием «синоним», следует учесть, что в начальных классах учащиеся в практическом плане уже встречались со словами, близкими по значению, поэтому в 5 классе очень важно дать учащимся его теоретическое толкование, предусмотренное познавательными целями изучения лексики.
Важно обратить внимание учащихся на то, что при объе-диненности синонимов общим значением они, тем не менее, имеют различия в его оттенках. Например, синонимы рабо тать, трудиться, заниматься объединяются общим значением «направлять свои усилия на создание чего-либо». Но слово работать имеет более конкретное значение, слово за ниматься употребляется преимущественно по отношению к умственному труду, слово трудиться подчеркивает элемент усилия.
Углубляя знания о синонимах, важно отметить, что они относятся к одной части речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы и т.д.). В связи с этим следует предупредить учащихся, что однокоренные слова разных частей речи, близкие по значению, не являются синонимами (лом, ломать, ломкость). Это необходимо для предупреждения ошибки, состоящей в смешении синонимов с однокоренными словами.
Одной из особенностей многих синонимов является их разная сочетаемость с другими словами. Так, слово горячий и слово жаркий образуют не одинаковое количество словосочетаний (горячий чай, горячая вода, горячая речь, горячий при вет, горячий человек, горячее время и др.; но жаркий день (погода), жаркие стрелы).
Следует остановить внимание учащихся и на том, что многозначные слова имеют разные синонимы. Например, слово граница имеет такие группы синонимов: 1) граница -рубеж, 2) граница - грань - черта, 3) граница - предел - мера.
I |
99
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА : СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
Таким образом, в результате наблюдения за основными признаками синонимов, учащиеся узнают, что эти лексические единицы характеризуются общностью лексического значения, принадлежат к одной части речи, обладают специфической сочетаемостью с другими словами и что многозначные слова могут иметь разные синонимы. Эти теоретические сведения закрепляются в процессе выполнения упражнений лексико-семантического характера.
Трудности усвоения учащимися понятия «омонимы»
Омонимы в 5 классе изучаются также в теоретическом и практическом плане.
В начальных классах учащиеся сравнивали между собой слова, совпадающие по звуковому составу, но имеющие разные значения. В 5 классе они знакомятся с определением омонимов, с помощью учителя определяют их существенные признаки: сходство звучания и написания, принадлежность к одной и той же части речи, различие по лексическому значению. Очень важно обратить внимание учащихся на то, что отдельно взятое слово не может быть названо омонимом. Омонимами могут быть два или несколько слов при их сопоставлении, поэтому надо говорить «омоним такого-то слова». Например. Слово ключ в значении «родник» - омоним слова ключ в значении «приспособление для открывания замка».
Учащиеся должны знать, по каким признакам нужно находить омонимы: сходство между словами со стороны их звучания и написания, определение их принадлежности к одной части речи и толкование их лексического значения (пар - вспаханное поле и пар - газообразное состояние воды).
Необходимо показать учащимся, как располагаются слова-омонимы в словарных статьях, какова роль цифровых показателей при каждом заглавном слове: горн 1 - печь для плавки металлов или обжига керамических изделий; горн 2 — духовой медный инструмент.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 438.