ЛЕКЦИЯ В . ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКОЛОГИИ И ЛЕКСИКОГРАФИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 


лексико-семантического и системно-лексического взгляда на слово позволяет учащимся осознать такие особенности сло­ва, как наличие у него лексического значения, служащего для наименования реалии, грамматического (морфологического) значения и возможность объединения слов в синонимичные и антонимичные группы.

На фоне лексико-семантического представления учащих­ся о слове знания учащихся приобретают качественно новый характер, так как позволяют им использовать приобретенную учебную информацию в ситуации выполнения творческих, са­мостоятельных заданий, тем самым пополняя и углубляя их знания. Это в известной степени содействует формированию языковой компетенции учащихся, то есть использованию зна­ний как умений в действии.

Особенности работы над понятием «синоним»

Работа над синонимами в школе имеет огромное значение для обогащения словаря учащихся, формирования у них та­ких коммуникативных умений, которые связаны с выбором из ряда возможных тех слов, которые необходимы для данной си­туации общения, для решения коммуникативной задачи.

Изучение синонимов в 5 классе имеет ряд целей, одни из ко­торых являются познавательными, другие - практическими.

В познавательном плане учащиеся знакомятся с понятием «синоним», с отличиями синонимов друг от друга, с их функ­циями в речи, их ролью как средства связи в тексте и средства преодоления неоправданного повторения слов в связном вы­сказывании.

Практические цели изучения синонимов связаны с форми­рованием следующих учебно-языковых умений:

- определение общего лексического значения синонимов,
подбор синонимов к данным словам;

- составление синонимического ряда;

- определение цели использования синонимов в тексте;

- выявление коммуникативной нагрузки каждого из сино­
нимичных слов;

98


- приобретение умения пользоваться синонимами в соб­ственной речи.

Приступая к работе над понятием «синоним», следует учесть, что в начальных классах учащиеся в практическом плане уже встречались со словами, близкими по значению, поэтому в 5 классе очень важно дать учащимся его теоретиче­ское толкование, предусмотренное познавательными целями изучения лексики.

Важно обратить внимание учащихся на то, что при объе-диненности синонимов общим значением они, тем не менее, имеют различия в его оттенках. Например, синонимы рабо­ тать, трудиться, заниматься объединяются общим зна­чением «направлять свои усилия на создание чего-либо». Но слово работать имеет более конкретное значение, слово за­ ниматься употребляется преимущественно по отношению к умственному труду, слово трудиться подчеркивает элемент усилия.

Углубляя знания о синонимах, важно отметить, что они от­носятся к одной части речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы и т.д.). В связи с этим следует пред­упредить учащихся, что однокоренные слова разных частей речи, близкие по значению, не являются синонимами (лом, ломать, ломкость). Это необходимо для предупреждения ошибки, состоящей в смешении синонимов с однокоренными словами.

Одной из особенностей многих синонимов является их раз­ная сочетаемость с другими словами. Так, слово горячий и слово жаркий образуют не одинаковое количество словосоче­таний (горячий чай, горячая вода, горячая речь, горячий при­ вет, горячий человек, горячее время и др.; но жаркий день (погода), жаркие стрелы).

Следует остановить внимание учащихся и на том, что мно­гозначные слова имеют разные синонимы. Например, слово граница имеет такие группы синонимов: 1) граница -рубеж, 2) граница - грань - черта, 3) граница - предел - мера.

I

99


ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА : СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Таким образом, в результате наблюдения за основными признаками синонимов, учащиеся узнают, что эти лексические единицы характеризуются общностью лексического значения, принадлежат к одной части речи, обладают специфической сочетаемостью с другими словами и что многозначные слова могут иметь разные синонимы. Эти теоретические сведения закрепляются в процессе выполнения упражнений лексико-семантического характера.

Трудности усвоения учащимися понятия «омонимы»

Омонимы в 5 классе изучаются также в теоретическом и практическом плане.

В начальных классах учащиеся сравнивали между собой слова, совпадающие по звуковому составу, но имеющие раз­ные значения. В 5 классе они знакомятся с определением омонимов, с помощью учителя определяют их существенные признаки: сходство звучания и написания, принадлежность к одной и той же части речи, различие по лексическому зна­чению. Очень важно обратить внимание учащихся на то, что отдельно взятое слово не может быть названо омонимом. Омо­нимами могут быть два или несколько слов при их сопостав­лении, поэтому надо говорить «омоним такого-то слова». Например. Слово ключ в значении «родник» - омоним слова ключ в значении «приспособление для открывания замка».

Учащиеся должны знать, по каким признакам нужно нахо­дить омонимы: сходство между словами со стороны их звуча­ния и написания, определение их принадлежности к одной ча­сти речи и толкование их лексического значения (пар - вспа­ханное поле и пар - газообразное состояние воды).

Необходимо показать учащимся, как располагаются слова-омонимы в словарных статьях, какова роль цифровых показа­телей при каждом заглавном слове: горн 1 - печь для плавки металлов или обжига керамических изделий; горн 2 — духовой медный инструмент.









Дата: 2018-12-28, просмотров: 376.