И «грамматическое значение слова»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одним из новых для учащихся является понятие «лексиче­ское значение слова».

Раскрыть его можно на примере слов с конкретным значе­нием, показав учащимся либо предмет, обозначаемый словом, либо рисунок предмета. В дальнейшем понимание лексическо­го значения слова уточняется при изучении таких понятий, как многозначные слова, слова с переносным значением, си­ нонимы, антонимы, омонимы.

Важно выяснить, из чего складывается собственно лекси­ческое значение слова. Оно обычно заключено в корне, но не­редко конкретизируется и другими морфемами, присоединяе­мыми к корню. Сравните: ход - проход - сходить — ходка.

Лексическое значение слова определяется рядом способов:

- через подбор синонимов (лиловый - светло-фиолетовый);

- с помощью родственных слов (медвяный - имеющий за­
пах меда);

95







ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА : СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

- через признаки предмета или явления (арена - круглая
площадка в цирке для представлений);

- на основе логического определения понятия (планета­
рий
- здание, в котором демонстрируется расположение и дви­
жение небесных тел с помощью особых приборов).

Среди всех этих приемов важно обратить внимание на ло­гическое определение понятия и особенности его построения. Образец такого определения учащиеся находят в толковом словаре, к работе с которым школьников следует приобщать как можно раньше через задания выявить лексические значе­ния слов, установить количество значений, определить общее значение слов определенной группы. Важно обратить внима­ние и на структуру логического определения, которую состав­ляет толкование понятия, указание на его родовой, а затем и на видовые признаки. Это позволит предупредить логические ошибки учащихся в построении подобных определений («Па­ рашют - это с чем ...», «Холодильник - это где ...»).

Понятие «лексическое значение слова» связано с поняти­ем «грамматическое значение слова», которое выступает как добавочное к лексическому значению и выражает различные отношения (отношение к липу, совершающему действие; от­ношение сообщаемого факта к действительности и времени; отношение говорящего к сообщаемому и др.).

Лексическое и грамматическое значения в слове пред­ставляют собой единство. Однако учащиеся не всегда осо­знают это. При анализе слов они сосредоточивают внима­ние на выявлении только грамматических признаков, не учитывая лексического значения слова. («Парашют - это предмет, имя существительное мужского рода, един­ ственного числа, второго склонения ...»). Для предупре­ждения подобных недочетов используются задания на со­поставление лексического и грамматического значения слов одной лексико-грамматической группы. В таком задании предлагается указать лексические и грамматические значе­ния слов каждой пары: 1) Буря —ураган; граница -рубеж;

96






Дата: 2018-12-28, просмотров: 503.