Одним из новых для учащихся является понятие «лексическое значение слова».
Раскрыть его можно на примере слов с конкретным значением, показав учащимся либо предмет, обозначаемый словом, либо рисунок предмета. В дальнейшем понимание лексического значения слова уточняется при изучении таких понятий, как многозначные слова, слова с переносным значением, си нонимы, антонимы, омонимы.
Важно выяснить, из чего складывается собственно лексическое значение слова. Оно обычно заключено в корне, но нередко конкретизируется и другими морфемами, присоединяемыми к корню. Сравните: ход - проход - сходить — ходка.
Лексическое значение слова определяется рядом способов:
- через подбор синонимов (лиловый - светло-фиолетовый);
- с помощью родственных слов (медвяный - имеющий за
пах меда);
95
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА : СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
- через признаки предмета или явления (арена - круглая
площадка в цирке для представлений);
- на основе логического определения понятия (планета
рий - здание, в котором демонстрируется расположение и дви
жение небесных тел с помощью особых приборов).
Среди всех этих приемов важно обратить внимание на логическое определение понятия и особенности его построения. Образец такого определения учащиеся находят в толковом словаре, к работе с которым школьников следует приобщать как можно раньше через задания выявить лексические значения слов, установить количество значений, определить общее значение слов определенной группы. Важно обратить внимание и на структуру логического определения, которую составляет толкование понятия, указание на его родовой, а затем и на видовые признаки. Это позволит предупредить логические ошибки учащихся в построении подобных определений («Па рашют - это с чем ...», «Холодильник - это где ...»).
Понятие «лексическое значение слова» связано с понятием «грамматическое значение слова», которое выступает как добавочное к лексическому значению и выражает различные отношения (отношение к липу, совершающему действие; отношение сообщаемого факта к действительности и времени; отношение говорящего к сообщаемому и др.).
Лексическое и грамматическое значения в слове представляют собой единство. Однако учащиеся не всегда осознают это. При анализе слов они сосредоточивают внимание на выявлении только грамматических признаков, не учитывая лексического значения слова. («Парашют - это предмет, имя существительное мужского рода, един ственного числа, второго склонения ...»). Для предупреждения подобных недочетов используются задания на сопоставление лексического и грамматического значения слов одной лексико-грамматической группы. В таком задании предлагается указать лексические и грамматические значения слов каждой пары: 1) Буря —ураган; граница -рубеж;
96
Дата: 2018-12-28, просмотров: 503.