Лексико-грамматический принцип реализуется в тех случаях, когда сопоставляется лексическое и грамматическое значение слова.
Синхронический принцип предполагает рассмотрение всех основных значений (значения многозначного слова, явление омонимии) на синхронном срезе, то есть как явлений, соответствующих современному языковому миру. Однако в курсе лексикологии иногда становится необходимым обращение и к историческому развитию языка (устаревшие слова, возникновение новых слов, заимствования разных эпох). Реализация исторического, диахронического, принципа позволяет формировать у учащихся представление о развитии словаря и языка в целом, что содействует формированию культурологической компетенции учащихся.
Содержание раздела «Лексика» в школьном курсе
Раздел «Лексика» изучается в 5 и 6 классах по учебнику под редакцией Н.М. Шанского, в 5 классе по учебникам под редакцией В.В. Бабайцевой и под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта.
Однако формирование и совершенствование лексических умений осуществляется на протяжении усвоения всех разделов науки о языке. Так, в учебнике для 5 класса под редакцией М.М.Разумовской и П.А. Леканта в разделе «Закрепление и углубление изученного в начальной школе» есть раздел «Слово и его лексическое значение. Лексика», а в основном курсе лексика представлена как интегрированный раздел «Лексика. Словообразование. Правописание». Авторы учебника объясняют это тем, что ставили целью сформировать у школьников представление о слове как о системе языковых значений (вещественное значение корня, словообразовательное значение аффиксов, грамматическое значение флексий и лексическое значение слова).
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА : СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
Отличительной чертой раздела «Лексика» является то, чтб, хотя в начальных классах учащиеся знакомятся с широким кругом лексических понятий («слово», «значение слова», «прямое и переносное значение слова», «многозначные слова», «синонимы», «антонимы», орфографический и толковый словари, словарь антонимов, словарь синонимов), но познают их практически без теоретического обоснования лексических групп, соотносимости между ними. Такое рассмотрение лексических понятий отнесено на пятый год обучения, однако абстрактный характер этих понятий вызывает затруднения в их усвоении даже у пятиклассников.
Для усвоения лексических понятий учащиеся не имеют опоры в предшествующих знаниях, тогда как овладение понятиями требует достаточной лингвистической подготовленности. Основными понятиями раздела «Лексика» являются понятия слова как лексической единицы, его лексического и грамматического значения, слов с прямым и переносным значением, многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов, общеупотребительной лексики, стилевой дифференциации лексики. Раскрывая основное лексическое понятие «слово», важно показать учащимся, что это следующая за звуком единица, которая отличается от него двусторонностью, то есть наличием плана выражения (наименования, знакового средства) и плана содержания (значением). Это важно выяснить, так как на понимании этой двусторонности далее в лингвистическом сознании учащихся будут формироваться понятия многозначности, омонимии, синонимии.
Работа над понятием «слово» связана с усвоением учащимися понятия «лексическое значения слова» и «грамматическое значение слова». В приложении к учебнику приведены словарики, которые помогут учителю познакомить учащихся с лексическим значением слова по статьям толкового словаря. Но кроме него учащиеся должны осознать понятие «грамматическое значение слова», то есть ту сторону его характеристики, которая составляет «план выражения».
92
Дата: 2018-12-28, просмотров: 456.