ЛЕКЦИЯ 8. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКОЛОГИИ И ЛЕКСИКОГРАФИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лексико-грамматический принцип реализуется в тех случаях, когда сопоставляется лексическое и грамматическое значение слова.

Синхронический принцип предполагает рассмотрение всех основных значений (значения многозначного слова, явле­ние омонимии) на синхронном срезе, то есть как явлений, соот­ветствующих современному языковому миру. Однако в курсе лексикологии иногда становится необходимым обращение и к историческому развитию языка (устаревшие слова, возникно­вение новых слов, заимствования разных эпох). Реализация исторического, диахронического, принципа позволяет форми­ровать у учащихся представление о развитии словаря и языка в целом, что содействует формированию культурологической компетенции учащихся.

Содержание раздела «Лексика» в школьном курсе

Раздел «Лексика» изучается в 5 и 6 классах по учебнику под редакцией Н.М. Шанского, в 5 классе по учебникам под редакцией В.В. Бабайцевой и под редакцией М.М. Разумов­ской и П.А. Леканта.

Однако формирование и совершенствование лексических умений осуществляется на протяжении усвоения всех разде­лов науки о языке. Так, в учебнике для 5 класса под редакцией М.М.Разумовской и П.А. Леканта в разделе «Закрепление и углубление изученного в начальной школе» есть раздел «Сло­во и его лексическое значение. Лексика», а в основном курсе лексика представлена как интегрированный раздел «Лексика. Словообразование. Правописание». Авторы учебника объяс­няют это тем, что ставили целью сформировать у школьников представление о слове как о системе языковых значений (ве­щественное значение корня, словообразовательное значение аффиксов, грамматическое значение флексий и лексическое значение слова).



ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА : СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Отличительной чертой раздела «Лексика» является то, чтб, хотя в начальных классах учащиеся знакомятся с широким кругом лексических понятий («слово», «значение слова», «пря­мое и переносное значение слова», «многозначные слова», «си­нонимы», «антонимы», орфографический и толковый словари, словарь антонимов, словарь синонимов), но познают их прак­тически без теоретического обоснования лексических групп, соотносимости между ними. Такое рассмотрение лексических понятий отнесено на пятый год обучения, однако абстрактный характер этих понятий вызывает затруднения в их усвоении даже у пятиклассников.

Для усвоения лексических понятий учащиеся не имеют опо­ры в предшествующих знаниях, тогда как овладение понятия­ми требует достаточной лингвистической подготовленности. Основными понятиями раздела «Лексика» являются понятия слова как лексической единицы, его лексического и грамма­тического значения, слов с прямым и переносным значени­ем, многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов, общеупотребительной лексики, стилевой дифференциации лексики. Раскрывая основное лексическое понятие «слово», важно показать учащимся, что это следующая за звуком еди­ница, которая отличается от него двусторонностью, то есть на­личием плана выражения (наименования, знакового средства) и плана содержания (значением). Это важно выяснить, так как на понимании этой двусторонности далее в лингвистическом сознании учащихся будут формироваться понятия многознач­ности, омонимии, синонимии.

Работа над понятием «слово» связана с усвоением учащи­мися понятия «лексическое значения слова» и «грамматиче­ское значение слова». В приложении к учебнику приведены словарики, которые помогут учителю познакомить учащихся с лексическим значением слова по статьям толкового словаря. Но кроме него учащиеся должны осознать понятие «граммати­ческое значение слова», то есть ту сторону его характеристи­ки, которая составляет «план выражения».

92





Дата: 2018-12-28, просмотров: 374.