ЛЕКЦИЯ 8. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКОЛОГИИ И ЛЕКСИКОГРАФИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лекция 8. Теория и методика обучения лексикологии и лексикографии

Цели и задачи изучения лексикологии и лексикографии

Раздел «Лексикология» в школьных учебниках русского языка носит название «Лексика». Этот раздел изучает сло­во как единицу языка и в целом лексическую систему языка. Изучение лексики в школьном курсе языка имеет важное зна­чение для познания учащимися лексической системы языка, взаимосвязи лексики с грамматикой, фонетикой, словообразо­ванием, позволяет познакомить со сведениями лексикографи­ческого характера.

Изучение этого раздела создает условия успешной работы по развитию речи учащихся, в частности, для обогащения сло­варного запаса и овладения лексическими нормами.

Цели изучения раздела «Лексика» с примыкающим к нему разделом «Фразеология» таковы:

- дать учащимся представление об основной единице язы­
ка - слове, о его лексическом значении, о двусторонней приро­
де слова (план выражения и план содержания), добиться раз­
личения слова и обозначаемой им реалии;

- сформировать у школьников понятие «словарный со­
став языка» и познакомить с различными способами его по­
полнения;

- продемонстрировать системные отношения в лексике
(синонимия, антонимия);

- подвести учащихся к осознанию основных лексических
понятий;

- сформировать умение пользоваться основными лекси­
ческими единицами в соответствии с их значением и комму­
никативной целесообразностью употребления;

89



ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА : СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

- дать представление о фразеологизме как языковой еди­
нице и показать системные отношения во фразеологии;

- познакомить учащихся со словарями разных типов и
научить пользоваться основными их типами.

Задачи обучения лексике состоят в том, чтобы:

- расширить словарный запас учащихся, обучить пользо­
ванию школьными словарями и лингвистическими словарями
(словари синонимов, словари антонимов, словари иноязычных

слов);

- сформировать у школьников умение использовать тео­
ретические сведения по лексике (характеристика слов по лек­
сическому значению: синонимы, антонимы, омонимы; обосно­
вание стилевой дифференциации слов);

- научить учащихся лексическому анализу слов и далее -

текста.

Принципы обучения лексикологии

В работе над лексическими понятиями используются прин­ципы, позволяющие облегчить учащимся восприятие трудных и новых для них лексических понятий. Принципы обучения лексике таковы: экстралингвистический, системный, функ­циональный, лексико-грамматический, синхронный с обраще­нием к диахронии.

Экстралингвистический принцип реализуется в со­отнесении слова и называемой им реалии (предмет может быть представлен на рисунке с подписями или без них). При отсутствии подписи ученики идут от реалии к слову, при на­личии подписи рассматривание идет от слова к реалии.

Системный принцип требует внимания к взаимосвязи и взаимозависимости языковых единиц. В сопоставлении с ним рассматриваются синонимы и антонимы, многозначные слова и омонимы в их противопоставлении.

Функциональный принцип проявляется в использова­нии слов или словосочетаний с учетом сферы их употребле­ния, использовании их в текстах разного стиля.




















Дата: 2018-12-28, просмотров: 407.