Лекция 8. Теория и методика обучения лексикологии и лексикографии
Цели и задачи изучения лексикологии и лексикографии
Раздел «Лексикология» в школьных учебниках русского языка носит название «Лексика». Этот раздел изучает слово как единицу языка и в целом лексическую систему языка. Изучение лексики в школьном курсе языка имеет важное значение для познания учащимися лексической системы языка, взаимосвязи лексики с грамматикой, фонетикой, словообразованием, позволяет познакомить со сведениями лексикографического характера.
Изучение этого раздела создает условия успешной работы по развитию речи учащихся, в частности, для обогащения словарного запаса и овладения лексическими нормами.
Цели изучения раздела «Лексика» с примыкающим к нему разделом «Фразеология» таковы:
- дать учащимся представление об основной единице язы
ка - слове, о его лексическом значении, о двусторонней приро
де слова (план выражения и план содержания), добиться раз
личения слова и обозначаемой им реалии;
- сформировать у школьников понятие «словарный со
став языка» и познакомить с различными способами его по
полнения;
- продемонстрировать системные отношения в лексике
(синонимия, антонимия);
- подвести учащихся к осознанию основных лексических
понятий;
- сформировать умение пользоваться основными лекси
ческими единицами в соответствии с их значением и комму
никативной целесообразностью употребления;
89
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА : СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
- дать представление о фразеологизме как языковой еди
нице и показать системные отношения во фразеологии;
- познакомить учащихся со словарями разных типов и
научить пользоваться основными их типами.
Задачи обучения лексике состоят в том, чтобы:
- расширить словарный запас учащихся, обучить пользо
ванию школьными словарями и лингвистическими словарями
(словари синонимов, словари антонимов, словари иноязычных
слов);
- сформировать у школьников умение использовать тео
ретические сведения по лексике (характеристика слов по лек
сическому значению: синонимы, антонимы, омонимы; обосно
вание стилевой дифференциации слов);
- научить учащихся лексическому анализу слов и далее -
текста.
Принципы обучения лексикологии
В работе над лексическими понятиями используются принципы, позволяющие облегчить учащимся восприятие трудных и новых для них лексических понятий. Принципы обучения лексике таковы: экстралингвистический, системный, функциональный, лексико-грамматический, синхронный с обращением к диахронии.
Экстралингвистический принцип реализуется в соотнесении слова и называемой им реалии (предмет может быть представлен на рисунке с подписями или без них). При отсутствии подписи ученики идут от реалии к слову, при наличии подписи рассматривание идет от слова к реалии.
Системный принцип требует внимания к взаимосвязи и взаимозависимости языковых единиц. В сопоставлении с ним рассматриваются синонимы и антонимы, многозначные слова и омонимы в их противопоставлении.
Функциональный принцип проявляется в использовании слов или словосочетаний с учетом сферы их употребления, использовании их в текстах разного стиля.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 480.