Орфоэпия в школьном курсе определяется как наука о произношении. Изучение фонетики в 5 классе опирается на те знания, которые учащиеся получили в начальных классах. Это сведения о звуках речи, гласных звуках, ударных и безударных, о согласных глухих и звонких, твердых и мягких, об обозначении звуков речи на письме.
В 5 классе эти сведения повторяются и пополняются новыми. Эти сведения касаются а) особенностей образования гласных и согласных звуков, б) позиционного смягчения или озвончения/оглушения согласных.
Для характеристики звуков вводятся основные элементы транскрипции: знак мягкости, ударения, квадратные скобки для передачи звука, знак долготы звука; дается определение слога, ударения, сведения о нормах русского литературного
языка.
Основное понятие фонетики - «звук речи» (реально - «звук языка»), так как объектом изучения являются не конкретные звуки, произнесенные конкретным носителем, а звукотипы, воспринимаемые всеми носителями языка.
Учащиеся должны усвоить, что звуки используются для формирования слов и их различия через звуки, стоящие в
сильной позиции.
Важно обратить внимание учащихся на то, что звуками речи являются не все существующие звуки, произносимые человеком (свист, имитация звуков природы; звуков, произносимых животными, птицами).
Необходимо предупредить учащихся, что про звуки речи следует говорить в мужском роде: гласный, согласный.
При изучении звучащей речи вводится понятие транскрипции. Учащиеся должны овладеть умением читать и понимать транскрипцию. Полезно для этого практиковать частичное транскрибирование (транскрипционную запись отдельных сегментов слова). Значительной и сложной задачей курса является обучение учащихся различению буквы и звука.
80
Буква - это графический знак для обозначения звучащей речи на письме. Ученики должны осознать, что буква - это рисунок, картинка, что ее нельзя произносить, а можно только воспринимать зрительно. Для различения букв и звуков последние необходимо записывать в транскрипционных
скобках.
Изучение графики позволяет учащимся узнать об обозначении мягкости согласных на письме, об обозначении звука Ц] и об употреблении графических знаков. Они должны уметь описать графическое и фонетическое различие слов типа вол - вёл, различающихся на письме гласными буквами, а в произношении - твердостью и мягкостью согласного звука.
Изучение раздела «Фонетика» должно помочь учащимся осознать, что между буквами и звуками в слове возможны определенные количественные соотношения:
1 буква-1 звук (стол - в данном случае буква О обозначает не только гласный звук, но и твердость предшествующего согласного);
1 буква - 2 звука (яма);
1 буква- 0 звука (солнце);
1 буква - признак звука (конь - мягкость согласного);
1 буква- 1 звук и признак другого звука ([с'ел]);
2 буквы - 1 звук (слышится).
Важно обратить внимание учащихся на то, что одна и та же буква может обозначать разные звуки (вода - воды [а]//[о]); один и тот же звук может обозначаться разными буквами (сома -сама: звук [а] обозначен буквами О и А). Эти теоретические сведения направлены на формирование лингвистической компетенции учащихся, умения узнавать нужный звук речи, характеризовать его, отличать от других звуков речи, определять его место в освоенной ими звуковой системе языка, классифицировать звуки на основе их специфических признаков.
I |
81
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА : СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
Трудности усвоения фонетических понятий учащимися
Усвоение лингвистических понятий раздела «Фонетика и графика» в ряде случаев вызывает у пятиклассников определенные затруднения.
Учащимся трудно осознать, что звуки языка не имеют смыслового значения, а лишь участвуют в образовании слов. Изучение звуков следует приблизить к слову. Это можно сделать на уровне лексики, показав, например, роль парных звуков: корка - горка, полка - полька.
Вызывает трудности восприятие сведений о непарных по твердости и мягкости согласных звуков: [ж], [ш], [ц] и [ч1], [щ'], (j'J. Помочь учащимся осознать особенности этих звуков позволяет работа над словами типа жизнь, шишка, цифра, с одной стороны, и над словами типа чай, щука, с другой. Произнося эти слова, учащиеся убеждаются в особенностях каждой из этих групп звуков. Наблюдения над подобными словами необходимо сопровождать вниманием к их правописанию в соответствии с правилами орфографии.
Затрудняет учащихся разграничение звуков и букв, особенно в процессе фонетического разбора. Так, в ходе фонетического разбора слова снег, ученик должен указать, что буква «гэ» в этом слове произносится как звук [к]; учащиеся должны знать, что буквы сами по себе не могут быть гласными или согласными. Так квалифицируются только звуки, но условно буквы также называют гласными и согласными.
Трудности усвоения фонетических понятий должны быть известны учителю и предусматриваться им в процессе обучения фонетике.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 506.