ЛЕКЦИЯ 7. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФОНЕТИКЕ И ГРАФИКЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 


Орфоэпия в школьном курсе определяется как наука о произношении. Изучение фонетики в 5 классе опирается на те знания, которые учащиеся получили в начальных классах. Это сведения о звуках речи, гласных звуках, ударных и безу­дарных, о согласных глухих и звонких, твердых и мягких, об обозначении звуков речи на письме.

В 5 классе эти сведения повторяются и пополняются новыми. Эти сведения касаются а) особенностей образования глас­ных и согласных звуков, б) позиционного смягчения или озвончения/оглушения согласных.

Для характеристики звуков вводятся основные элементы транскрипции: знак мягкости, ударения, квадратные скобки для передачи звука, знак долготы звука; дается определение слога, ударения, сведения о нормах русского литературного

языка.

Основное понятие фонетики - «звук речи» (реально - «звук языка»), так как объектом изучения являются не конкретные звуки, произнесенные конкретным носителем, а звукотипы, воспринимаемые всеми носителями языка.

Учащиеся должны усвоить, что звуки используются для формирования слов и их различия через звуки, стоящие в

сильной позиции.

Важно обратить внимание учащихся на то, что звуками речи являются не все существующие звуки, произносимые че­ловеком (свист, имитация звуков природы; звуков, произноси­мых животными, птицами).

Необходимо предупредить учащихся, что про звуки речи следует говорить в мужском роде: гласный, согласный.

При изучении звучащей речи вводится понятие транс­крипции. Учащиеся должны овладеть умением читать и понимать транскрипцию. Полезно для этого практиковать частичное транскрибирование (транскрипционную запись отдельных сегментов слова). Значительной и сложной за­дачей курса является обучение учащихся различению бук­вы и звука.

80


Буква - это графический знак для обозначения звучащей речи на письме. Ученики должны осознать, что буква - это рисунок, картинка, что ее нельзя произносить, а можно толь­ко воспринимать зрительно. Для различения букв и звуков последние необходимо записывать в транскрипционных

скобках.

Изучение графики позволяет учащимся узнать об обозна­чении мягкости согласных на письме, об обозначении звука Ц] и об употреблении графических знаков. Они должны уметь описать графическое и фонетическое различие слов типа вол - вёл, различающихся на письме гласными буквами, а в про­изношении - твердостью и мягкостью согласного звука.

Изучение раздела «Фонетика» должно помочь учащим­ся осознать, что между буквами и звуками в слове возможны определенные количественные соотношения:

1 буква-1 звук (стол - в данном случае буква О обозначает не только гласный звук, но и твердость предшествующего со­гласного);

1 буква - 2 звука (яма);

1 буква- 0 звука (солнце);

1 буква - признак звука (конь - мягкость согласного);

1 буква- 1 звук и признак другого звука ([с'ел]);

2 буквы - 1 звук (слышится).

Важно обратить внимание учащихся на то, что одна и та же буква может обозначать разные звуки (вода - воды [а]//[о]); один и тот же звук может обозначаться разными буквами (сома -сама: звук [а] обозначен буквами О и А). Эти теоретические сведения направлены на формирование лингвистической компетенции учащихся, умения узнавать нужный звук речи, характеризовать его, отличать от других звуков речи, опре­делять его место в освоенной ими звуковой системе языка, классифицировать звуки на основе их специфических при­знаков.

I

81


ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА : СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Трудности усвоения фонетических понятий учащимися

Усвоение лингвистических понятий раздела «Фонетика и графика» в ряде случаев вызывает у пятиклассников опреде­ленные затруднения.

Учащимся трудно осознать, что звуки языка не имеют смыслового значения, а лишь участвуют в образовании слов. Изучение звуков следует приблизить к слову. Это можно сде­лать на уровне лексики, показав, например, роль парных зву­ков: корка - горка, полка - полька.

Вызывает трудности восприятие сведений о непарных по твердости и мягкости согласных звуков: [ж], [ш], [ц] и [ч1], [щ'], (j'J. Помочь учащимся осознать особенности этих звуков позволяет работа над словами типа жизнь, шишка, цифра, с одной стороны, и над словами типа чай, щука, с другой. Про­износя эти слова, учащиеся убеждаются в особенностях каж­дой из этих групп звуков. Наблюдения над подобными слова­ми необходимо сопровождать вниманием к их правописанию в соответствии с правилами орфографии.

Затрудняет учащихся разграничение звуков и букв, осо­бенно в процессе фонетического разбора. Так, в ходе фонети­ческого разбора слова снег, ученик должен указать, что буква «гэ» в этом слове произносится как звук [к]; учащиеся должны знать, что буквы сами по себе не могут быть гласными или согласными. Так квалифицируются только звуки, но условно буквы также называют гласными и согласными.

Трудности усвоения фонетических понятий должны быть известны учителю и предусматриваться им в процессе обуче­ния фонетике.





Дата: 2018-12-28, просмотров: 435.