Вторая группа целей объединяется целью дать учащимся представление о родной графике как отрасли лингвистики, устанавливающей общие принципы передачи звучащей речи на письме.
Конкретные цели обучения графики касаются:
- знания учащимися алфавита;
- осознания количественного соотношения звуков и букв
в русском языке, преобладание букв над гласными звуками (6
гласных звуков и 10 гласных букв: [а], [о], [и], [у], [ы], [э]; а, о, и,
ы, э, у, ю, я, е, ё) и согласных звуков над согласными буквами;
- усвоения основных особенностей русской графики: обо
значение мягкости согласных на письме, звука [j] в разных по
зициях, обозначение функций твердого и мягкого знаков;
- овладения нормами правописания - орфографией.
Задачи обучения фонетике и графике состоят в том, чтобы:
- закрепить знания о звуковой системе русского языка;
- научить различению звуков и букв;
- развить фонематический слух учащихся;
- на основе знаний по фонетике и графике формировать
орфографическую грамотность школьников;
- формировать произносительные умения учащихся.
Принципы изучения фонетики и графики
Обучение орфографии и графике строится на основе общеметодических и частнометодических принципов. Общеметодические принципы актуальны для изучения всех основных разделов школьного курса, частнометодические реализуются при обучении конкретным разделам курса, в частности фонетике.
Общеметодическими принципами обучения фонетике и графике являются:
77
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА : СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
- экетралингвиетический, раскрывающий соотнесен
ность звуковой последовательности и реалии (кот - ток);
- функциональный, в соответствии с которым раскры
вается смыслоразличительная роль звуков в сильных позици
ях (дом - дым, том- дом);
— системный, позволяющий учащимся осознавать свя
зи между единицами фонетического и лексического уровней,
фонетического и морфологического уровней (стан - стань),
фонетического и морфемного уровней;
— принцип внимания к выразительным средствам
Звуковой речи.
Примером такой выразительности могут служить строки
С.Есенина.
Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.
В словах отрывка 13 гласных и 8 согласных звуков, они чередуются, почти нет шипящих и стечения согласных звуков. Все это делает строки «звонкими», в них слышится песенная
интонация.
Подобные наблюдения позволяют подвести школьников к осознанию эстетических критериев звуковой речи.
Частнометодическими принципами являются:
- принцип сопоставления звука и буквы, что помо
гает усвоить правила правописания;
- принцип рассмотрения звука в составе морфемы
для выявления позиционных изменений звуков (правописа
ние приставок на 3, С; правописание приставок, не меняю
щихся на письме: отбил - отполировал);
- принцип опоры на речевой слух учащихся в це
лях сознательного восприятия ими звуков и определенных их
свойств.
Соблюдение общеметодических и частнометодических принципов позволяет учителю сформировать необходимые
78
Дата: 2018-12-28, просмотров: 534.