ЛЕКЦИЯ 7. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФОНЕТИКЕ И ГРАФИКЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вторая группа целей объединяется целью дать учащимся представление о родной графике как отрасли лингвистики, устанавливающей общие принципы передачи звучащей речи на письме.

Конкретные цели обучения графики касаются:

- знания учащимися алфавита;

- осознания количественного соотношения звуков и букв
в русском языке, преобладание букв над гласными звуками (6
гласных звуков и 10 гласных букв: [а], [о], [и], [у], [ы], [э]; а, о, и,
ы, э, у, ю, я, е, ё) и согласных звуков над согласными буквами;

- усвоения основных особенностей русской графики: обо­
значение мягкости согласных на письме, звука [j] в разных по­
зициях, обозначение функций твердого и мягкого знаков;

 

- овладения нормами правописания - орфографией.
Задачи обучения фонетике и графике состоят в том, чтобы:

- закрепить знания о звуковой системе русского языка;

- научить различению звуков и букв;

- развить фонематический слух учащихся;

 

- на основе знаний по фонетике и графике формировать
орфографическую грамотность школьников;

- формировать произносительные умения учащихся.

Принципы изучения фонетики и графики

Обучение орфографии и графике строится на основе общеметодических и частнометодических принципов. Об­щеметодические принципы актуальны для изучения всех основных разделов школьного курса, частнометодические реализуются при обучении конкретным разделам курса, в частности фонетике.

Общеметодическими принципами обучения фонетике и графике являются:

77


ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА : СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

- экетралингвиетический, раскрывающий соотнесен­
ность звуковой последовательности и реалии (кот - ток);

- функциональный, в соответствии с которым раскры­
вается смыслоразличительная роль звуков в сильных позици­
ях (дом - дым, том- дом);

 

системный, позволяющий учащимся осознавать свя­
зи между единицами фонетического и лексического уровней,
фонетического и морфологического уровней (стан - стань),
фонетического и морфемного уровней;

принцип внимания к выразительным средствам














Звуковой речи.

Примером такой выразительности могут служить строки

С.Есенина.

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

В словах отрывка 13 гласных и 8 согласных звуков, они че­редуются, почти нет шипящих и стечения согласных звуков. Все это делает строки «звонкими», в них слышится песенная

интонация.

Подобные наблюдения позволяют подвести школьников к осознанию эстетических критериев звуковой речи.

Частнометодическими принципами являются:

- принцип сопоставления звука и буквы, что помо­
гает усвоить правила правописания;

- принцип рассмотрения звука в составе морфемы
для выявления позиционных изменений звуков (правописа­
ние приставок на 3, С; правописание приставок, не меняю­
щихся на письме: отбил - отполировал);

- принцип опоры на речевой слух учащихся в це­
лях сознательного восприятия ими звуков и определенных их

свойств.

Соблюдение общеметодических и частнометодических принципов позволяет учителю сформировать необходимые

78








Дата: 2018-12-28, просмотров: 457.