Не пытайся искоренять помыслы,
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Но противодействуй им

Другой старец сказал о том же по­мысле: «Веди себя так, как проходящий по торжищу мимо харчевни и ощущаю­щий запах вареной пищи или чего-ни­будь жареного. Кто хочет, входит в хар­чевню и ест. А кто не хочет, тот, проходя мимо, ощущает только запах и уходит. Так и ты охраняй себя от смрада, встань и помолись, говоря: “Сыне Божий, по­моги мне!” Так же поступай и с другими помыслами, ибо мы не искоренители помыслов, но противоборники».

Вот важная мысль в завершение поучения: «мы не искоренители помыслов». Достичь пол­ного искоренения греховных помыслов нам не удастся, так как состояние бесстрастия для нас невозможно. Но мы — противоборники, то есть постоянно этим помыслам сопротивляемся. И если нас Господь призовет в этом состоянии, мы спасемся, потому что нашему времени дано именно это делание: противостоять злу. Мы должны всем своим жизненным укладом не со­глашаться с тем, как живет современный чело­век, оторванный от Церкви.

Это несогласие не означает, что нужно осуж­дать, гневаться, постоянно кого-то обличать. Нет, несогласие должно быть внутренним. Мы долж­ны еще и пожалеть людей, которые не знают, как жить правильно. Потому что человек сейчас под­вергается такой информационной обработке, что

71

………………….Протоиерей Андрей Овчинников…………….

порой просто теряется как личность. Сейчас у каждого есть всевозможные источники инфор­мации, каких только средств связи не увидишь в руках у людей! Кажется, они хотят вместить в себя всю информацию, которая есть в мире.

Но ведь человек не всеядное животное, что­бы потреблять все подряд — и грязное и чистое, и доброе и злое, и ложное и истинное. Некото­рые, впрочем, так и живут, стремясь все пройти и во всем разобраться. Но это очень наивно. Церковь, наоборот, говорит человеку, что нуж­но себя оберегать; вбирать в себя все подряд — значит заниматься самообманом.

Любое дело требует четкого плана. Хочешь разводить цветы — значит, какое-то время дол­жен заниматься подготовкой почвы. А если се­мена просто бросить в землю, вряд ли что-нибудь взойдет.

Также невозможно и насаждать доброе, если не подготовлено для этого наше сердце, — пло­ды погибнут. Это только грех в человеке растет самопроизвольно.

Некоторые воспитатели говорят: зачем целе­направленно прививать ребенку навыки разли­чения добра и зла? Пусть сам разберется. Но это значит обречь его на полное духовное поражение. Ребенок сам ни в чем не разберется. Наоборот, с самого раннего возраста нужно насаждать в дет­скую душу христианские понятия и требовать, чтобы эти понятия были усвоены. Это тоже наше противоборство злу, противоборство греху. Мы не даем ему распространяться глубже, шире в на­шем сердце – обрубаем главные корни. Вырвать

72

 

……………«Основной инстинкт» или блудная страсть……….

грех из сердца навсегда мы не можем. Но про­тивоборствовать — должны.

Мы страдаем от беспечности

Еще иной старец сказал о том же по­мысле: «Мы страдаем от беспечности своей. Если бы мы были уверены, что Бог обитает в нас, то не делали бы из себя чужого сосуда (см.: 1 Кор. 6; 15). Ибо Господь наш Христос, обитающий в нас и присущий нам, видит жизнь нашу. Потому и мы, носящие Его и со­зерцающие, не должны быть беспечны­ми; но должны очистить себя, как и Он чист. Станем на камне – и да сокрушит­ся лукавый; не убойся – и он не сделает тебе вреда; воспой в крепости, говоря: Надеющийся на Господа, яко гора Си­он: не подвигнется: пребывает вовек (Пс. 124; 1)».

Воплощение в жизнь желания всегда пребы­вать с Христом связано с огромным усилием и самопонуждением. Хотя, конечно, это дело Божие — человека посетить или оставить. Но ведь Господь взирает на наше настроение, смотрит: а что мы из себя представляем? Если человек старается жить по заповедям Божиим, то Гос­подь всегда рядом с ним. А если кому-то беспеч­ность постоянно мешает их исполнять, то Бог оставляет такого человека, потому что Он чист, и мы должны быть чистыми. А очищение от гре­ха — это как процесс прополки. День-два и все надо начинать заново. Так же и нам каждый день надо в себе что-то менять. Каждый день мы

73

………………….Протоиерей Андрей Овчинников…………….

согрешаем, и если будем постоянно хотя бы отслеживать эту греховную грязь, возникающую в душе, тогда появится и возможность очищать себя.

А если этот процесс оставить без внимания? Представим себе дом, стоящий на московском проспекте, где пыльно, грязь постоянно оседа­ет на стеклах. При таких условиях здесь нужно регулярно наводить порядок, стирать эту пыль. Точно так же и пыль греховная: сначала она лишь оседает на душе, но если с ней не бороть­ся, — ложась, слой за слоем, она начинает твер­деть и превращается в коросту, которая отделя­ет сердце от Бога. И одно дело — смахнуть пыль тряпкой, а другое — отскребать поверхность от наслоившейся и затвердевшей грязи.

Вот почему беспечность в деле спасения — серьезнейшая проблема нашего времени. На­пример, начинается пост. Многие из нас дума­ют: «Похожу на службы на первой неделе, ну а потом немного передохну». И сразу попадаем­ся на этой самой беспечности. Ведь что означа­ет это «передохну»? Отдыха в духовной жизни не бывает. Если невозможно стало каждый день ходить в храм – значит, надо добавить что-то к домашней молитве или стать более усердным в добрых делах.

Таково правильное понимание духовных за­конов, исполнение которых предполагает по­стоянство. А беспечность — это ведь не просто бездействие, это — откат, сползание вниз. Или если сравнить духовную жизнь с движением против течения, то легко представить, что как

74
…………….«Основной инстинкт» или блудная страсть…………..

только мы перестаем грести веслами, сразу на­чинаем дрейфовать в противоположном направ­лении.


Дата: 2018-12-28, просмотров: 260.