Но противодействуй им
Другой старец сказал о том же помысле: «Веди себя так, как проходящий по торжищу мимо харчевни и ощущающий запах вареной пищи или чего-нибудь жареного. Кто хочет, входит в харчевню и ест. А кто не хочет, тот, проходя мимо, ощущает только запах и уходит. Так и ты охраняй себя от смрада, встань и помолись, говоря: “Сыне Божий, помоги мне!” Так же поступай и с другими помыслами, ибо мы не искоренители помыслов, но противоборники».
Вот важная мысль в завершение поучения: «мы не искоренители помыслов». Достичь полного искоренения греховных помыслов нам не удастся, так как состояние бесстрастия для нас невозможно. Но мы — противоборники, то есть постоянно этим помыслам сопротивляемся. И если нас Господь призовет в этом состоянии, мы спасемся, потому что нашему времени дано именно это делание: противостоять злу. Мы должны всем своим жизненным укладом не соглашаться с тем, как живет современный человек, оторванный от Церкви.
Это несогласие не означает, что нужно осуждать, гневаться, постоянно кого-то обличать. Нет, несогласие должно быть внутренним. Мы должны еще и пожалеть людей, которые не знают, как жить правильно. Потому что человек сейчас подвергается такой информационной обработке, что
71
………………….Протоиерей Андрей Овчинников…………….
порой просто теряется как личность. Сейчас у каждого есть всевозможные источники информации, каких только средств связи не увидишь в руках у людей! Кажется, они хотят вместить в себя всю информацию, которая есть в мире.
Но ведь человек не всеядное животное, чтобы потреблять все подряд — и грязное и чистое, и доброе и злое, и ложное и истинное. Некоторые, впрочем, так и живут, стремясь все пройти и во всем разобраться. Но это очень наивно. Церковь, наоборот, говорит человеку, что нужно себя оберегать; вбирать в себя все подряд — значит заниматься самообманом.
Любое дело требует четкого плана. Хочешь разводить цветы — значит, какое-то время должен заниматься подготовкой почвы. А если семена просто бросить в землю, вряд ли что-нибудь взойдет.
Также невозможно и насаждать доброе, если не подготовлено для этого наше сердце, — плоды погибнут. Это только грех в человеке растет самопроизвольно.
Некоторые воспитатели говорят: зачем целенаправленно прививать ребенку навыки различения добра и зла? Пусть сам разберется. Но это значит обречь его на полное духовное поражение. Ребенок сам ни в чем не разберется. Наоборот, с самого раннего возраста нужно насаждать в детскую душу христианские понятия и требовать, чтобы эти понятия были усвоены. Это тоже наше противоборство злу, противоборство греху. Мы не даем ему распространяться глубже, шире в нашем сердце – обрубаем главные корни. Вырвать
72
……………«Основной инстинкт» или блудная страсть……….
грех из сердца навсегда мы не можем. Но противоборствовать — должны.
Мы страдаем от беспечности
Еще иной старец сказал о том же помысле: «Мы страдаем от беспечности своей. Если бы мы были уверены, что Бог обитает в нас, то не делали бы из себя чужого сосуда (см.: 1 Кор. 6; 15). Ибо Господь наш Христос, обитающий в нас и присущий нам, видит жизнь нашу. Потому и мы, носящие Его и созерцающие, не должны быть беспечными; но должны очистить себя, как и Он чист. Станем на камне – и да сокрушится лукавый; не убойся – и он не сделает тебе вреда; воспой в крепости, говоря: Надеющийся на Господа, яко гора Сион: не подвигнется: пребывает вовек (Пс. 124; 1)».
Воплощение в жизнь желания всегда пребывать с Христом связано с огромным усилием и самопонуждением. Хотя, конечно, это дело Божие — человека посетить или оставить. Но ведь Господь взирает на наше настроение, смотрит: а что мы из себя представляем? Если человек старается жить по заповедям Божиим, то Господь всегда рядом с ним. А если кому-то беспечность постоянно мешает их исполнять, то Бог оставляет такого человека, потому что Он чист, и мы должны быть чистыми. А очищение от греха — это как процесс прополки. День-два и все надо начинать заново. Так же и нам каждый день надо в себе что-то менять. Каждый день мы
73
………………….Протоиерей Андрей Овчинников…………….
согрешаем, и если будем постоянно хотя бы отслеживать эту греховную грязь, возникающую в душе, тогда появится и возможность очищать себя.
А если этот процесс оставить без внимания? Представим себе дом, стоящий на московском проспекте, где пыльно, грязь постоянно оседает на стеклах. При таких условиях здесь нужно регулярно наводить порядок, стирать эту пыль. Точно так же и пыль греховная: сначала она лишь оседает на душе, но если с ней не бороться, — ложась, слой за слоем, она начинает твердеть и превращается в коросту, которая отделяет сердце от Бога. И одно дело — смахнуть пыль тряпкой, а другое — отскребать поверхность от наслоившейся и затвердевшей грязи.
Вот почему беспечность в деле спасения — серьезнейшая проблема нашего времени. Например, начинается пост. Многие из нас думают: «Похожу на службы на первой неделе, ну а потом немного передохну». И сразу попадаемся на этой самой беспечности. Ведь что означает это «передохну»? Отдыха в духовной жизни не бывает. Если невозможно стало каждый день ходить в храм – значит, надо добавить что-то к домашней молитве или стать более усердным в добрых делах.
Таково правильное понимание духовных законов, исполнение которых предполагает постоянство. А беспечность — это ведь не просто бездействие, это — откат, сползание вниз. Или если сравнить духовную жизнь с движением против течения, то легко представить, что как
74
…………….«Основной инстинкт» или блудная страсть…………..
только мы перестаем грести веслами, сразу начинаем дрейфовать в противоположном направлении.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 309.