Другой брат имел искушение на блуд и с усилием выдерживал подвиг в течение четырнадцати лет, соблюдая, чтобы самый помысл его не согласовался с похотию. Наконец он пришел в церковь и открыл дело пред всем народом. Тогда дано было повеление, и все понесли для него труд, в продолжение седмицы молясь Богу, – и брань прекратилась.
62
…………«Основной инстинкт» или блудная страсть……………
Обратим внимание на слова: брат боролся с блудной страстью, «соблюдая, чтобы самый помысел его не согласовывался с похотью». .
Это важное разделение. Одно дело — согрешить в нечистом помысле, а другое — допустить, чтобы уже похоть разгорелась. Это совершенно разные формы греховного падения. Защититься от греховных мыслей мы не можем, как от ветра, который дует со всех сторон. Но когда эти мысли касаются нашего сознания, должна начинаться очень серьезная работа: либо мы отсекаем их в самом зародыше, либо проявляем к ним интерес, внимание, и потом начинаем вступать с ними в некое общение…
Вот это общение с помыслами запрещено, потому что демоны, будучи духами, имеют ангельский ум. Они хоть и падшие духи, но возможности у них те же, что даны Ангелам. Ангельский ум превосходит человеческий. Поэтому никакими человеческими способами мы не можем выявить демонскую хитрость.
Пришел помысел, а как узнать, какой он? Вражеский или ангельский? Это могут сделать только великие святые, которые достигли необыкновенной чистоты жизни. Для нас же заповедано отсекать помыслы в самом начале. Тем более что чаще всего мы, как люди грешные, подвержены влиянию именно демонских помыслов. Но так как они не являются в своем мерзком виде, а прикрываются благовидной оболочкой, то мы и не чувствуем греховного ядра. А, приняв помысел, вступив с ним в беседу, человек уже начинает испытывать к нему некое
63
…………………Протоиерей Андрей Овчинников……………..
влечение. Как дитя: дай ему конфетку, — он возьмет, потому что она вкусно пахнет и в красивом фантике. Окажись в такой обертке яд, ребенок не поймет этого, ведь обертка так красиво сверкает, шелестит, пахнет…
Мы по отношению к демонам такие же младенцы — по своей греховности не можем распознать яд под привлекательной оберткой.
Демоны располагают огромным арсеналом средств для того, чтобы греховный помысел вполз в наше сознание и мы начали с ним общаться и услаждаться им. На этом уровне человек уже грешит. Услаждение помыслами рождает желание, а уж падение вслед за этим может произойти в одно мгновение, в доли секунды. Значит, повторю, наша задача — начинать бороться в самый момент прихода этих мыслей.
Иной раз говорят: ну а как же, если придет помысел от Ангела Хранителя, от Бога? Дело в том, что нужно верить: Господь как-то это уп-равит. Даже если человек отсечет мысль ангельскую, то найдутся способы, чтобы ее донести. Святые говорили: вот явится к тебе Ангел, а ты скажешь: «Я человек грешный и не достоин в этой жизни видеть Ангелов». И если было истинное явление Ангела, то Господь вменит это тебе как великую добродетель, как проявление смирения. Потому что вероятность принять демона за Ангела в миллионы раз выше.
Поэтому и сказано, что брат в течение 14 лет соблюдал свой помысел, то есть не принимал его на стадии зарождения, начинал борьбу и отсекал. Иначе говоря — не давал возгореться похо-
64
………………«Основной инстинкт» или блудная страсть…………
ти, так как одно дело – зажечь спичку, другое дело – эту спичку поднести к канистре с бензином. А дальше говорится, что после такого длительного периода борьбы он пришел в церковь и «открыл дело пред всем народом».
В раннехристианские времена часто использовали эту практику общей исповеди. Теперь совершается тайная исповедь. Люди стали очень гордыми, обидчивыми, самолюбивыми, даже священнику многие стесняются открыться. А в древности христиане не думали о том, как они будут выглядеть. Сказано: перед всем народом! Открыл все как было… Хотя, наверное, стыдно было говорить.
Дальше мы читаем, что весь народ понес за него труд, семь дней молясь Богу, и брань прекратилась. Посмотрите, какая любовь, какое переживание за каждого члена Церкви! Вот подлинно христианская община, подлинная христианская семья.
В наше время у нас одна забота – собственное спасение. Но Церковь основана не только для этого. Ведь Церковь — это тело Христово. И Господь хочет, чтобы в Церкви люди создавали некую духовную семью, чтобы каждая христианская община, каждый христианский приход являли это единство во Христе всех верующих.
Если мы с вами причащаемся из одной Чаши, то, значит, в нашем естестве течет одна и та же Кровь нашего Спасителя, и Его Тело созидает наш внутренний мир. Конечно, нам сейчас и представить трудно: как это можно жить одним сердцем, одними проблемами, одними
65
……………….Протоиерей Андрей Овчинников……………….
деньгами общими? Но так было. А то, что ныне стало, говорит о великом упадке духа в Церкви. Но пусть каждый возьмет отсюда назидание, что чем глубже будет покаяние, чем более открытым оно будет, — тем лучше.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 301.