Когда спросили авву Кира Александрийского о блудном помысле, он отвечал так: «Если ты не имеешь помысла, то ты без надежды – ибо если не имеешь помыслов, то имеешь дело». Это значит: кто не борется со своим грехом в уме и не противится ему, тот совершает его телесно, а совершающий такие дела (по бесчувственности своей) не возмущается помыслами. При этом старец спросил брата: «Не имеешь ли ты привычки беседовать с женщиною?» «Нет, – отвечал брат, – но ум мой занимают древние и новые живописцы: изображения женщин служат для меня возмутительными памятниками». Старец сказал ему: «Мертвых не бойся, но бойся сочувствия и греховного действия живых и более упражняйся в молитве».
30
……………..«Основной инстинкт» или блудная страсть…………
Остановимся на словах: «Если ты не имеешь помысла, то ты без надежды».
Человек порой радуется: «Меня перестали волновать нечистые мысли, я от них свободен, слава Богу». А другой даже думает: «А я уже стал бесстрастным, потому что меня эта грязь не беспокоит». Но давайте послушаем, что говорят избранные сосуды благодати Божией — старцы египетские.
«Если ты не имеешь помысла, то ты без надежды» — почему? Потому что, не имея помысла, ты «имеешь дело», то есть — грешишь на деле, грешишь телесно.
Борьба с плотской страстью проходит в соответствии с важным законом: если человека искушают нечистые помыслы, то чаще всего такая духовная брань находит на того, кто уже не грешит на деле. И наоборот: если страсть исполняется практически, то такой человек освобождается от греховных помыслов. Дьявол не делает лишних усилий: зачем искушать человека помыслами, если он и так согрешает делом? Ему проще – успокоить: голубчик, живи дальше так же, ничего не меняй, а я рядышком буду стоять.
Бывает, конечно, так, что и грех не совершается, и нечистые мысли не беспокоят. Но в таком случае тем более нельзя расслабляться: значит, Господь дал особую благодать по Своей любви, чтобы о ней всегда помнить, чтобы не думать, что достиг чистоты самостоятельно. Может быть, это дано для того, чтобы были силы на дела благочестия, — ведь если помыслы все
31
………………..Протоиерей Андрей Овчинников…………………
время обуревают, трудно и молиться, и книги читать.
Если, повторю, эта тишина наступает, значит, она — некое дарование Божие, но к ней приводят иногда десять или двадцать лет тяжелейшей духовной борьбы. Ни одно дарование нельзя стяжать без предварительных духовных трудов.
Это касается и тех людей, которые делают первые шаги на своем христианском пути. А именно: человеку, который только что совершал грех и, возможно, продолжает совершать, — ему категорически запрещено какое-либо аскетическое делание — в том числе, борьба с помыслами, так как это — путь к прелести.
О таких случаях говорили многие; очень ярко описал их святитель Игнатий (Брянчани-нов) в своих духовных наставлениях о прелести. Он рассказывает: приходили к неопытным старцам светские женщины, которые жили совершенно плотской, внешней жизнью, и просили научить, как достичь непрестанной Иисусовой молитвы. И иной старец (который был, по пословице, «свят, но не искусен») принимался такую «подвижницу» обучать, а та начинала упражняться… И достигала не Иисусовой молитвы, конечно, а психиатрической лечебницы. Потому что пласт борьбы с реальным грехом был упущен.
Если после тяжелых греховных падений человек хочет вступить на христианский путь, начать новую жизнь, то ему предстоит тяжелейшая борьба.
32
…………..«Основной инстинкт» или блудная страсть………
Отступить и прекратить грех на деле — это не так трудно, наверное. Главные сражения будут впереди, когда начнет мучить поток навязчивых мыслей, воспоминаний, причем самых ярких, выразительных, — потому что источник этих воспоминаний будет связан с падшими духами.
…Когда во время Великого поста мы слушаем чтение жития Марии Египетской, мы каждый раз ужасаемся тому, какую тяжелейшую борьбу от дьявола попустил ей Бог. В пустыне на нее, решившую приносить покаяние, помыслы, «будто дикие звери», набрасывались и терзали. В голове звучала музыка, являлись всевозможные соблазнительные картины, запахи вкус вина…
В изнеможении она, бездыханная, падала на землю, дрожала от холода, сгорала от жары, но выдержала этот искус. И сказано, что боролась преподобная Мария примерно столько же, сколько грешила: за год греха — год страданий. Только после почти 20-летнего сверхъестественного подвига она сподобилась внутренней тишины в своем сердце.
…А вот случай из нашей жизни. Подходит как-то раз ко мне девица лет семнадцати, современно одетая и слегка нетрезвая:
— Батюшка, мне нужно с вами поговорить. Мне очень тяжело.
У меня, честно скажу, к беседам с нетрезвыми людьми есть некоторое недоверие. Однако отвечаю: «Ну, давай поговорим».
Оказалось, у нее год назад умерла мама, и после такой потери девушка, видимо, вступила
33
……………..Протоиерей Андрей Овчинников…………………….
на путь, где закружили всевозможные утехи, веселье и т. д. и т. п. Теперь она мучается: «Мне очень тяжело. Что мне делать?»
Я говорю: «Первое, что ты должна сделать, это прекратить свои греховные занятия. Сначала самые явные — блуд, пьянство, курение…» А она в ответ: «Но сейчас все так живут. А как же молодость, для чего она дана?»
То есть человек изначально не хочет бороться, потому что борьба действительно тяжкая: в 18 лет не ходи, не смотри, не целуйся, не гуляй, не танцуй?! Проще сказать: «Нет, я так не могу», — и мы разойдемся в разные стороны. Так оно, к сожалению, и получилось.
Надо крепко усвоить: тем, кто пал, —. бороться труднее; тем, кто удержался, по милости Божией, — намного легче. Поэтому молодежи (еще внимающей словам священника) говорим: не греши. Если ты оступишься и потом захочешь к Богу прийти, то придется идти через такие тернии, по таким острым камням!.. Лучше не экспериментировать со своею душой. Дал Господь чистоту жизни, вот и храни ее всеми силами.
Возвращаясь к наставлению Кира Александрийского, повторим: если нас не борют греховные помыслы, то либо мы уже действительно потрудились и достигли каких-то скромных успехов в духовной жизни, либо живем в грехе, но этого не чувствуем, потому помыслы нас и не беспокоят. Искушение помыслами и борьба с ними возможны только для того, кто не грешит наделе.
34
…………….«Основной инстинкт» или блудная страсть…………
Христиане, не первый год пребывающие в Церкви, должны вести борьбу именно с помыслами, но никак не с делами. Первый урок, который нам дает храм, — исправься в самом постыдном грехе, совершённом на деле. Ругались матом, выпивали, блудили, дрались, злословили кого-то, воровали — здесь наведите порядок, а уже потом переноситесь в область мыслей, потому что в мыслях навести порядок — до конца жизни не хватит времени. А если человек, начавший христианский путь, опять согрешит на деле — это все равно что строить дом пять лет, а потом взять и поджечь его. За полчаса все труды сгорят. Для христианина это вещь недопустимая.
…Беседа Кира Александрийского с неким братом продолжается, и старец спрашивает брата: «А не имеешь ли ты привычки беседовать с женщиной?» Сам вопрос уже указывает на причину искушений… Брат отвечает: «Нет, но мой ум занимают древние и новые живописцы».
Представьте: искушение в V веке — от картин. Что такое картина по сравнению с нашим телевизором или с Интернетом! Из сказанного старцем далее становится ясно, что искушение от изображения он не считает столь опасным: «мертвых не бойся, но бойся… греховного действия живых…» Для нас, современных людей, борьба стала не то что на порядок, а в тысячи раз труднее, потому что источники греха появились у нас дома. Сейчас фактически разница невелика — видеть соблазн по телевизору или в реальной жизни.
35
……………….Протоиерей Андрей Овчинников…………………
Сколько за свою жизнь человек может увидеть случаев убийства? Если нет войны — один-два, а может быть, и ни одного. А когда в каждом фильме убивают людей десятками? А если эти фильмы прокручиваются подряд по всем каналам, если мерзкими сценами, которых вообще видеть не надо, все пропитано, и, даже смотря какую-то невинную передачу, мы не застрахованы от того, что сейчас она прервется, пойдет рекламный ролик, и там вся эта грязь будет показана…
Церковь предлагает нам такие источники, где нет соблазна. Здесь мы можем подкрепить свои силы, утешиться, утолить жажду духовную… В Древнем патерике вы не найдете ни одной соблазняющей мысли, всё тут дано для назидания. Такому источнику можно верить.
Авва Матой
Злословие хуже блуда?
Авва Матой рассказывал: «Пришел ко мне брат и говорил, что злословие хуже блуда». На это авва заметил: «Жестоко слово твое!» Брат спросил его: «А тебе как кажется это дело?» Старец отвечал: «Хотя злословие худо, но скоро врачуется. Злословящий часто раскаивается и говорит: худо я сделал. Но любодеяние – естественная смерть».
Ученик пришел с вопросами о конкретных страстных движениях — злословии и блуде — и считает, что первая немощь более серьезна, потому что она связана с гневом, со злобой, а все это может привести к убийству.
Старец рассудил иначе: злословие врачуется раскаянием. А любодеяние — это смерть.
Грехи и падения бывают разные. Действительно, согрешить злословием страшно, потому что мы оскверняем уста, а сердце переполняется гневом. Но врачевание этого недуга — возможно, и довольно успешно совершается. А вот
37
………………….Протоиерей Андрей Овчинников………………….
любодеяние — это то падение, на врачевание которого потребуется целая жизнь.
У Святых Отцов только блудный грех именуется падением. Сказано: такой-то инок пал. Значит, читай: такой-то инок совершил блуд. Падение всегда связано с очень сильными внутренними потрясениями, потому что грех это плотской, он очень ярко запечатлевается в памяти. Допустим, человек кого-то оскорбил, но пройдет время — день-два, неделя… Если он придет и попросит прощения, потом покается на исповеди — немощь эта уврачуется.
Но блуд — он совсем из другой категории. Это катастрофическое изменение в естестве. И для врачевания потребны совершенно иные труды и иное время. И самое главное — та чистота, которая была раньше, вновь достигается очень и очень немногими кающимися.
Молодежь растрачивает свои таланты, силы, здоровье, нравственность в плотской жизни — с похотью и падениями. Но сегодня никто не может ответить на вопрос, как врачевать этих молодых людей?
В моем доме на первом этаже живет парень. Однажды он поехал на свадьбу к друзьям. Впервые, видимо, был приглашен на такое торжество. А домой его принесли двое приятелей… Наутро собралась во дворе компания ребят, вышла его мама, и этот молодой «герой» начал с увлечением рассказывать, чтó он там пил и сколько, и как все было интересно… А мама говорит: «Ну конечно, это же первый раз, это нормально…»
38
………….«Основной инстинкт» или блудная страсть………
То есть никакого трагизма в этом поступке человек не видит. Нет понимания того, как ты гадок в очах Божиих, даже перед матерью тебе не стыдно… Да, собственно, и ей тоже не стыдно… Можно ли исправить этих людей?
Невероятно трудно человеку, живущему исключительно плотской жизнью, вместить наставления, врачующие душу. Это путь суровый, тесный, болезненный. Как это: не ходить в ночные клубы, не пить пива, не торчать в Интернете полночи?! Как же без этого? Проблема серьезная, ведь молодежь находится под мощным воздействием идеологии потребления: ешь, пей, веселись (Лк. 12; 19), весь мир твой.
Но как же трудно будет построить что-либо на гнилом основании, даже тогда, когда человек поймет, что он в юности что-то делал не так и что лучшие годы отданы греху. И самое главное: если думать о создании семьи, о том, что необходимо дать жизнь детям, стать источником, от которого возьмет начало твое потомство, то чем может напитать ядовитый и грязный источник? И так сказано пророком Давидом: се бо в беззакониих зачат есмъ, и во гресех роди мя мати моя (Пс. 50; 7). Здесь подразумевается грех прародительский, повредивший нашу природу. Мы хоть и не ответственны за него, все-таки рождаемся во грехе. Но когда добавляем к этому свои собственные грехи, то обязательно будем отвечать за грязь, перешедшую на детей, — это закон духовный. Итак: злословие худо, но любодеяние — это естественная смерть.
Преподобный Пимен Великий
(память 27 августа/9 сентября)
Преподобный Пимен Великий принадлежит к числу наиболее выдающихся христианских подвижников. Всего себя он посвятил монашескому служению – духовному деланию, в котором достиг совершенства. Родился преподобный Пимен в Египте около 340 года, в большой семье, где все братья выросли строгими подвижниками. С ними Пимен и ушел в монастырь, приняв иноческий постриг. В V веке монашество в Египте переживало пору величайшего расцвета. Совсем юным Пимен имел возможность беседовать с мудрейшими Святыми Отцами, благословившими его на служение и предрекшими ему славу великого пастыря – спасителя многих душ. Это подтвердилось впоследствии: множество иноков приходили к нему отовсюду, желая видеть его наставником, многих он воспитал, давая мудрые советы, разрешая проблемы. Однако внутреннее настроение, образ мыслей и вся жизнь аввы Пимена являли собой решительный отказ от славы, отказ вступать в общение с миром. Сохранилось не-
40
……………«Основной инстинкт» или блудная страсть………………..
мало свидетельств того, как редко и неохотно он позволял нарушать свое уединение, безмолвие, сокровенное умное делание, как боялся проникновения малейших «вирусов» мирской суеты в благодатную атмосферу смиренной монашеской жизни. Преподобный во всех обстоятельствах являл собой образец смиренномудрия и простоты. Известно, что он не любил говорить об отвлеченных и возвышенных предметах, зато тот, кто всей душой хотел бороться со страстями, всегда был для него желанным собеседником.
Преподобный Пимен скончался в возрасте 110 лет, около 450 года. Вскоре после кончины он был признан святым угодником Божиим и наименован Великим – в знак великого и самоотверженного служения Богу.
Побеждай нелюбовь
И не допускай пристрастия
«Как оруженосец царский стоит пред царем в готовности, так и душа должна быть всегда готова против демона блуда.
Человек никак не должен давать силы своим помыслам любодеяния и злословия ближнего; он отнюдь не должен ни говорить о них, ни помышлять в своем сердце. Освободившись от них, он получает спокойствие и великую пользу».
Авва Пимен
Перед нами раскрываются две главные заповеди: не осуждай ближнего — не злословь,
41
………………….Протоиерей Андрей Овчинников…………….
не говори плохо, и — не имей греховного плотского пристрастия. Практически все наши проблемы в отношениях с ближними подпадают под эти две категории. Либо мы кого-то не любим, и это для нас превращается в источник осуждения, злоречия, гнева. Либо наоборот — нас страстно влечет к человеку, мы творим из него себе кумира или — воспринимаем как свою собственность.
Христианин, зная об этих немощах, должен определить для себя задачу: побеждать нелюбовь к ближним, к тем особенно, к которым можно предъявить объективные претензии, — обижавшим, осуждавшим, обманывавшим нас… Что говорить, все люди немощны. Но перед христианином здесь открывается простор для очень полезной работы, ведь побеждая нелюбовь, мы угождаем этим Богу.
Вторая же задача — стараться относиться к ближнему ровно, не допускать пристрастия. (Кстати, вспомним об одной известной проблеме в жизни Церкви — отношении прихожанок к священникам. Здесь очень сильно иной раз может проявиться этот фактор пристрастия, увлечения, когда женщины забывают, что перед ними не просто интересный человек, с кем приятно провести время, а — духовный руководитель.)
«Что мне делать? Я страдаю
блудной похотью…»
Однажды брат пришел к авве Пимену и говорит: «Что мне делать, отец? Я
42
……………«Основной инстинкт» или блудная страсть…………..
страдаю блудной похотью. И вот уже ходил я к авве Ивистиону. Он сказал мне: “Не позволяй ей долго оставаться в тебе”». Авва Пимен отвечает брату: «Дела аввы Ивистиона высоки – он на небе, вместе с Ангелами, и не знает, что мы с тобою находимся в блуде! Но скажу тебе от себя: если человек будет воздерживать свое чрево и язык, то он может владеть собою».
■
Снова мы встречаем, с одной стороны, совет, данный свысока, предписание, не снисходящее к человеческой немощи: «не позволяй страсти долго в тебе оставаться». И каким же смирением дышит ответ аввы Пимена — а это Пимен Великий, чудотворец, прозорливец, муж высочайшей духовной жизни! Он говорит: авва Ивистион пребывает в высших сферах, где ему разглядеть нас, грешных, блудных… Как просто жили святые! Они никого не стеснялись, не думали, что чего-то достигли. Преподобный Пимен говорит, что он живет в блуде. Но для него это так и есть, потому что блуд в очах Божиих начинается с мыслей. Если в мыслях у тебя есть что-то нехорошее, ты уже совершаешь блуд перед Богом. Перед людьми ты будешь чист, но не перед Богом.
Это практическое назидание для врачевания любой страсти. Когда мы называем себя пьяницами, ворами, убийцами, блудниками (только не позируем и не красуемся — мы не на сцене, а перед Богом), то таковые наименования — истинные. Потому что блудник—это тот, кто смотрит на женщину с вожделением; убийца — кто
43
…………………..Протоиерей Андрей Овчинников………………
прогневался или подумал плохо о брате; вор — тот, кто в мыслях захотел что-то присвоить. Вот если мы увидим и определим для себя эти критерии, то мы многое в самих себе поймем; поймем, как нам нужно жить.
Поэтому великие старцы и не боялись самоосуждения. Епископ Игнатий (Брянчанинов) говорил, что лучшая защита от прелести — считать, что ты в прелести. Или как спастись от гордости? Так и сказать: я – гордый. Считай себя таковым и борись с грехом.
А дальше нам прописывается уже известное врачевание от недуга блудной страсти: воздерживай свое чрево и язык.
Велика помощь Божия
Брат спросил авву Пимена на случай блудного помысла. Старец говорит ему: «Велика помощь Божия, обнимающая человека, но мы не можем видеть ее глазами своими».
Почему не дано нам воочию видеть Божие милосердие? Во-первых, чтобы мы не возгордились. Если мы увидим, что во время нашей борьбы с блудными помыслами рядом стоит Ангел и записывает наши маленькие победы в особую книгу, которую потом понесет в Царство Небесное… — конечно, сразу о себе возомним. С другой стороны, помощь Божия скрывается, чтобы научить нас вере, потому что, не видя Бога, но веруя в Него, мы свою веру укрепляем. Ведь вера дана нам только в этой жизни. Мы верим
44
……………..«Основной инстинкт» или блудная страсть…………
в Бога, в Ангелов, в святых, в Царство Божие, в вечную муку, в Страшный Христов суд. Но когда все это воочию предстанет перед нами, то веры не потребуется, это уже будет предмет определенных знаний. Мы не можем видеть благодать Божию, но верим, что она реально пребывает с нами.
Обезглавить дракона
Другой брат спросил авву Пимена: «Что мне делать? Меня борют блудные пожелания, и я прихожу в неистовство». Старец говорит ему: «На это сказал Давид: льва я поражал, а медведицу задушал (см.: 1 Цар. 17; 34-36), – это значит: я отсекал неистовство, а блудную похоть подавлял трудами».
В этом наставлении содержится очень глубокое назидание. Сказано: «Я отсекал неистовство, а блудную похоть подавлял трудами», — то есть Пимен Великий в борьбе с блудной страстью выделяет разные стадии. Любая страсть, в том числе и блудная, имеет некий ствол, некую сердцевину. И вот это главное ее содержание нужно, по возможности, сокрушить.
Помните, как боролся Иван-царевич с Ка-щеем Бессмертным? Он отсекал головы чудовищу, а если голова отсечена, то справиться с обезглавленным телом несложно.
И в страсти, повторю, есть тоже некое основание, которое нужно, по возможности, в себе уничтожить. Христианину заповедано бороться
45
…………………..Протоиерей Андрей Овчинников……………………
все-таки не с неистовством страсти, а с ее проявлениями. По милости Божией нас с вами, я думаю, не часто борет такое состояние, когда плоть в прямом смысле беснуется, а вот какие-то тонкие, иногда и не очень тонкие, движения мы ощущаем. На них и нужно направлять христианские труды, о которых говорит Пимен Великий.
Повторю, что не только с блудной страстью
нужно бороться подобным способом. Любая
страсть имеет некую внутреннюю крепость, на
которую нужно направить главные средства бла-
годатной борьбы.
Когда ты сластолюбив
и сребролюбив…
Еще сказал: «Жить тебе по Богу невозможно, когда ты сластолюбив и среб- ролюбив».
Святые Отцы говорили, что наша жизнь должна быть христоподражательной. Христоподражательной она становится в том случае, когда мы пытаемся усвоить добродетели, которыми украшал Себя Господь наш Иисус Христос. Конечно, Спаситель стяжал все добродетели, потому что Он был совершенным. Но некоторые Его качества наиболее ярко выделяются в Евангелии.
Например, смирение, кротость, послушание. В Евангелии от Матфея Христос говорит прямо: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11; 29). Значит, добродетель
46
……………«Основной инстинкт» или блудная страсть………….
смирения и кротости присуща Самому Богу, Богу, Который имел человеческое естество. Послушание Христа Небесному Отцу было абсолютным. Его чистота жизни, Его молитвен-ность, Его незлобие, всепрощение — вот какие качества мы должны в себе взращивать в меру сил.
Если сказано, что сластолюбие и сребролюбие есть главные препятствия для жизни по Богу, то на эти два духовных недуга должно быть направлено все наше внимание. Сластолюбие -исполнение плотских желаний человека, а апостол Павел нам говорит в Послании к Римлянам: живущие по плоти Богу угодить не могут (Рим. 8; 8). Что касается сребролюбия, то Господь совершенно определенно учит, что нельзя служить Богуимаммоне (см.: Мф. 6; 24).
Таким образом, на жизненном пути человека появляются некие ориентиры, некие ценности, к которым мы должны себя склонять. Но надо твердо знать, что не только Господь дает нам ориентиры. Дьявол тоже не дремлет, и следование его ориентирам ведет человека к вечной смерти.
Зная удобопреклонность нашей природы ко греху, лукавый постоянно расставляет приманки — влечет нас к различным удовольствиям, — у него здесь широкое поле деятельности. А человек, пропитанный грехом, поврежденный грехом, зачастую не видит, куда на самом деле его заманивают.
Любовь к своей плоти — это качество, которое каждый из нас должен в себе обуздывать.
47
………………….Протоиерей Андрей Овчинников……………
Мы служим Богу духом своим, плоть должна быть подчинена духовным ценностям. Сластолюбивая плоть являет собой образ человека, который не знает Бога, никогда не жил по евангельским заповедям и практически является безбожником.
Порабощенные сребролюбием, мы свое сердце отдаем не Богу, а благам этого мира. А Господь хочет, чтобы каждый из нас отдавал свое сердце только Ему. Эту ревность Божию о Своем создании нам надо понять: Господь хочет, Господь справедливо требует, чтобы мы Его любили. А если мы исполним эту заповедь о любви к Богу, то в Боге мы сможем уже любить все, что Им создано. Начиная со своих ближних и заканчивая вообще всем творением Божиим, всем этим миром, последним насекомым. Вот какой смысл можно извлечь из краткого наставления Пимена Великого.
Святые пустынницы
Уединенная монашеская жизнь, подвиги в борьбе с немощным и строптивым естеством, строжайшее самоограничение – все это традиционно, казалось бы, было предназначено для мужчин. Однако христианство показало миру ярчайшие образы женского подвижничества и высоту женской аскезы. Движение дев-пустын- ниц зародилось как продолжение и развитие мужского монашества. Не случайно устроителями и наставниками первых женских обителей были великие отцы – преподобный Пахомий, блаженный Иероним. В то же время среди самих женщин-христианок с самого начала распространения веры во множестве являлись те, кто готовы были всецело посвятить себя служению Церкви и на деле подтвердили слова Писания о равенстве во Христе мужского и женского (см.: 1 Кор. 11; 11-12). В раннем христианстве существовали особые чины дев, вдовиц, а также диаконисе. На этих замечательных женщин были возложены многочисленные обязанности – от практической помощи священнослужителям при совершении Таинств до
49
…………………Протоиерей Андрей Овчинников………………
всевозможных забот и попечений о ближних, и они, несомненно, явились примером для будущих поколений подвижниц.
Зачинательница женского пустынножительства в IV веке – святая амма, преподобная Син-клитикия годы подвизалась в одиночестве. Впоследствии же вокруг нее собрались многие сестры, для которых она составила аскетические наставления, по глубине и мудрости не уступающие святоотеческим.
Преподобная Сарра Ливийская, Египетская (память 13/26 июля) 60 лет провела в келье на берегу Нила и, по свидетельству ее жития, ни разу не взглянула на прекрасную реку, – оберегая себя от рассеяния помыслов. Бог даровал ей силу чудотворения и духовного видения, она же не уставала повторять приходящим к ней сестрам, что слабая женская природа – не повод для ослабления подвига, но, напротив, – обязывает женщину стремиться к еще большему духовному преуспеянию.
Она не просила
Избавить ее от борьбы
Рассказывали о матери Сарре: тринадцать пет она находилась в сильной борьбе с демоном блуда и никогда не просила о том, чтобы избавиться от сей борьбы, но только взывала: «Боже мой, помоги мне!»
Мы видим, сколько лет шла борьба — 13. Поэтому когда кого-то обуревает нечистота
50
……………..«Основной инстинкт» или блудная страсть…………
и он старается с Божией помощью от нее избавиться — и молится, и кается, а помощь не приходит, — пусть читает внимательно это наставление.
Мать Сарра боролась 13 лет, Мария Египетская 17 лет, и так далее. Такова продолжительность брани христианских подвижников. А ведь победа, одержанная в долгой борьбе, — самая ценная. Если мы попросили о чем-нибудь и через самое короткое время наша молитва была услышана, то впору задуматься: а смогу ли я с пользой употребить дар Божий?
Если Господь тебе что-то дает — ту же чистоту, или память смертную, или молитву, или плач о грехах, — то Он вправе спросить с тебя: а как ты сохранил эти дарования? И не просто сохранил, а преумножил (вспомним притчу о талантах (см.: Мф. 25; 14-30)). И если мы, получив, не оценим — что нам дано, то, естественно, всё потеряем. Поэтому Господь, как правило, и не дает слишком быстро то, о чем мы Его так настойчиво просим.
Нужно проявить терпение, нужно смириться, нужно не прекращать своих трудов, и обязательно любая молитва дойдет до Бога. Даже если очень долго ничего не получается, все равно такая молитва приносит великую духовную пользу: укрепляется наша вера, в терпении совершенствуется душа.
Замечательно то, что подвижники христианские никогда не просили избавить их от какого-то искушения, но только взывали: Боже, помоги мне. Они знали, что состояние борьбы полезно.
51
……………………Протоиерей Андрей Овчинников………………
Если христианин постоянно находится под воздействием каких-то искушений, он совершенствуется в духовной борьбе, но! — только не тогда, когда причина этих искушений нерадение.
Если же мы делаем все возможное, а искушения не прекращаются, значит, Господь, видя нашу крепость и возможности для приобретения опыта в духовной жизни, постоянно добавляет нам (в очень разумных объемах) нагрузку — чтобы мы не расслаблялись, а лишь совершенствовались духовно в этой борьбе.
«Победила ты меня, Сарра!»
Говорили еще о ней: сильно нападал на нее этот дух блуда, представляя ей суетные предметы мира. Она, не ослабевая в страхе Божием и подвигах, в одно время вошла в уединенную свою храмину помолиться. Здесь дух блуда представился ей телесным образом и сказал: «Победила ты меня, Сарра!» «Не я победила тебя, – отвечала она, – но Господь Христос».
Здесь описан очень важный эпизод — бес меняет тактику борьбы. Когда ему не удается сразить подвижницу плотскими искушениями, он делает хитрый ход и говорит: «Ты меня победила». С какой целью? Если бы Сарра решила: «Да, я победила», — считайте, что она пала бы, потому что победа должна осознаваться только как происходящая от помощи Божией. Даже любой добрый помысел в нашем сердце рождается с Божией помощью.
52
……………«Основной инстинкт» или блудная страсть………….
Часто мы забываем о том, что самое жало греха находится в человеческом естестве. Как кровь, которая протекает даже по тончайшим капиллярам, — так грех поразил всего человека, от темени до стопы. А мы представляем грех только в его внешних проявлениях: осудили, позавидовали, проспали, съели…
Почему Христос пришел в этот мир? Потому что избавить человека от такого греховного порабощения мог только Бог. Никто не мог сам спастись, без Божией помощи. Поэтому любая победа над греховным соблазном должна быть отдана Богу. А вот все, что есть плохого, страстного, — это наше. Чем глубже эта истина будет нами осознаваться, тем безопаснее будет наше состояние.
Собственно, смирение — это есть осознание себя самым последним грешником на земле, самым мерзким, гадким: хуже меня только бесы. А некоторые святые даже считали себя хуже падших духов, и это не было лицемерием или лукавством перед Богом, это было знание собственного сердца, которое и делает нас христианами.
Кстати, понять, обладаешь ли ты подобным знанием, можно простым способом. Вот ты называешь себя плохим. Но попробуй-ка выслушай от другого, что ты плохой. Но ведь если ты называешь себя грешником, то почему не можешь услышать то же самое от другого человека? Значит, все — внешнее, значит, твое самопознание ничего не стоит. И что же это тогда,
53
…………………Протоиерей Андрей Овчинников…………………
если не лицемерие? У святых было не так. Святые могли стерпеть такие нападки, которые нам покажутся просто невыносимыми.
Смирение заключается в пересмотре всей своей жизни. Чтобы понять, что без Бога ничего хорошего в нас нет и никогда не было, а если что-то есть, то это Божия милость к нам, грешным.
И вот от такого смиренного сознания отступают всякие искушения, потому что нельзя человека унизить более, чем он может сделать это сам. Смиренным уже, собственно, и некуда опускаться. Вот почему есть удивительные повести, где демоны говорят святым: «Ты постишься строго и вкушаешь пищу два раза в неделю, а я вообще ничего не ем. Ты спишь один час в день, а я вообще не сплю. Но вот одного у меня нет — у меня нет смирения».
Или другой рассказ: когда бесноватый ударил по щеке святого старца, тот подставил другую щеку, и бесноватый исцелился. Бес вышел, потому что дух смирения попалил все его естество. Вот к этому качеству, к христопод-ражательному образу жизни нужно стремиться.
ОГОНЬ,
Горящий день и ночь
Безымянные подвижники
О борьбе с блудной страстью
Самоотверженная жизнь древних подвижников, чьи подвиги не вмещает наше сознание, привлекла к ним сугубую благодать Божию, которая сделала их причастниками Божественного света. Природа этого света такова, что он не гаснет даже через века и тысячелетия и способен просветить разум, согреть душу, успокоить сердце нам, современным христианам, живущим в совершенно иных условиях и особом времени.
Протоиерей Андрей Овчинников
После долгого времени прошла брань…
Один брат возмущайся помыслом блуда: брань была, как огонь, горящий день и ночь в его сердце. Он терпел и не уступал своему помыслу. И после долгого времени прошла брань, никак не могши преодолеть его, по причине терпения, и тотчас в сердце его водворилось спокойствие.
Иногда человек думает: «Как тяжело мое состояние, никто так не страдал, не мучился, как я!» Но вот сказано: день и ночь в сердце этого монаха горел огонь плотской страсти. А что это такое, большинству даже трудно представить, — насколько эта сила выматывает человека, как невыносимо с ней жить.
Однако какова награда за терпение: «после долгого времени прошла брань… и тотчас в сердце его водворилось спокойствие»! Терпение, наряду со смирением, — это тот раствор, который скрепляет вообще все добродетели. Но без терпения, наверное, ни в чем нельзя преуспеть. Если человек нетерпелив, как он может преуспеть
57
……………….Протоиерей Андрей Овчинников…………….
в молитве? Нужно молиться каждый день и утром и вечером. Вообще нужно молиться постоянно. Приходим в храм на службу, — здесь требуется сугубое внимание. Церковь предлагает такие духовные упражнения, потому что хочет научить нас терпению. Например, человек вынужден терпеть боль в спине, когда надо стоять до конца службы. Но удивительно, что, терпя самих себя, свою немощь, мы замечаем, что терпение распространяется дальше на всю духовную жизнь. И со временем мы начинаем учиться терпеть уже не внешние неудобства, а собственное несовершенство. Терпя же себя, мы приходим к осознанию необходимости терпеть своих близких, а это важнейшее качество для духовного человека.
Почему так много проблем в семейной жизни — ссоры, скандалы, разводы? Потому что нет элементарного терпения. Потому что это трудно — для терпения требуется совершенно иная, христианская жизнь. Христианское терпение — это не просто какая-то внешняя форма вежливости или культуры. Да, вроде бы и без Бога люди могут быть терпеливыми, но это все до поры до времени.
Человек, например, терпелив на работе, потому что его сдерживают страх, стыд, а пришел домой — и распоясался, учинил скандал. Но ведь терпение — это добродетель, которая должна пронизывать всю жизнь христианина, а не отдельные ее составляющие. Тебя обижают, не понимают, не ценят, не благодарят, а ты терпишь, потому что это Христова заповедь.
58
……………..«Основной инстинкт» или блудная страсть…………
Повторю, что эти, как будто внешние, задания, которые мы получаем от Бога, приносят пользу внутренней жизни. Надо еще дождаться момента, когда наша молитва дойдет до Бога, когда Господь пошлет силу, чтобы этой силой обуздать и победить гнев, и блуд, и чревоугодие. И вот здесь требуется терпение, которое нужно испрашивать в молитве.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 315.