Перестали беспокоить нечистые мысли?

Когда спросили авву Кира Алек­сандрийского о блудном помысле, он отвечал так: «Если ты не имеешь по­мысла, то ты без надежды – ибо если не имеешь помыслов, то имеешь дело». Это значит: кто не борется со своим грехом в уме и не противится ему, тот совершает его телесно, а совершаю­щий такие дела (по бесчувственности своей) не возмущается помыслами. При этом старец спросил брата: «Не имеешь ли ты привычки беседовать с женщи­ною?» «Нет, – отвечал брат, – но ум мой занимают древние и новые живопис­цы: изображения женщин служат для меня возмутительными памятниками». Старец сказал ему: «Мертвых не бой­ся, но бойся сочувствия и греховного действия живых и более упражняйся в молитве».

30
……………..«Основной инстинкт» или блудная страсть…………

Остановимся на словах: «Если ты не имеешь помысла, то ты без надежды».

Человек порой радуется: «Меня перестали волновать нечистые мысли, я от них свободен, слава Богу». А другой даже думает: «А я уже стал бесстрастным, потому что меня эта грязь не бес­покоит». Но давайте послушаем, что говорят избранные сосуды благодати Божией — старцы египетские.

«Если ты не имеешь помысла, то ты без на­дежды» — почему? Потому что, не имея помыс­ла, ты «имеешь дело», то есть — грешишь на деле, грешишь телесно.

Борьба с плотской страстью проходит в со­ответствии с важным законом: если человека искушают нечистые помыслы, то чаще всего такая духовная брань находит на того, кто уже не грешит на деле. И наоборот: если страсть ис­полняется практически, то такой человек осво­бождается от греховных помыслов. Дьявол не делает лишних усилий: зачем искушать челове­ка помыслами, если он и так согрешает делом? Ему проще – успокоить: голубчик, живи даль­ше так же, ничего не меняй, а я рядышком буду стоять.

Бывает, конечно, так, что и грех не совер­шается, и нечистые мысли не беспокоят. Но в таком случае тем более нельзя расслабляться: значит, Господь дал особую благодать по Своей любви, чтобы о ней всегда помнить, чтобы не думать, что достиг чистоты самостоятельно. Может быть, это дано для того, чтобы были силы на дела благочестия, — ведь если помыслы все

31

………………..Протоиерей Андрей Овчинников…………………

время обуревают, трудно и молиться, и книги читать.

Если, повторю, эта тишина наступает, зна­чит, она — некое дарование Божие, но к ней приводят иногда десять или двадцать лет тя­желейшей духовной борьбы. Ни одно дарова­ние нельзя стяжать без предварительных ду­ховных трудов.

Это касается и тех людей, которые делают первые шаги на своем христианском пути. А именно: человеку, который только что совершал грех и, возможно, продолжает совершать, — ему категорически запрещено какое-либо аскети­ческое делание — в том числе, борьба с помыс­лами, так как это — путь к прелести.

О таких случаях говорили многие; очень ярко описал их святитель Игнатий (Брянчани-нов) в своих духовных наставлениях о прелес­ти. Он рассказывает: приходили к неопытным старцам светские женщины, которые жили со­вершенно плотской, внешней жизнью, и про­сили научить, как достичь непрестанной Иису­совой молитвы. И иной старец (который был, по пословице, «свят, но не искусен») принимал­ся такую «подвижницу» обучать, а та начинала упражняться… И достигала не Иисусовой мо­литвы, конечно, а психиатрической лечебницы. Потому что пласт борьбы с реальным грехом был упущен.

Если после тяжелых греховных падений че­ловек хочет вступить на христианский путь, на­чать новую жизнь, то ему предстоит тяжелейшая борьба.

32
…………..«Основной инстинкт» или блудная страсть………

Отступить и прекратить грех на деле — это не так трудно, наверное. Главные сражения будут впереди, когда начнет мучить поток навязчивых мыслей, воспоминаний, причем самых ярких, выразительных, — потому что источник этих вос­поминаний будет связан с падшими духами.

…Когда во время Великого поста мы слуша­ем чтение жития Марии Египетской, мы каж­дый раз ужасаемся тому, какую тяжелейшую борьбу от дьявола попустил ей Бог. В пустыне на нее, решившую приносить покаяние, помыс­лы, «будто дикие звери», набрасывались и тер­зали. В голове звучала музыка, являлись всевоз­можные соблазнительные картины, запахи вкус вина…

В изнеможении она, бездыханная, падала на землю, дрожала от холода, сгорала от жары, но выдержала этот искус. И сказано, что боролась преподобная Мария примерно столько же, сколько грешила: за год греха — год страданий. Только после почти 20-летнего сверхъесте­ственного подвига она сподобилась внутренней тишины в своем сердце.

…А вот случай из нашей жизни. Подходит как-то раз ко мне девица лет семнадцати, совре­менно одетая и слегка нетрезвая:

— Батюшка, мне нужно с вами поговорить. Мне очень тяжело.

У меня, честно скажу, к беседам с нетрезвы­ми людьми есть некоторое недоверие. Однако отвечаю: «Ну, давай поговорим».

Оказалось, у нее год назад умерла мама, и после такой потери девушка, видимо, вступила

33

……………..Протоиерей Андрей Овчинников…………………….

на путь, где закружили всевозможные утехи, ве­селье и т. д. и т. п. Теперь она мучается: «Мне очень тяжело. Что мне делать?»

Я говорю: «Первое, что ты должна сделать, это прекратить свои греховные занятия. Снача­ла самые явные — блуд, пьянство, курение…» А она в ответ: «Но сейчас все так живут. А как же молодость, для чего она дана?»

То есть человек изначально не хочет бороть­ся, потому что борьба действительно тяжкая: в 18 лет не ходи, не смотри, не целуйся, не гуляй, не танцуй?! Проще сказать: «Нет, я так не могу», — и мы разойдемся в разные стороны. Так оно, к сожалению, и получилось.

Надо крепко усвоить: тем, кто пал, —. бо­роться труднее; тем, кто удержался, по милос­ти Божией, — намного легче. Поэтому молоде­жи (еще внимающей словам священника) говорим: не греши. Если ты оступишься и по­том захочешь к Богу прийти, то придется идти через такие тернии, по таким острым камням!.. Лучше не экспериментировать со своею душой. Дал Господь чистоту жизни, вот и храни ее все­ми силами.

Возвращаясь к наставлению Кира Алексан­дрийского, повторим: если нас не борют грехов­ные помыслы, то либо мы уже действительно потрудились и достигли каких-то скромных ус­пехов в духовной жизни, либо живем в грехе, но этого не чувствуем, потому помыслы нас и не беспокоят. Искушение помыслами и борьба с ними возможны только для того, кто не грешит наделе.

34
…………….«Основной инстинкт» или блудная страсть…………

Христиане, не первый год пребывающие в Церкви, должны вести борьбу именно с помыс­лами, но никак не с делами. Первый урок, ко­торый нам дает храм, — исправься в самом по­стыдном грехе, совершённом на деле. Ругались матом, выпивали, блудили, дрались, злослови­ли кого-то, воровали — здесь наведите порядок, а уже потом переноситесь в область мыслей, потому что в мыслях навести порядок — до кон­ца жизни не хватит времени. А если человек, начавший христианский путь, опять согрешит на деле — это все равно что строить дом пять лет, а потом взять и поджечь его. За полчаса все тру­ды сгорят. Для христианина это вещь недопус­тимая.

…Беседа Кира Александрийского с неким братом продолжается, и старец спрашивает бра­та: «А не имеешь ли ты привычки беседовать с женщиной?» Сам вопрос уже указывает на при­чину искушений… Брат отвечает: «Нет, но мой ум занимают древние и новые живописцы».

Представьте: искушение в V веке — от кар­тин. Что такое картина по сравнению с нашим телевизором или с Интернетом! Из сказанного старцем далее становится ясно, что искушение от изображения он не считает столь опасным: «мертвых не бойся, но бойся… греховного дей­ствия живых…» Для нас, современных людей, борьба стала не то что на порядок, а в тысячи раз труднее, потому что источники греха появи­лись у нас дома. Сейчас фактически разница невелика — видеть соблазн по телевизору или в реальной жизни.

35

……………….Протоиерей Андрей Овчинников…………………

Сколько за свою жизнь человек может уви­деть случаев убийства? Если нет войны — один-два, а может быть, и ни одного. А когда в каж­дом фильме убивают людей десятками? А если эти фильмы прокручиваются подряд по всем каналам, если мерзкими сценами, которых во­обще видеть не надо, все пропитано, и, даже смотря какую-то невинную передачу, мы не за­страхованы от того, что сейчас она прервется, пойдет рекламный ролик, и там вся эта грязь будет показана…

Церковь предлагает нам такие источники, где нет соблазна. Здесь мы можем подкрепить свои силы, утешиться, утолить жажду духов­ную… В Древнем патерике вы не найдете ни од­ной соблазняющей мысли, всё тут дано для на­зидания. Такому источнику можно верить.




Авва Матой

Злословие хуже блуда?

Авва Матой рассказывал: «Пришел ко мне брат и говорил, что злословие хуже блуда». На это авва заметил: «Жестоко слово твое!» Брат спросил его: «А тебе как кажется это дело?» Старец отвечал: «Хотя злословие худо, но скоро врачует­ся. Злословящий часто раскаивается и говорит: худо я сделал. Но любодеяние – естественная смерть».

Ученик пришел с вопросами о конкретных страстных движениях — злословии и блуде — и считает, что первая немощь более серьезна, по­тому что она связана с гневом, со злобой, а все это может привести к убийству.

Старец рассудил иначе: злословие врачует­ся раскаянием. А любодеяние — это смерть.

Грехи и падения бывают разные. Действи­тельно, согрешить злословием страшно, потому что мы оскверняем уста, а сердце переполняется гневом. Но врачевание этого недуга — возмож­но, и довольно успешно совершается. А вот

37

………………….Протоиерей Андрей Овчинников………………….

любодеяние — это то падение, на врачевание которого потребуется целая жизнь.

У Святых Отцов только блудный грех име­нуется падением. Сказано: такой-то инок пал. Значит, читай: такой-то инок совершил блуд. Падение всегда связано с очень сильными внут­ренними потрясениями, потому что грех это плотской, он очень ярко запечатлевается в па­мяти. Допустим, человек кого-то оскорбил, но пройдет время — день-два, неделя… Если он придет и попросит прощения, потом покается на исповеди — немощь эта уврачуется.

Но блуд — он совсем из другой категории. Это катастрофическое изменение в естестве. И для врачевания потребны совершенно иные труды и иное время. И самое главное — та чис­тота, которая была раньше, вновь достигается очень и очень немногими кающимися.

Молодежь растрачивает свои таланты, силы, здоровье, нравственность в плотской жизни — с похотью и падениями. Но сегодня никто не может ответить на вопрос, как врачевать этих молодых людей?

В моем доме на первом этаже живет парень. Однажды он поехал на свадьбу к друзьям. Впер­вые, видимо, был приглашен на такое торжество. А домой его принесли двое приятелей… Наутро собралась во дворе компания ребят, вышла его мама, и этот молодой «герой» начал с увлечени­ем рассказывать, чтó он там пил и сколько, и как все было интересно… А мама говорит: «Ну конеч­но, это же первый раз, это нормально…»

38
………….«Основной инстинкт» или блудная страсть………

То есть никакого трагизма в этом поступке человек не видит. Нет понимания того, как ты гадок в очах Божиих, даже перед матерью тебе не стыдно… Да, собственно, и ей тоже не стыд­но… Можно ли исправить этих людей?

Невероятно трудно человеку, живущему ис­ключительно плотской жизнью, вместить на­ставления, врачующие душу. Это путь суровый, тесный, болезненный. Как это: не ходить в ноч­ные клубы, не пить пива, не торчать в Интерне­те полночи?! Как же без этого? Проблема серь­езная, ведь молодежь находится под мощным воздействием идеологии потребления: ешь, пей, веселись (Лк. 12; 19), весь мир твой.

Но как же трудно будет построить что-либо на гнилом основании, даже тогда, когда чело­век поймет, что он в юности что-то делал не так и что лучшие годы отданы греху. И самое главное: если думать о создании семьи, о том, что необходимо дать жизнь детям, стать источ­ником, от которого возьмет начало твое по­томство, то чем может напитать ядовитый и грязный источник? И так сказано пророком Давидом: се бо в беззакониих зачат есмъ, и во гресех роди мя мати моя (Пс. 50; 7). Здесь под­разумевается грех прародительский, повре­дивший нашу природу. Мы хоть и не ответ­ственны за него, все-таки рождаемся во грехе. Но когда добавляем к этому свои собственные грехи, то обязательно будем отвечать за грязь, перешедшую на детей, — это закон духовный. Итак: злословие худо, но любодеяние — это естественная смерть.

 


Преподобный Пимен Великий

(память 27 августа/9 сентября)

 

Преподобный Пимен Великий принадлежит к числу наиболее выдающихся христианских подвижников. Всего себя он посвятил монашес­кому служению – духовному деланию, в кото­ром достиг совершенства. Родился преподоб­ный Пимен в Египте около 340 года, в большой семье, где все братья выросли строгими под­вижниками. С ними Пимен и ушел в монастырь, приняв иноческий постриг. В V веке монаше­ство в Египте переживало пору величайшего расцвета. Совсем юным Пимен имел возмож­ность беседовать с мудрейшими Святыми От­цами, благословившими его на служение и предрекшими ему славу великого пастыря – спасителя многих душ. Это подтвердилось впос­ледствии: множество иноков приходили к нему отовсюду, желая видеть его наставником, мно­гих он воспитал, давая мудрые советы, разре­шая проблемы. Однако внутреннее настроение, образ мыслей и вся жизнь аввы Пимена явля­ли собой решительный отказ от славы, отказ вступать в общение с миром. Сохранилось не-

40
……………«Основной инстинкт» или блудная страсть………………..

мало свидетельств того, как редко и неохотно он позволял нарушать свое уединение, безмол­вие, сокровенное умное делание, как боялся проникновения малейших «вирусов» мирской суеты в благодатную атмосферу смиренной мо­нашеской жизни. Преподобный во всех обсто­ятельствах являл собой образец смиренномуд­рия и простоты. Известно, что он не любил говорить об отвлеченных и возвышенных пред­метах, зато тот, кто всей душой хотел бороться со страстями, всегда был для него желанным собеседником.

Преподобный Пимен скончался в возрасте 110 лет, около 450 года. Вскоре после кончины он был признан святым угодником Божиим и наименован Великим – в знак великого и само­отверженного служения Богу.


Побеждай нелюбовь

И не допускай пристрастия

«Как оруженосец царский стоит пред царем в готовности, так и душа долж­на быть всегда готова против демона блуда.

Человек никак не должен давать силы своим помыслам любодеяния и злословия ближнего; он отнюдь не дол­жен ни говорить о них, ни помышлять в своем сердце. Освободившись от них, он получает спокойствие и вели­кую пользу».

Авва Пимен

 

Перед нами раскрываются две главные за­поведи: не осуждай ближнего — не злословь,

41

………………….Протоиерей Андрей Овчинников…………….

не говори плохо, и — не имей греховного плот­ского пристрастия. Практически все наши про­блемы в отношениях с ближними подпадают под эти две категории. Либо мы кого-то не лю­бим, и это для нас превращается в источник осуждения, злоречия, гнева. Либо наоборот — нас страстно влечет к человеку, мы творим из него себе кумира или — воспринимаем как свою собственность.

Христианин, зная об этих немощах, должен определить для себя задачу: побеждать нелюбовь к ближним, к тем особенно, к которым можно предъявить объективные претензии, — обижав­шим, осуждавшим, обманывавшим нас… Что говорить, все люди немощны. Но перед хрис­тианином здесь открывается простор для очень полезной работы, ведь побеждая нелюбовь, мы угождаем этим Богу.

Вторая же задача — стараться относиться к ближнему ровно, не допускать пристрастия. (Кстати, вспомним об одной известной пробле­ме в жизни Церкви — отношении прихожанок к священникам. Здесь очень сильно иной раз мо­жет проявиться этот фактор пристрастия, увле­чения, когда женщины забывают, что перед ними не просто интересный человек, с кем при­ятно провести время, а — духовный руково­дитель.)

 

«Что мне делать? Я страдаю

блудной похотью…»

Однажды брат пришел к авве Пиме­ну и говорит: «Что мне делать, отец? Я

42
……………«Основной инстинкт» или блудная страсть…………..

страдаю блудной похотью. И вот уже ходил я к авве Ивистиону. Он сказал мне: “Не позволяй ей долго оставаться в тебе”». Авва Пимен отвечает брату: «Дела аввы Ивистиона высоки – он на небе, вместе с Ангелами, и не знает, что мы с тобою находимся в блуде! Но скажу тебе от себя: если человек будет воздержи­вать свое чрево и язык, то он может владеть собою».

Снова мы встречаем, с одной стороны, со­вет, данный свысока, предписание, не снисхо­дящее к человеческой немощи: «не позволяй страсти долго в тебе оставаться». И каким же смирением дышит ответ аввы Пимена — а это Пимен Великий, чудотворец, прозорливец, муж высочайшей духовной жизни! Он говорит: авва Ивистион пребывает в высших сферах, где ему разглядеть нас, грешных, блудных… Как просто жили святые! Они никого не стеснялись, не ду­мали, что чего-то достигли. Преподобный Пи­мен говорит, что он живет в блуде. Но для него это так и есть, потому что блуд в очах Божиих начинается с мыслей. Если в мыслях у тебя есть что-то нехорошее, ты уже совершаешь блуд пе­ред Богом. Перед людьми ты будешь чист, но не перед Богом.

Это практическое назидание для врачевания любой страсти. Когда мы называем себя пьяни­цами, ворами, убийцами, блудниками (только не позируем и не красуемся — мы не на сцене, а перед Богом), то таковые наименования — ис­тинные. Потому что блудник—это тот, кто смот­рит на женщину с вожделением; убийца — кто

43

…………………..Протоиерей Андрей Овчинников………………

прогневался или подумал плохо о брате; вор — тот, кто в мыслях захотел что-то присвоить. Вот если мы увидим и определим для себя эти кри­терии, то мы многое в самих себе поймем; пой­мем, как нам нужно жить.

Поэтому великие старцы и не боялись само­осуждения. Епископ Игнатий (Брянчанинов) говорил, что лучшая защита от прелести — счи­тать, что ты в прелести. Или как спастись от гор­дости? Так и сказать: я – гордый. Считай себя таковым и борись с грехом.

А дальше нам прописывается уже известное врачевание от недуга блудной страсти: воздер­живай свое чрево и язык.


Велика помощь Божия

Брат спросил авву Пимена на случай блудного помысла. Старец говорит ему: «Велика помощь Божия, обнимающая человека, но мы не можем видеть ее гла­зами своими».

Почему не дано нам воочию видеть Божие милосердие? Во-первых, чтобы мы не возгорди­лись. Если мы увидим, что во время нашей борь­бы с блудными помыслами рядом стоит Ангел и записывает наши маленькие победы в особую книгу, которую потом понесет в Царство Небес­ное… — конечно, сразу о себе возомним. С дру­гой стороны, помощь Божия скрывается, что­бы научить нас вере, потому что, не видя Бога, но веруя в Него, мы свою веру укрепляем. Ведь вера дана нам только в этой жизни. Мы верим

44
……………..«Основной инстинкт» или блудная страсть…………

в Бога, в Ангелов, в святых, в Царство Божие, в вечную муку, в Страшный Христов суд. Но ког­да все это воочию предстанет перед нами, то веры не потребуется, это уже будет предмет оп­ределенных знаний. Мы не можем видеть бла­годать Божию, но верим, что она реально пре­бывает с нами.


Обезглавить дракона

Другой брат спросил авву Пимена: «Что мне делать? Меня борют блудные пожелания, и я прихожу в неистовство». Старец говорит ему: «На это сказал Да­вид: льва я поражал, а медведицу задушал (см.: 1 Цар. 17; 34-36), – это зна­чит: я отсекал неистовство, а блудную похоть подавлял трудами».

В этом наставлении содержится очень глу­бокое назидание. Сказано: «Я отсекал неистов­ство, а блудную похоть подавлял трудами», — то есть Пимен Великий в борьбе с блудной стра­стью выделяет разные стадии. Любая страсть, в том числе и блудная, имеет некий ствол, некую сердцевину. И вот это главное ее содержание нужно, по возможности, сокрушить.

Помните, как боролся Иван-царевич с Ка-щеем Бессмертным? Он отсекал головы чудови­щу, а если голова отсечена, то справиться с обез­главленным телом несложно.

И в страсти, повторю, есть тоже некое осно­вание, которое нужно, по возможности, в себе уничтожить. Христианину заповедано бороться

45

…………………..Протоиерей Андрей Овчинников……………………

все-таки не с неистовством страсти, а с ее про­явлениями. По милости Божией нас с вами, я думаю, не часто борет такое состояние, когда плоть в прямом смысле беснуется, а вот какие-то тонкие, иногда и не очень тонкие, движения мы ощущаем. На них и нужно направлять хрис­тианские труды, о которых говорит Пимен Ве­ликий.

Повторю, что не только с блудной страстью
нужно бороться подобным способом. Любая
страсть имеет некую внутреннюю крепость, на
которую нужно направить главные средства бла­-
годатной борьбы.





Когда ты сластолюбив

и сребролюбив…

Еще сказал: «Жить тебе по Богу не­возможно, когда ты сластолюбив и среб- ролюбив».

Святые Отцы говорили, что наша жизнь дол­жна быть христоподражательной. Христоподражательной она становится в том случае, когда мы пытаемся усвоить добродетели, которыми украшал Себя Господь наш Иисус Христос. Ко­нечно, Спаситель стяжал все добродетели, по­тому что Он был совершенным. Но некоторые Его качества наиболее ярко выделяются в Еван­гелии.

Например, смирение, кротость, послуша­ние. В Евангелии от Матфея Христос говорит прямо: научитесь от Меня, ибо Я кроток и сми­рен сердцем (Мф. 11; 29). Значит, добродетель

46
……………«Основной инстинкт» или блудная страсть………….

смирения и кротости присуща Самому Богу, Богу, Который имел человеческое естество. Послушание Христа Небесному Отцу было аб­солютным. Его чистота жизни, Его молитвен-ность, Его незлобие, всепрощение — вот какие качества мы должны в себе взращивать в меру сил.

Если сказано, что сластолюбие и сребро­любие есть главные препятствия для жизни по Богу, то на эти два духовных недуга должно быть направлено все наше внимание. Сластолюбие -исполнение плотских желаний человека, а апо­стол Павел нам говорит в Послании к Римля­нам: живущие по плоти Богу угодить не могут (Рим. 8; 8). Что касается сребролюбия, то Гос­подь совершенно определенно учит, что нельзя служить Богуимаммоне (см.: Мф. 6; 24).

Таким образом, на жизненном пути челове­ка появляются некие ориентиры, некие ценно­сти, к которым мы должны себя склонять. Но надо твердо знать, что не только Господь дает нам ориентиры. Дьявол тоже не дремлет, и сле­дование его ориентирам ведет человека к веч­ной смерти.

Зная удобопреклонность нашей природы ко греху, лукавый постоянно расставляет приман­ки — влечет нас к различным удовольствиям, — у него здесь широкое поле деятельности. А че­ловек, пропитанный грехом, поврежденный грехом, зачастую не видит, куда на самом деле его заманивают.

Любовь к своей плоти — это качество, кото­рое каждый из нас должен в себе обуздывать.

47

………………….Протоиерей Андрей Овчинников……………

Мы служим Богу духом своим, плоть должна быть подчинена духовным ценностям. Сласто­любивая плоть являет собой образ человека, который не знает Бога, никогда не жил по еван­гельским заповедям и практически является безбожником.

Порабощенные сребролюбием, мы свое сердце отдаем не Богу, а благам этого мира. А Господь хочет, чтобы каждый из нас отдавал свое сердце только Ему. Эту ревность Божию о Своем создании нам надо понять: Господь хочет, Господь справедливо требует, чтобы мы Его любили. А если мы исполним эту заповедь о любви к Богу, то в Боге мы сможем уже лю­бить все, что Им создано. Начиная со своих ближних и заканчивая вообще всем творением Божиим, всем этим миром, последним насеко­мым. Вот какой смысл можно извлечь из крат­кого наставления Пимена Великого.


Святые пустынницы

Уединенная монашеская жизнь, подвиги в борьбе с немощным и строптивым естеством, строжайшее самоограничение – все это тради­ционно, казалось бы, было предназначено для мужчин. Однако христианство показало миру ярчайшие образы женского подвижничества и высоту женской аскезы. Движение дев-пустын- ниц зародилось как продолжение и развитие мужского монашества. Не случайно устроителя­ми и наставниками первых женских обителей были великие отцы – преподобный Пахомий, блаженный Иероним. В то же время среди са­мих женщин-христианок с самого начала рас­пространения веры во множестве являлись те, кто готовы были всецело посвятить себя служе­нию Церкви и на деле подтвердили слова Писания о равенстве во Христе мужского и жен­ского (см.: 1 Кор. 11; 11-12). В раннем христи­анстве существовали особые чины дев, вдовиц, а также диаконисе. На этих замечательных жен­щин были возложены многочисленные обязан­ности – от практической помощи священ­нослужителям при совершении Таинств до

49

…………………Протоиерей Андрей Овчинников………………

всевозможных забот и попечений о ближних, и они, несомненно, явились примером для буду­щих поколений подвижниц.

Зачинательница женского пустынножитель­ства в IV веке – святая амма, преподобная Син-клитикия годы подвизалась в одиночестве. Впос­ледствии же вокруг нее собрались многие сестры, для которых она составила аскетические наставления, по глубине и мудрости не уступа­ющие святоотеческим.

Преподобная Сарра Ливийская, Египетская (память 13/26 июля) 60 лет провела в келье на берегу Нила и, по свидетельству ее жития, ни разу не взглянула на прекрасную реку, – обере­гая себя от рассеяния помыслов. Бог даровал ей силу чудотворения и духовного видения, она же не уставала повторять приходящим к ней сест­рам, что слабая женская природа – не повод для ослабления подвига, но, напротив, – обязывает женщину стремиться к еще большему духовно­му преуспеянию.

Она не просила

Избавить ее от борьбы

Рассказывали о матери Сарре: трина­дцать пет она находилась в сильной борьбе с демоном блуда и никогда не просила о том, чтобы избавиться от сей борьбы, но только взывала: «Боже мой, помоги мне!»

Мы видим, сколько лет шла борьба — 13. Поэтому когда кого-то обуревает нечистота

50
……………..«Основной инстинкт» или блудная страсть…………

и он старается с Божией помощью от нее изба­виться — и молится, и кается, а помощь не при­ходит, — пусть читает внимательно это настав­ление.

Мать Сарра боролась 13 лет, Мария Египет­ская 17 лет, и так далее. Такова продолжитель­ность брани христианских подвижников. А ведь победа, одержанная в долгой борьбе, — самая ценная. Если мы попросили о чем-нибудь и че­рез самое короткое время наша молитва была услышана, то впору задуматься: а смогу ли я с пользой употребить дар Божий?

Если Господь тебе что-то дает — ту же чис­тоту, или память смертную, или молитву, или плач о грехах, — то Он вправе спросить с тебя: а как ты сохранил эти дарования? И не просто сохранил, а преумножил (вспомним притчу о талантах (см.: Мф. 25; 14-30)). И если мы, по­лучив, не оценим — что нам дано, то, естествен­но, всё потеряем. Поэтому Господь, как прави­ло, и не дает слишком быстро то, о чем мы Его так настойчиво просим.

Нужно проявить терпение, нужно смирить­ся, нужно не прекращать своих трудов, и обяза­тельно любая молитва дойдет до Бога. Даже если очень долго ничего не получается, все равно та­кая молитва приносит великую духовную пользу: укрепляется наша вера, в терпении со­вершенствуется душа.

Замечательно то, что подвижники христиан­ские никогда не просили избавить их от какого-то искушения, но только взывали: Боже, помоги мне. Они знали, что состояние борьбы полезно.

51

……………………Протоиерей Андрей Овчинников………………

Если христианин постоянно находится под воздействием каких-то искушений, он совер­шенствуется в духовной борьбе, но! — только не тогда, когда причина этих искушений нерадение.

Если же мы делаем все возможное, а иску­шения не прекращаются, значит, Господь, видя нашу крепость и возможности для приобре­тения опыта в духовной жизни, постоянно до­бавляет нам (в очень разумных объемах) на­грузку — чтобы мы не расслаблялись, а лишь совершенствовались духовно в этой борьбе.

«Победила ты меня, Сарра!»

Говорили еще о ней: сильно нападал на нее этот дух блуда, представляя ей суетные предметы мира. Она, не осла­бевая в страхе Божием и подвигах, в одно время вошла в уединенную свою храмину помолиться. Здесь дух блуда представился ей телесным образом и сказал: «Победила ты меня, Сарра!» «Не я победила тебя, – отвечала она, – но Господь Христос».

Здесь описан очень важный эпизод — бес меняет тактику борьбы. Когда ему не удается сразить подвижницу плотскими искушениями, он делает хитрый ход и говорит: «Ты меня побе­дила». С какой целью? Если бы Сарра решила: «Да, я победила», — считайте, что она пала бы, потому что победа должна осознаваться только как происходящая от помощи Божией. Даже любой добрый помысел в нашем сердце рожда­ется с Божией помощью.

52
……………«Основной инстинкт» или блудная страсть………….

Часто мы забываем о том, что самое жало греха находится в человеческом естестве. Как кровь, которая протекает даже по тончайшим капиллярам, — так грех поразил всего человека, от темени до стопы. А мы представляем грех только в его внешних проявлениях: осудили, позавидовали, проспали, съели…

Почему Христос пришел в этот мир? Пото­му что избавить человека от такого греховного порабощения мог только Бог. Никто не мог сам спастись, без Божией помощи. Поэтому любая победа над греховным соблазном должна быть отдана Богу. А вот все, что есть плохого, страст­ного, — это наше. Чем глубже эта истина будет нами осознаваться, тем безопаснее будет наше состояние.

Собственно, смирение — это есть осознание себя самым последним грешником на земле, самым мерзким, гадким: хуже меня только бе­сы. А некоторые святые даже считали себя хуже падших духов, и это не было лицемерием или лукавством перед Богом, это было знание соб­ственного сердца, которое и делает нас христи­анами.

Кстати, понять, обладаешь ли ты подобным знанием, можно простым способом. Вот ты на­зываешь себя плохим. Но попробуй-ка выслу­шай от другого, что ты плохой. Но ведь если ты называешь себя грешником, то почему не мо­жешь услышать то же самое от другого челове­ка? Значит, все — внешнее, значит, твое само­познание ничего не стоит. И что же это тогда,

53

…………………Протоиерей Андрей Овчинников…………………

если не лицемерие? У святых было не так. Свя­тые могли стерпеть такие нападки, которые нам покажутся просто невыносимыми.

Смирение заключается в пересмотре всей своей жизни. Чтобы понять, что без Бога ниче­го хорошего в нас нет и никогда не было, а если что-то есть, то это Божия милость к нам, греш­ным.

И вот от такого смиренного сознания от­ступают всякие искушения, потому что нельзя человека унизить более, чем он может сделать это сам. Смиренным уже, собственно, и некуда опускаться. Вот почему есть удивительные повести, где демоны говорят святым: «Ты по­стишься строго и вкушаешь пищу два раза в не­делю, а я вообще ничего не ем. Ты спишь один час в день, а я вообще не сплю. Но вот одного у меня нет — у меня нет смирения».

Или другой рассказ: когда бесноватый ударил по щеке святого старца, тот подставил другую щеку, и бесноватый исцелился. Бес вышел, потому что дух смирения попалил все его естество. Вот к этому качеству, к христопод-ражательному образу жизни нужно стремиться.
ОГОНЬ,




Горящий день и ночь

Безымянные подвижники

О борьбе с блудной страстью

Самоотверженная жизнь древних подвижников, чьи подвиги не вмещает наше сознание, привлекла к ним сугубую благодать Божию, которая сде­лала их причастниками Божественного света. Природа этого света такова, что он не гаснет даже через века и тысяче­летия и способен просветить разум, со­греть душу, успокоить сердце нам, совре­менным христианам, живущим в совершенно иных условиях и особом вре­мени.

Протоиерей Андрей Овчинников

 

 

После долгого времени прошла брань…

Один брат возмущайся помыслом блуда: брань была, как огонь, горящий день и ночь в его сердце. Он терпел и не уступал своему помыслу. И после дол­гого времени прошла брань, никак не могши преодолеть его, по причине тер­пения, и тотчас в сердце его водвори­лось спокойствие.

Иногда человек думает: «Как тяжело мое со­стояние, никто так не страдал, не мучился, как я!» Но вот сказано: день и ночь в сердце этого монаха горел огонь плотской страсти. А что это такое, большинству даже трудно представить, — насколько эта сила выматывает человека, как невыносимо с ней жить.

Однако какова награда за терпение: «после долгого времени прошла брань… и тотчас в серд­це его водворилось спокойствие»! Терпение, на­ряду со смирением, — это тот раствор, который скрепляет вообще все добродетели. Но без терпе­ния, наверное, ни в чем нельзя преуспеть. Если человек нетерпелив, как он может преуспеть

57

……………….Протоиерей Андрей Овчинников…………….

в молитве? Нужно молиться каждый день и ут­ром и вечером. Вообще нужно молиться посто­янно. Приходим в храм на службу, — здесь тре­буется сугубое внимание. Церковь предлагает такие духовные упражнения, потому что хочет научить нас терпению. Например, человек вы­нужден терпеть боль в спине, когда надо стоять до конца службы. Но удивительно, что, терпя самих себя, свою немощь, мы замечаем, что тер­пение распространяется дальше на всю духов­ную жизнь. И со временем мы начинаем учить­ся терпеть уже не внешние неудобства, а собственное несовершенство. Терпя же себя, мы приходим к осознанию необходимости терпеть своих близ­ких, а это важнейшее качество для духовного человека.

Почему так много проблем в семейной жиз­ни — ссоры, скандалы, разводы? Потому что нет элементарного терпения. Потому что это труд­но — для терпения требуется совершенно иная, христианская жизнь. Христианское терпение — это не просто какая-то внешняя форма вежли­вости или культуры. Да, вроде бы и без Бога люди могут быть терпеливыми, но это все до поры до времени.

Человек, например, терпелив на работе, по­тому что его сдерживают страх, стыд, а пришел домой — и распоясался, учинил скандал. Но ведь терпение — это добродетель, которая должна пронизывать всю жизнь христианина, а не от­дельные ее составляющие. Тебя обижают, не понимают, не ценят, не благодарят, а ты тер­пишь, потому что это Христова заповедь.

58
……………..«Основной инстинкт» или блудная страсть…………

Повторю, что эти, как будто внешние, зада­ния, которые мы получаем от Бога, приносят пользу внутренней жизни. Надо еще дождаться момента, когда наша молитва дойдет до Бога, когда Господь пошлет силу, чтобы этой силой обуздать и победить гнев, и блуд, и чревоугодие. И вот здесь требуется терпение, которое нужно испрашивать в молитве.


Дата: 2018-12-28, просмотров: 27.