Был один подвижник в скиту. Браг приводил ему на память одну женщину, весьма красивую собой, и сильно возмущал его. По усмотрению Божию пришел в скит другой брат из Египта; он между разговором сказал, что умерла жена такого-то. А это была та самая женщина, которою возмущался брат. Услышав об этом, брат взял ночью свой хитон и пошел в Египет. Открыл гроб умершей, отер хитоном гниющий труп ее и возвратился с ним в свою келью. Положил этот смрад возле себя и, сражаясь с помыслом, говорил: «Вот предмет, к которому ты имеешь похоть, – он пред тобою, насыщайся!» Таким образом он мучил себя сим смрадом, доколе не кончилась его борьба.
Среди наставлений Святых Отцов есть одно, достаточно известное: если тебя борет влечение к красивому лицу, искушает внешняя привлекательность, представь, что станет с этой красотой, когда тело положат в гроб. Святые старцы вообще советовали чаще вспоминать о бренности земного существования и не отвращаться вида смерти и тления.
Монах же, о котором повествует Древний патерик, совершает нечто совсем уж невероятное. Женщина, бывшая причиной его искушений, умерла. На этом его тяжелейшая борьба, казалось бы, могла закончиться. Но вот яркий пример того, как древние христианские подвиж-
82
ники, намереваясь искоренить страсть, шли до конца и были к себе беспощадны.
Мужественный поступок этого брата показывает нам, что Святые Отцы жили совершенно иными реалиями, о которых мы сегодня имеем очень слабое представление. Например, они твердо знали, что бесы ни на мгновение не прекращают борьбы. Мы забываем о них, погружаемся в свои дела, проблемы — так же, как мы постоянно забываем о Боге, источнике нашего вечного счастья. А вот демоны никогда, ни на секунду не забывают о том, что по земле ходят люди, которым Господь открыл Рай, открыл Царство Небесное, куда уже попали миллионы кающихся грешников.
И пока мы не испустим последнего вздоха, пока наши глаза не сомкнутся во гробе, демоны от нас не отступят. Мало того, святые, являясь своим ученикам, говорили, что даже когда душа успешно проходит мытарства, они и тогда пытаются эту душу чем-то зацепить. Главным образом, конечно, тщеславием и самонадеянностью. Демоны внушают: «Ты жил так свято, что проходишь мытарства как молния».
Но даже святые — только входя в Царство Небесное! — говорили: «Вот теперь я спасся, по благодати Господа Иисуса Христа». По благодати, по Его великой милости. Их ревность в борьбе со страстями должна служить нам примером: безжалостной по отношению к себе была их борьба. Это не вымысел, не легенда, это быль — то, чему можно верить. Древний патерик — это часть Церковного Предания, сюда
83
………………….Протоиерей Андрей Овчинников………………….
включены повести, сохранившие высоту духовной жизни, в которой пребывали египетские подвижники.
…………«Основной инстинкт» или блудная страсть………
и он сказал юноше: «Если бы ты пробыл сорок дней и вполне сохранил бы заповедь мою, то увидел бы большее видение».
Отвращение ко греху —
Признак покаяния
Некто пришел в скит принять монашеский образ, взяв с собою сына, который только что был отнят от молока. Когда сей достиг юношеского возраста, демоны начали соблазнять его на блуд. Он говорит отцу своему: «Пойду я в мир, ибо не могу выдержать борьбы». Отец удерживал его и уговаривал. Но юноша опять говорит ему: «Не могу более, отче, позволь мне выйти отселе». Отец говорит ему: «Послушай меня еще раз, сын мой: возьми сорок долей хлеба и молодых ветвей для плетения на сорок дней – и воля Господня совершится на тебе». Он послушался отца своего, встал и пошел в показанную пустыню, пробыл там двадцать дней в трудах, плел корзины, питаясь сухим хлебом. И вот видит нечистую силу, подходящую к нему: пред ним предстала эфиопянка, до того смрадная, что невозможно было терпеть смрада ее. Он стал гнать ее. И демон говорит ему: «Я обыкновенно являюсь приятною в сердцах человеческих; но, за послушание и труд твой. Бог не попустил меня прельстить тебя и открыл тебе смрад мой». Он, встав и благодарив Бога, пошел к отцу своему и говорит ему: «Теперь я не хочу уже уходить отсюда, отче, – я видел нечистую силу и смрад ее…» Отцу и самому было открыто,
84
Человек с младенчества пребывает в скиту среди святых старцев. Ни телевизора, ни газет, ни Интернета — только кельи да дикая пустыня вокруг, атмосфера благочестия, молитвы… И вдруг в юношеском возрасте приходит искушение такой силы, что он решается оставить монашеские подвиги и пойти в мир.
Епископ Игнатий (Брянчанинов) говорил, что настоящее монашество возможно только для юного, потому что у того сохраняется чистота жизни. Он говорил, что лучшие монахи — это девственники, которые сберегли себя и эту чистоту принесли Богу. Если поступает в монастырь человек, который согрешал в миру тяжкими грехами, то такой испытывает множество искушений. Его путь намного сложнее, чем того, кто с малых лет посвятил себя подвигу спасения души.
А этого юношу в обитель принесли младенцем. И все равно — какое сильное искушение он испытал! Демон добился того, что взрастил в нем мысль оставить скит и пойти в мир. Но, по милости Божией, рядом с ним был его отец. И то, как отец поступил в этой ситуации, является примером мудрой духовной педагогики: не наказал, не запер в келье, не отрекся от сына, но — хотел спасти его душу.
С таким настроением, с таким духом и мы должны исправлять недостатки ближних. Но
85
………………….Протоиерей Андрей Овчинников………………
многие ли обладают этой тактичностью? Апостол Павел про тех, кто любит доказывать, нажимать, читать нотации, провоцируя споры и разногласия, говорит: вы плотские (см.: 1 Кор. 3; 1—4). Что значит «плотские»? Значит, духовная жизнь в таких людях еще даже не затеплилась. О них сказано также, что живущие по плоти Богу угодить не могут (Рим. 8; 8), плоть желает противного духу, а дух — противного плоти (Гал. 5; 17).
Вот поэтому у нас всякие неприятности во взаимоотношениях и возникают. Человек с досадой говорит о своем ближнем: «Я пытался объяснить — учил, наставлял, доказывал, а он как жил, так и живет. В чем причина?» А причина в том, что изменить жизнь человека можно только той благодатью, которая есть в твоем сердце. Эта благодать сделает сильным, убедительным твое слово. Ведь наши слова безблагодатны. Они, в лучшем случае, влияют на разум ближних, но чаще всего это бывает малоэффективно.
Почему? Потому что сердце не согревается словами, которые, как пулеметная очередь, летят на наших домочадцев. А святые говорили мало, иногда ничего не говорили, просто гладили по голове, сухарик давали… а человек полностью перерождался после такого общения.
Есть прекрасные примеры из жизни оптин-ских старцев, Серафима Саровского. Безбожники, развратники после 10-15-минутного пребывания рядом с ними становились совсем другими людьми. Происходило соприкосновение с благодатью, носителем которой являлся старец. И благодать меняла человека. Нам, ко-
86
……………….«Основной инстинкт» или блудная страсть………….
нечно, до святых далеко, однако ревность не по рассуждению и пыл нравоучительства многим из нас следовало бы умерить.
Вот и в древнем поучении отец пытался лаской и мудростью исправить сына, дал ему время проверить свое желание. Но в это время, может быть, весь монастырь молился за юношу—и чудо совершилось.
В этом рассказе есть еще одна характерная деталь — признание демона, явившегося юноше в невыносимо смрадном обличьи: «За послушание и труд Бог не попустил мне прельстить тебя и открыл тебе смрад мой».
Действительно, бесы редко являются в своем отвратительном виде. Чаще они действуют на нашу похоть, услаждая ее, представляя всякий нечистый помысел в приятной оболочке. Только когда душа, покинув тело, доходит до мытарства блуда, ей открываются подлинные образы блудных бесов, которые в земной жизни толкали ее на грех. Как она ужасается! Только в этот момент душа всецело понимает силу бесовского обмана. Святые же трудами и подвигами уже при жизни достигали того, что за внешней привлекательностью греха видели мерзость, чувствовали зловоние. Только опыт христианской духовной жизни позволяет увидеть вещи в истинном свете. Для того чтобы это произошло, необходимо учиться познавать себя и свои страсти.
Самое благодатное время, когда человек может заняться процессом самопознания, разобраться в себе, — Великий пост. Кто я на самом деле: ни одной добродетели достичь не
87
………………Протоиерей Андрей Овчинников……………
могу; Евангелие для меня просто книга, а не закон жизни; вечность для меня — нечто отдаленное и почти не существующее; в Суд Божий я верю только формально, а не привожу себя на него каждый вечер перед сном; ложусь я в мягкую постель, а не в гроб. Вот что такое самопознание. Святые Отцы нас призывают к этому, и каждый праздник, каждое евангельское чтение — это урок, это призыв, который мы должны услышать.
Значит, чтобы подтянуться к этой высоте, нам надо что-то в себе поменять. Ради этого и посты, и поклоны, и молитвы, и Причастие… — путь от внешнего к внутреннему. И тогда, возможно, и нам искушение явится в своем истинном неприглядном виде. Кстати, признаком покаяния является отвращение от греха. К сожалению, большинство из нас каются в грехах, к Которым возвращаются, и снова грешат с удовольствием. Особенно это касается грехов плоти.
Блуд, чревоугодие, многоспание, приобретение без нужды… Кто может сказать, что, покаявшись в этом, он уже на следующий день с отвращением смотрит на свои наряды, на свой холодильник, на красивых женщин и так далее? Почему же нет отвращения? А потому что нет послушания и труда. Имеется в виду труд над собой, труд постоянный, безжалостный. Весь опыт Церкви говорит об этом. А послушание — духовному отцу. Если тебе сказали, что нужно сделать, то постарайся это выполнить. Сама исповедь, сама беседа духовная должны восприниматься как величайшее благо. Нужно ценить
88
…………«Основной инстинкт» или блудная страсть…………
минуты общения с духовником. Потому что по нашей вере открывается воля Божия. К сожалению, сейчас почти утрачена традиция духовного руководства и духовного общения. А за это Господь дает такую милость, такую благодать, что, как мы видим, сами бесы вынуждены открывать свой лик, снимать с себя «шкуру ов-чую», за которой скрывается волчья пасть.
Повторю, что искушения, которые касаются нашей плоти, наиболее опасны, потому что диавол борется с человеком с его же помощью. Апостол в Послании к Ефесянам, которое читается на Венчании, говорит, что никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее (см.: Еф. 5; 29). Действительно, как же можно — самого себя истязать, самого себя отвергать? Вставать рано, есть мало, трудиться много, свое тело все время держать в узде. Многие скажут: это же только с помощью благодати Божией можно совершать!
Верно, но первые шаги можно делать и самостоятельно, как бы привлекая благодать Бо-жию собственным старанием. Процесс взаимосвязанный: да, без благодати ты ничего сделать не в состоянии, но постоянным самопринуждением можешь засвидетельствовать, что эта благодать тебе дорога и желанна. И тогда чудеса будут совершаться и в нашей жизни.
А заканчивается эта история еще более интересным наставлением. Сын, по милости Божией, уже никуда не хотел идти. Еще до положенного срока он вернулся в монастырь и услышал от отца: «Если бы ты пробыл сорок
89
………………Протоиерей Андрей Овчинников…………….
дней и вполне сохранил бы заповедь мою, то увидел бы большее видение». То есть если бы он послушался, исполнил до конца положенный срок молитвы и труда, то Господь явил бы еще большее чудо.
Вот почему так важно — не сходить со своего креста. Воля Божия открывается в терпении.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 255.