Бесы ни на мгновение не прекращают борьбы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Был один подвижник в скиту. Браг приводил ему на память одну женщину, весьма красивую собой, и сильно возму­щал его. По усмотрению Божию пришел в скит другой брат из Египта; он между разговором сказал, что умерла жена та­кого-то. А это была та самая женщина, которою возмущался брат. Услышав об этом, брат взял ночью свой хитон и по­шел в Египет. Открыл гроб умершей, отер хитоном гниющий труп ее и возвратился с ним в свою келью. Положил этот смрад возле себя и, сражаясь с помыслом, гово­рил: «Вот предмет, к которому ты имеешь похоть, – он пред тобою, насыщайся!» Таким образом он мучил себя сим смра­дом, доколе не кончилась его борьба.

Среди наставлений Святых Отцов есть одно, достаточно известное: если тебя борет влечение к красивому лицу, искушает внешняя привле­кательность, представь, что станет с этой кра­сотой, когда тело положат в гроб. Святые стар­цы вообще советовали чаще вспоминать о бренности земного существования и не отвра­щаться вида смерти и тления.

Монах же, о котором повествует Древний патерик, совершает нечто совсем уж невероят­ное. Женщина, бывшая причиной его искуше­ний, умерла. На этом его тяжелейшая борьба, казалось бы, могла закончиться. Но вот яркий пример того, как древние христианские подвиж-

82
ники, намереваясь искоренить страсть, шли до конца и были к себе беспощадны.

Мужественный поступок этого брата пока­зывает нам, что Святые Отцы жили совершен­но иными реалиями, о которых мы сегодня име­ем очень слабое представление. Например, они твердо знали, что бесы ни на мгновение не пре­кращают борьбы. Мы забываем о них, погружа­емся в свои дела, проблемы — так же, как мы постоянно забываем о Боге, источнике нашего вечного счастья. А вот демоны никогда, ни на секунду не забывают о том, что по земле ходят люди, которым Господь открыл Рай, открыл Царство Небесное, куда уже попали миллионы кающихся грешников.

И пока мы не испустим последнего вздоха, пока наши глаза не сомкнутся во гробе, демоны от нас не отступят. Мало того, святые, являясь своим ученикам, говорили, что даже когда душа успешно проходит мытарства, они и тогда пы­таются эту душу чем-то зацепить. Главным об­разом, конечно, тщеславием и самонадеяннос­тью. Демоны внушают: «Ты жил так свято, что проходишь мытарства как молния».

Но даже святые — только входя в Царство Небесное! — говорили: «Вот теперь я спасся, по благодати Господа Иисуса Христа». По благо­дати, по Его великой милости. Их ревность в борьбе со страстями должна служить нам при­мером: безжалостной по отношению к себе была их борьба. Это не вымысел, не легенда, это быль — то, чему можно верить. Древний пате­рик — это часть Церковного Предания, сюда

83

………………….Протоиерей Андрей Овчинников………………….

включены повести, сохранившие высоту духов­ной жизни, в которой пребывали египетские подвижники.
…………«Основной инстинкт» или блудная страсть………

и он сказал юноше: «Если бы ты пробыл сорок дней и вполне сохранил бы запо­ведь мою, то увидел бы большее видение».

 



Отвращение ко греху —

Признак покаяния

Некто пришел в скит принять мона­шеский образ, взяв с собою сына, кото­рый только что был отнят от молока. Ког­да сей достиг юношеского возраста, демоны начали соблазнять его на блуд. Он говорит отцу своему: «Пойду я в мир, ибо не могу выдержать борьбы». Отец удерживал его и уговаривал. Но юноша опять говорит ему: «Не могу более, отче, позволь мне выйти отселе». Отец говорит ему: «Послушай меня еще раз, сын мой: возьми сорок долей хлеба и молодых вет­вей для плетения на сорок дней – и воля Господня совершится на тебе». Он послу­шался отца своего, встал и пошел в пока­занную пустыню, пробыл там двадцать дней в трудах, плел корзины, питаясь су­хим хлебом. И вот видит нечистую силу, подходящую к нему: пред ним предстала эфиопянка, до того смрадная, что невоз­можно было терпеть смрада ее. Он стал гнать ее. И демон говорит ему: «Я обыкно­венно являюсь приятною в сердцах чело­веческих; но, за послушание и труд твой. Бог не попустил меня прельстить тебя и открыл тебе смрад мой». Он, встав и бла­годарив Бога, пошел к отцу своему и го­ворит ему: «Теперь я не хочу уже уходить отсюда, отче, – я видел нечистую силу и смрад ее…» Отцу и самому было открыто,

84
Человек с младенчества пребывает в скиту среди святых старцев. Ни телевизора, ни газет, ни Интернета — только кельи да дикая пустыня вокруг, атмосфера благочестия, молитвы… И вдруг в юношеском возрасте приходит искуше­ние такой силы, что он решается оставить мо­нашеские подвиги и пойти в мир.

Епископ Игнатий (Брянчанинов) говорил, что настоящее монашество возможно только для юного, потому что у того сохраняется чис­тота жизни. Он говорил, что лучшие монахи — это девственники, которые сберегли себя и эту чистоту принесли Богу. Если поступает в мона­стырь человек, который согрешал в миру тяж­кими грехами, то такой испытывает множество искушений. Его путь намного сложнее, чем того, кто с малых лет посвятил себя подвигу спа­сения души.

А этого юношу в обитель принесли младен­цем. И все равно — какое сильное искушение он испытал! Демон добился того, что взрастил в нем мысль оставить скит и пойти в мир. Но, по милости Божией, рядом с ним был его отец. И то, как отец поступил в этой ситуации, являет­ся примером мудрой духовной педагогики: не наказал, не запер в келье, не отрекся от сына, но — хотел спасти его душу.

С таким настроением, с таким духом и мы должны исправлять недостатки ближних. Но

85

………………….Протоиерей Андрей Овчинников………………

многие ли обладают этой тактичностью? Апостол Павел про тех, кто любит доказывать, нажимать, читать нотации, провоцируя споры и разногласия, говорит: вы плотские (см.: 1 Кор. 3; 1—4). Что зна­чит «плотские»? Значит, духовная жизнь в таких людях еще даже не затеплилась. О них сказано так­же, что живущие по плоти Богу угодить не могут (Рим. 8; 8), плоть желает противного духу, а дух — противного плоти (Гал. 5; 17).

Вот поэтому у нас всякие неприятности во взаимоотношениях и возникают. Человек с до­садой говорит о своем ближнем: «Я пытался объяснить — учил, наставлял, доказывал, а он как жил, так и живет. В чем причина?» А причи­на в том, что изменить жизнь человека можно толь­ко той благодатью, которая есть в твоем сердце. Эта благодать сделает сильным, убедительным твое слово. Ведь наши слова безблагодатны. Они, в лучшем случае, влияют на разум ближних, но чаще всего это бывает малоэффективно.

Почему? Потому что сердце не согревается словами, которые, как пулеметная очередь, ле­тят на наших домочадцев. А святые говорили мало, иногда ничего не говорили, просто глади­ли по голове, сухарик давали… а человек пол­ностью перерождался после такого общения.

Есть прекрасные примеры из жизни оптин-ских старцев, Серафима Саровского. Безбожни­ки, развратники после 10-15-минутного пре­бывания рядом с ними становились совсем другими людьми. Происходило соприкоснове­ние с благодатью, носителем которой являлся старец. И благодать меняла человека. Нам, ко-

86
……………….«Основной инстинкт» или блудная страсть………….

нечно, до святых далеко, однако ревность не по рассуждению и пыл нравоучительства многим из нас следовало бы умерить.

Вот и в древнем поучении отец пытался лас­кой и мудростью исправить сына, дал ему вре­мя проверить свое желание. Но в это время, может быть, весь монастырь молился за юно­шу—и чудо совершилось.

В этом рассказе есть еще одна характерная деталь — признание демона, явившегося юно­ше в невыносимо смрадном обличьи: «За послу­шание и труд Бог не попустил мне прельстить тебя и открыл тебе смрад мой».

Действительно, бесы редко являются в сво­ем отвратительном виде. Чаще они действуют на нашу похоть, услаждая ее, представляя всякий нечистый помысел в приятной оболочке. Толь­ко когда душа, покинув тело, доходит до мытар­ства блуда, ей открываются подлинные образы блудных бесов, которые в земной жизни толка­ли ее на грех. Как она ужасается! Только в этот момент душа всецело понимает силу бесовско­го обмана. Святые же трудами и подвигами уже при жизни достигали того, что за внешней при­влекательностью греха видели мерзость, чувст­вовали зловоние. Только опыт христианской духовной жизни позволяет увидеть вещи в истин­ном свете. Для того чтобы это произошло, необ­ходимо учиться познавать себя и свои страсти.

Самое благодатное время, когда человек может заняться процессом самопознания, ра­зобраться в себе, — Великий пост. Кто я на са­мом деле: ни одной добродетели достичь не

87

………………Протоиерей Андрей Овчинников……………

могу; Евангелие для меня просто книга, а не за­кон жизни; вечность для меня — нечто отдален­ное и почти не существующее; в Суд Божий я верю только формально, а не привожу себя на него каждый вечер перед сном; ложусь я в мяг­кую постель, а не в гроб. Вот что такое самопоз­нание. Святые Отцы нас призывают к этому, и каждый праздник, каждое евангельское чте­ние — это урок, это призыв, который мы долж­ны услышать.

Значит, чтобы подтянуться к этой высоте, нам надо что-то в себе поменять. Ради этого и посты, и поклоны, и молитвы, и Причастие… — путь от внешнего к внутреннему. И тогда, воз­можно, и нам искушение явится в своем истин­ном неприглядном виде. Кстати, признаком покаяния является отвращение от греха. К сожале­нию, большинство из нас каются в грехах, к Кото­рым возвращаются, и снова грешат с удоволь­ствием. Особенно это касается грехов плоти.

Блуд, чревоугодие, многоспание, приобре­тение без нужды… Кто может сказать, что, по­каявшись в этом, он уже на следующий день с отвращением смотрит на свои наряды, на свой холодильник, на красивых женщин и так далее? Почему же нет отвращения? А потому что нет послушания и труда. Имеется в виду труд над со­бой, труд постоянный, безжалостный. Весь опыт Церкви говорит об этом. А послушание — духовному отцу. Если тебе сказали, что нужно сделать, то постарайся это выполнить. Сама ис­поведь, сама беседа духовная должны воспри­ниматься как величайшее благо. Нужно ценить

88
…………«Основной инстинкт» или блудная страсть…………

минуты общения с духовником. Потому что по нашей вере открывается воля Божия. К сожале­нию, сейчас почти утрачена традиция духовно­го руководства и духовного общения. А за это Господь дает такую милость, такую благодать, что, как мы видим, сами бесы вынуждены от­крывать свой лик, снимать с себя «шкуру ов-чую», за которой скрывается волчья пасть.

Повторю, что искушения, которые касают­ся нашей плоти, наиболее опасны, потому что диавол борется с человеком с его же помощью. Апос­тол в Послании к Ефесянам, которое читается на Венчании, говорит, что никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и гре­ет ее (см.: Еф. 5; 29). Действительно, как же можно — самого себя истязать, самого себя от­вергать? Вставать рано, есть мало, трудиться много, свое тело все время держать в узде. Мно­гие скажут: это же только с помощью благода­ти Божией можно совершать!

Верно, но первые шаги можно делать и са­мостоятельно, как бы привлекая благодать Бо-жию собственным старанием. Процесс взаимо­связанный: да, без благодати ты ничего сделать не в состоянии, но постоянным самопринужде­нием можешь засвидетельствовать, что эта бла­годать тебе дорога и желанна. И тогда чудеса будут совершаться и в нашей жизни.

А заканчивается эта история еще более ин­тересным наставлением. Сын, по милости Бо­жией, уже никуда не хотел идти. Еще до поло­женного срока он вернулся в монастырь и услышал от отца: «Если бы ты пробыл сорок

89

………………Протоиерей Андрей Овчинников…………….

дней и вполне сохранил бы заповедь мою, то увидел бы большее видение». То есть если бы он послушался, исполнил до конца положенный срок молитвы и труда, то Господь явил бы еще большее чудо.

Вот почему так важно — не сходить со свое­го креста. Воля Божия открывается в терпении.




Дата: 2018-12-28, просмотров: 216.