Покаяние может и соблазн обратить на пользу
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Брат спросил одного старца: «Если слу­чится человеку по действию диавола впасть в искушение, бывает ли польза для соблазняющихся чрез него?» На это ста­рец рассказал ему следующее. В киновии Египетской был один именитый диакон. Некоторый должностной гражданин, го­нимый архонтом, пришел в киновию со всем своим домом. Диакон, по действию диавола, пал с женою его и положил срам на всех. Пошел он к одному любимому им старцу и рассказал ему дело. У старца внут­ри его кельи было одно темное, потаен­ное место. Диакон начал упрашивать его, говоря: «Погреби меня здесь живого и никому не открывай сего». Он вошел в этот мрак и принес истинное покаяние. Через несколько времени остановилась в реке вода. При совершении общей молит­вы было открыто одному из святых: если не выйдет и не помолится диакон, скры­тый таким-то старцем, то не потечет вода. Слышавшие подивились и, пошедши, вы­вели диакона из места, где он был. Он по­молился, и вода потекла. И соблазнивши­еся прежде получили гораздо большую пользу от его покаяния и прославили Бога.

95

…………………Протоиерей Андрей Овчинников………………

Постыдное падение произошло с «именитым диаконом». Дьявол нашел какие-то ходы в душе этого человека. Хорошо сказано при этом: он «по­ложил срам на всех». В теперешней жизни такое — редкость. Утрачивается понятие стыда. Всеми силами людей заставляют забыть, что чистота от­ношений, чистота семейной жизни — это норма…

Опомнившись от дьявольского помрачения, диакон решает пострадать, чтобы принести ис­тинное покаяние. Здесь нам снова показано, как беспощадны к себе были подвижники первых веков христианства. Ведь он, по сути, уходит в могилу заживо, притом — и это важно — требу­ет, чтобы старец сохранил тайну его покаяния.

Дальше интересно развиваются события. Остановилась вода в реке. А для Египта нет воды — нет жизни. Это и иносказательно мож­но понять: само Священное Писание связано с живой водой; беседа Христа с Самарянкой (см.: Ин. 4; 5—29) впервые представляет нам новое учение о благодати Божией как воде, те­кущей в жизнь вечную.

Братия начали молиться. Общая молитва в Египте V века должна была иметь очень боль­шую силу. Это было целое монашеское государ­ство. Вся пустыня — огромный монастырь, че­рез километр от любого селения начинались монашеские кельи. Немало было и чудотворцев среди отшельников. Но чудо свершилось толь­ко от молитвы диакона. Таким образом Господь показал силу молитвы кающегося грешника и пользу ее для каждого, кто готов соблазниться осуждением.

96
……………«Основной инстинкт» или блудная страсть……………

Отношение ко греху должно быть двояким. До совершения греха мы должны воспринимать его как ядовитую змею, которая может нас умертвить: бояться его, трепетать перед ним — только с та­ким настроем мы можем уберечься от падения. В этот момент даже думать не надо о возможном в будущем покаянии — это демонская хитрость: со­греши, а потом кайся. Ачто происходит после гре­хопадения? Демоны торжествуют: ну, теперь кай­ся, родимый. А на душе-то: в петлю лезть, а не на покаяние идти, потому что теряется все, чем че­ловек жил. Постичь умом трагедию потери благо­дати — невозможно.

Как бывает в жизни: пока живем с родите­лями, с мужем, с сестрой, зачастую их не заме­чаем. А умирает родной человек—и понимаешь, чтó именно ты потерял. Так же и в духовной жизни. Истину — как плохо жить без благода­ти — нельзя познать в теории.

Все древние назидания показывают нам, что
Господь не хочет нашей погибели, что в данном
случае, выведя этого диакона из его доброволь­-
ной могилы на молитву, Он показал пример для
грешников — путь покаяния.






Подвиг любви

Два брата пошли на торг продать до­машние вещи. Когда они разошлись друг с другом, то один из них впал в блуд. Пришедши, другой брат сказал ему: «Пой­дем в келью нашу, брат!» «Не пойду», -отвечал он. «Почему же?» – спрашивал брат. «Потому, – отвечал он, – что когда

97

……………..Протоиерей Андрей Овчинников……………..

ты отошел от меня, я впал в грех». Же­лая приобрести его (см.: Мф. 18; 15), брат стал говорить ему: «И со мною то же слу­чилось, как я отошел от тебя; но пойдем, покаемся прилежно – и Бог простит нам». И пошедши, рассказали они старцам о случившемся с ними. Старцы дали им за­поведь – покаяться. И один из них каял­ся за другого, как будто и сам он согре­шил. Бог, видя таковой подвиг любви его, за великую любовь не согрешившего брата простил согрешившему. Бот это поистине значит: положить душу за бра­та своего! (см.: Ин. 15; 13).

Это повествование показывает нам не толь­ко хитрость демонов, пользующихся любой воз­можностью, чтобы вовлечь человека в грех, но еще и ту необыкновенную любовь, которая была у христиан Древней Церкви.

Для инока всегда выход в город, в мир ста­новился испытанием и порой заканчивался па­дением. В монашеских уставах даже XIX века отмечалось, что выход за стены обители разре­шается только парами или втроем, одному мо­наху выходить в мир не благословлялось.

Вот этот брат и сказал другому: «Тебя не было, я впал в грех». А дальше самое трогательное, са­мое назидательное. Сказано: «желая приобрести его…» Вот это и есть подлинное христианство — не бросил, не махнул на него рукой: «А, грешник, толку от тебя мало, живи здесь, а я пойду спасать­ся обратно в монастырь…» Желая приобрести (по-русски — спасти) его, брат пошел на обман. Священника часто спрашивают: можно ли иног-

98
…………«Основной инстинкт» или блудная страсть…………..

да говорить неправду? Перед нами пример того, как неправда спасла ближнего.

Не согрешивший сказал: «И я согрешил, как ты». С какой целью? Чтобы поддержать того, кто был уже на грани отчаяния. Вот какие качества нам надо в себе взращивать. Грош цена нашим постам и молитвам, если мы не чувствуем, ког­да требуется наша помощь — и словом, и сове­том, и присутствием.

Второй шаг еще более трогательный: не со­грешивший каялся вместе с грешником, как будто и сам был виноват.

Вот до чего простиралась христианская лю­бовь древних иноков: чистый, невинный кает­ся также, как блудник, и чудо совершается. Бог за его подвиг любви — именно подвиг! — про­щает согрешившему.

То есть тяжкий грех блуда Господь простил ради жертвенной любви. Спасти душу ближне­го, или, как сказано в Евангелии от Иоанна: положить душу свою за друзей своих (Ин. 15: 13), — это вершина христианской любви. Нет больше той любви, как положить душу за бра­тьев своих. И не только на войне, в сражении, но и в повседневной жизни.

Вот каким духом жила Древняя Церковь, вот что волновало христиан V века. Дай Бог нам хотя бы отчасти приобрести подобное настроение.


Дата: 2018-12-28, просмотров: 234.