Брат спросил одного старца: «Если случится человеку по действию диавола впасть в искушение, бывает ли польза для соблазняющихся чрез него?» На это старец рассказал ему следующее. В киновии Египетской был один именитый диакон. Некоторый должностной гражданин, гонимый архонтом, пришел в киновию со всем своим домом. Диакон, по действию диавола, пал с женою его и положил срам на всех. Пошел он к одному любимому им старцу и рассказал ему дело. У старца внутри его кельи было одно темное, потаенное место. Диакон начал упрашивать его, говоря: «Погреби меня здесь живого и никому не открывай сего». Он вошел в этот мрак и принес истинное покаяние. Через несколько времени остановилась в реке вода. При совершении общей молитвы было открыто одному из святых: если не выйдет и не помолится диакон, скрытый таким-то старцем, то не потечет вода. Слышавшие подивились и, пошедши, вывели диакона из места, где он был. Он помолился, и вода потекла. И соблазнившиеся прежде получили гораздо большую пользу от его покаяния и прославили Бога.
95
…………………Протоиерей Андрей Овчинников………………
Постыдное падение произошло с «именитым диаконом». Дьявол нашел какие-то ходы в душе этого человека. Хорошо сказано при этом: он «положил срам на всех». В теперешней жизни такое — редкость. Утрачивается понятие стыда. Всеми силами людей заставляют забыть, что чистота отношений, чистота семейной жизни — это норма…
Опомнившись от дьявольского помрачения, диакон решает пострадать, чтобы принести истинное покаяние. Здесь нам снова показано, как беспощадны к себе были подвижники первых веков христианства. Ведь он, по сути, уходит в могилу заживо, притом — и это важно — требует, чтобы старец сохранил тайну его покаяния.
Дальше интересно развиваются события. Остановилась вода в реке. А для Египта нет воды — нет жизни. Это и иносказательно можно понять: само Священное Писание связано с живой водой; беседа Христа с Самарянкой (см.: Ин. 4; 5—29) впервые представляет нам новое учение о благодати Божией как воде, текущей в жизнь вечную.
Братия начали молиться. Общая молитва в Египте V века должна была иметь очень большую силу. Это было целое монашеское государство. Вся пустыня — огромный монастырь, через километр от любого селения начинались монашеские кельи. Немало было и чудотворцев среди отшельников. Но чудо свершилось только от молитвы диакона. Таким образом Господь показал силу молитвы кающегося грешника и пользу ее для каждого, кто готов соблазниться осуждением.
96
……………«Основной инстинкт» или блудная страсть……………
Отношение ко греху должно быть двояким. До совершения греха мы должны воспринимать его как ядовитую змею, которая может нас умертвить: бояться его, трепетать перед ним — только с таким настроем мы можем уберечься от падения. В этот момент даже думать не надо о возможном в будущем покаянии — это демонская хитрость: согреши, а потом кайся. Ачто происходит после грехопадения? Демоны торжествуют: ну, теперь кайся, родимый. А на душе-то: в петлю лезть, а не на покаяние идти, потому что теряется все, чем человек жил. Постичь умом трагедию потери благодати — невозможно.
Как бывает в жизни: пока живем с родителями, с мужем, с сестрой, зачастую их не замечаем. А умирает родной человек—и понимаешь, чтó именно ты потерял. Так же и в духовной жизни. Истину — как плохо жить без благодати — нельзя познать в теории.
Все древние назидания показывают нам, что
Господь не хочет нашей погибели, что в данном
случае, выведя этого диакона из его доброволь-
ной могилы на молитву, Он показал пример для
грешников — путь покаяния.
Подвиг любви
Два брата пошли на торг продать домашние вещи. Когда они разошлись друг с другом, то один из них впал в блуд. Пришедши, другой брат сказал ему: «Пойдем в келью нашу, брат!» «Не пойду», -отвечал он. «Почему же?» – спрашивал брат. «Потому, – отвечал он, – что когда
97
……………..Протоиерей Андрей Овчинников……………..
ты отошел от меня, я впал в грех». Желая приобрести его (см.: Мф. 18; 15), брат стал говорить ему: «И со мною то же случилось, как я отошел от тебя; но пойдем, покаемся прилежно – и Бог простит нам». И пошедши, рассказали они старцам о случившемся с ними. Старцы дали им заповедь – покаяться. И один из них каялся за другого, как будто и сам он согрешил. Бог, видя таковой подвиг любви его, за великую любовь не согрешившего брата простил согрешившему. Бот это поистине значит: положить душу за брата своего! (см.: Ин. 15; 13).
Это повествование показывает нам не только хитрость демонов, пользующихся любой возможностью, чтобы вовлечь человека в грех, но еще и ту необыкновенную любовь, которая была у христиан Древней Церкви.
Для инока всегда выход в город, в мир становился испытанием и порой заканчивался падением. В монашеских уставах даже XIX века отмечалось, что выход за стены обители разрешается только парами или втроем, одному монаху выходить в мир не благословлялось.
Вот этот брат и сказал другому: «Тебя не было, я впал в грех». А дальше самое трогательное, самое назидательное. Сказано: «желая приобрести его…» Вот это и есть подлинное христианство — не бросил, не махнул на него рукой: «А, грешник, толку от тебя мало, живи здесь, а я пойду спасаться обратно в монастырь…» Желая приобрести (по-русски — спасти) его, брат пошел на обман. Священника часто спрашивают: можно ли иног-
98
…………«Основной инстинкт» или блудная страсть…………..
да говорить неправду? Перед нами пример того, как неправда спасла ближнего.
Не согрешивший сказал: «И я согрешил, как ты». С какой целью? Чтобы поддержать того, кто был уже на грани отчаяния. Вот какие качества нам надо в себе взращивать. Грош цена нашим постам и молитвам, если мы не чувствуем, когда требуется наша помощь — и словом, и советом, и присутствием.
Второй шаг еще более трогательный: не согрешивший каялся вместе с грешником, как будто и сам был виноват.
Вот до чего простиралась христианская любовь древних иноков: чистый, невинный кается также, как блудник, и чудо совершается. Бог за его подвиг любви — именно подвиг! — прощает согрешившему.
То есть тяжкий грех блуда Господь простил ради жертвенной любви. Спасти душу ближнего, или, как сказано в Евангелии от Иоанна: положить душу свою за друзей своих (Ин. 15: 13), — это вершина христианской любви. Нет больше той любви, как положить душу за братьев своих. И не только на войне, в сражении, но и в повседневной жизни.
Вот каким духом жила Древняя Церковь, вот что волновало христиан V века. Дай Бог нам хотя бы отчасти приобрести подобное настроение.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 272.