Один старец пребывал в дальней пустыне. Он имел родственницу, которая уже несколько лет желала видеть его. Тщательно разузнав, где находится старец, она пошла по направлению к пустыне, увидала там идущих с верблюдами и вошла с ними в пустыню. Ее влек туда диавол. Подошедши к двери старца, она объявила себя его родственницею и осталась у него. Был тогда другой отшельник, обитавший в нижней части пустыни. Он налил в сосуд воды, и во время трапезы сосуд этот начал вертеться. По внушению Божию он сказал сам в себе: «Пойду в пустыню и объявлю это старцу». И, вставши, он пошел. Когда настал вечер, он лег на пути в капище идолов и ночью слышал разговор демонов: «В эту ночь мы вовлекли монаха-пустынника в любодеяние». Услышав это, он опечалился, пошел к этому старцу, нашел его сокрушенным и сказал ему: «Что мне делать, авва? Наливаю я себе сосуд воды, и во время трапезы он вертится». Старец говорит ему: «Ты пришел спросить меня о том, что вертится
90
……………«Основной инстинкт» или блудная страсть………..
сосуд? А я что буду делать? – я нынешнею ночью впал в любодеяние». «Я узнал об этом», – отвечал тот. «Как ты узнал?» – спросил его старец. «Я, – отвечал брат, – спал в капище идольском и слышал там разговор демонов». Тогда сказал старец: «Пойду я в мир». Но брат убеждал его, говоря: «Нет, отец, оставайся в этом месте, а женщину отошли отсюда – это свидание произошло от диавола». Выслушав его, он остался, усиливая свои подвиги со слезами, доколе не пришел в прежнее состояние.
Много полезных поучений можно извлечь из этого рассказа.
Я бы, прежде всего, обратил внимание на слова: «это свидание произошло от дьявола». И про женщину сказано: ее влек дьявол. Да, для монаха женщина была причиной и орудием искушения. В наше время для поддержания этой страсти имеется еще и целый арсенал технических средств, источников информации. Но можно взглянуть на проблему и шире: опасно, губительно нарушать духовный закон. Нужно быть очень осторожным и не провоцировать ситуации, где ты можешь стать источником соблазна. Если говорить о жизни современных христиан, тем более — людей семейных, то неразборчивость, ставшая ныне правилом, для нас недопустима. Нельзя использовать не только прямой соблазн, но даже двусмысленность отношений для того, чтобы достичь выгоды, преуспеть в полезных связях. Лучше всего сразу
91
…………………Протоиерей Андрей Овчинников………………….
устранить источник соблазна. Сказано у отцов: «Обходи города, где совершен грех». Города обходи стороной, чтобы облик зданий, обстановка не вызвали в тебе снова нечистого желания. А люди продолжают работать в одном кабинете с теми, с кем согрешили. О каком покаянии можно говорить, если эта страсть постоянно подпитывается, так что человек всегда пребывает в греховном настроении?!
Вот, кстати, вопрос: должен ли христианин бояться падших духов, которые всеми силами пытаются это настроение создавать? На самом деле христианину бояться нечего, не мы должны бояться демонов, а они нас. В Таинстве Крещения совершается символическое действие, когда крещаемый, если он взрослый, или крестные, если крестят младенца, поворачиваются на запад, дуют на него и плюют, — это означает, что плюют на царство дьявола. Это истинно так. Христианин вооружен такими духовными средствами, от которых весь демонский мир трепещет: благодатью Причастия, силой Креста Господня и благодатью Церкви.
Но вот на чем демоны нас все-таки подлавливают, так это на нераскаянных грехах. Как бы мы ни уповали на свои молитвы и посты, но если есть на совести нераскаянные грехи, то демоны имеют к душам свободный доступ.
Потому-то старец из нашего рассказа безбоязненно лег спать в самом центре бесовского гнезда — в капище идолов. Он вел праведную жизнь, демонам нечего было в нем найти, чтобы его напугать или прогнать. Поэтому Гос-
92
…………..«Основной инстинкт» или блудная страсть…………
подь попустил ему слышать разговор падших духов.
Дальше обратим внимание на духовную беседу между двумя старцами.
Что происходит после грехопадения? Ведь согрешил не юноша, который, может быть, полгода только в храм походил, потом согрешил, пал духом и решил больше в храм не ходить. Это был старец. Он жил в дальней пустыне, 50 лет подвизался Богу, но за одно греховное мгновение перечеркивает все свои монашеские подвиги: «Я пойду в мир»! Это значит — конец всему.
То есть первое следствие совершённого грехопадения — это потеря благодати. Только благодать Божия могла давать силы подвизаться в пустыне, где жара 50 градусов, нет воды, дикие звери, ядовитые змеи… А он там спасался — и в один миг все потерял, потому что совершил грех, грех особенный.
И второй шаг — отчаяние. Старец хочет пойти в мир, чтобы погрузиться в царство греха и фактически приблизить свою смерть, по духовному закону. Петля, которую дьявол набрасывает на христианина в момент греха, с его повторением затягивается все туже и туже.
Вот почему люди, дошедшие до самого дна безнравственности, как правило, заканчивают жизнь самоубийством. Смысл жизни теряется, дьявол превращает человека в марионетку. И нет никаких сил, чтобы вернуться обратно, потому что нет благодати. Только благодать Господня удерживает нас на пути спасения, и этот залог радости нужно ценить превыше всего.
93
……………….Протоиерей Андрей Овчинников…………..
Так вот, в нашей истории согрешивший старец послушал совет друга и, «усиливая свои подвиги, со слезами подвизался, доколе не пришел в прежнее состояние».
Покаяние — это всемогущая сила Божия, которая позволяет человеку подняться после тяжелейших падений. Только надо добавить одно «но». Многие наивно думают: вот сейчас погуляю, а потом начну каяться. Вспоминают Марию Египетскую: она же спаслась. Но при этом не задумываются, что им по силам будет подражать лишь первой половине жизни преподобной Марии, которая, как известно, с 12 до 29 лет утопала в блуде. А то, что покаяние, какое принесла она, покаяние, которое возводит человека в состояние изначальной чистоты, возможно для одного из миллиона, — этими людьми, увы, не осознается.
Вот как нужно воспринимать данный стих Древнего патерика. Согрешив, как этот старец, сравнявшись с ним в падении, — в покаянии ему смогут подражать лишь избранные. Поэтому страхом, только страхом Божиим нужно удерживаться от подобных соблазнов.
Есть легкомысленная поговорка: «Не согрешишь — не покаешься». Этим словам доверять нельзя. Возможно, иногда незначительные погрешности и могут нас подвигнуть на какие-то покаянные труды. Но падения подобного уровня — это особое изменение духовного состояния. Чаще всего Господь попускает постыдные грехи не случайно, а за какую-то страсть, которая человеком не осознается. Как правило, это гордыня, тщеславие, тонкое осуждение ближних,
94
……………..«Основной инстинкт» или блудная страсть……………
надменность, некое духовное фарисейство. Вот Господь и показывает постыдным падением — есть ли на самом деле у человека хоть малый повод для гордости. Иногда такие потрясения, катастрофы, но лучше сказать — спасительные болезненные действия Господь попускает, чтобы человек пришел в себя и принес покаяние.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 280.