Подражая падению, сможем ли подражать покаянию?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Один старец пребывал в дальней пус­тыне. Он имел родственницу, которая уже несколько лет желала видеть его. Тща­тельно разузнав, где находится старец, она пошла по направлению к пустыне, увидала там идущих с верблюдами и вош­ла с ними в пустыню. Ее влек туда диавол. Подошедши к двери старца, она объя­вила себя его родственницею и осталась у него. Был тогда другой отшельник, оби­тавший в нижней части пустыни. Он на­лил в сосуд воды, и во время трапезы со­суд этот начал вертеться. По внушению Божию он сказал сам в себе: «Пойду в пу­стыню и объявлю это старцу». И, встав­ши, он пошел. Когда настал вечер, он лег на пути в капище идолов и ночью слы­шал разговор демонов: «В эту ночь мы вов­лекли монаха-пустынника в любодеяние». Услышав это, он опечалился, пошел к это­му старцу, нашел его сокрушенным и ска­зал ему: «Что мне делать, авва? Наливаю я себе сосуд воды, и во время трапезы он вертится». Старец говорит ему: «Ты при­шел спросить меня о том, что вертится

90
……………«Основной инстинкт» или блудная страсть………..

сосуд? А я что буду делать? – я нынешнею ночью впал в любодеяние». «Я узнал об этом», – отвечал тот. «Как ты узнал?» – спро­сил его старец. «Я, – отвечал брат, – спал в капище идольском и слышал там разго­вор демонов». Тогда сказал старец: «Пой­ду я в мир». Но брат убеждал его, говоря: «Нет, отец, оставайся в этом месте, а жен­щину отошли отсюда – это свидание про­изошло от диавола». Выслушав его, он остался, усиливая свои подвиги со слеза­ми, доколе не пришел в прежнее состоя­ние.

Много полезных поучений можно извлечь из этого рассказа.

Я бы, прежде всего, обратил внимание на сло­ва: «это свидание произошло от дьявола». И про женщину сказано: ее влек дьявол. Да, для мона­ха женщина была причиной и орудием искуше­ния. В наше время для поддержания этой стра­сти имеется еще и целый арсенал технических средств, источников информации. Но можно взглянуть на проблему и шире: опасно, губи­тельно нарушать духовный закон. Нужно быть очень осторожным и не провоцировать си­туации, где ты можешь стать источником со­блазна. Если говорить о жизни современных христиан, тем более — людей семейных, то не­разборчивость, ставшая ныне правилом, для нас недопустима. Нельзя использовать не только прямой соблазн, но даже двусмысленность от­ношений для того, чтобы достичь выгоды, пре­успеть в полезных связях. Лучше всего сразу

91

…………………Протоиерей Андрей Овчинников………………….

устранить источник соблазна. Сказано у отцов: «Обходи города, где совершен грех». Города обходи стороной, чтобы облик зданий, об­становка не вызвали в тебе снова нечистого же­лания. А люди продолжают работать в одном кабинете с теми, с кем согрешили. О каком по­каянии можно говорить, если эта страсть посто­янно подпитывается, так что человек всегда пре­бывает в греховном настроении?!

Вот, кстати, вопрос: должен ли христианин бояться падших духов, которые всеми силами пытаются это настроение создавать? На самом деле христианину бояться нечего, не мы долж­ны бояться демонов, а они нас. В Таинстве Кре­щения совершается символическое действие, когда крещаемый, если он взрослый, или крес­тные, если крестят младенца, поворачиваются на запад, дуют на него и плюют, — это означает, что плюют на царство дьявола. Это истинно так. Христианин вооружен такими духовными сред­ствами, от которых весь демонский мир трепе­щет: благодатью Причастия, силой Креста Гос­подня и благодатью Церкви.

Но вот на чем демоны нас все-таки подлав­ливают, так это на нераскаянных грехах. Как бы мы ни уповали на свои молитвы и посты, но если есть на совести нераскаянные грехи, то демоны имеют к душам свободный доступ.

Потому-то старец из нашего рассказа без­боязненно лег спать в самом центре бесовско­го гнезда — в капище идолов. Он вел правед­ную жизнь, демонам нечего было в нем найти, чтобы его напугать или прогнать. Поэтому Гос-

92
…………..«Основной инстинкт» или блудная страсть…………

подь попустил ему слышать разговор падших духов.

Дальше обратим внимание на духовную бе­седу между двумя старцами.

Что происходит после грехопадения? Ведь согрешил не юноша, который, может быть, пол­года только в храм походил, потом согрешил, пал духом и решил больше в храм не ходить. Это был старец. Он жил в дальней пустыне, 50 лет подвизался Богу, но за одно греховное мгнове­ние перечеркивает все свои монашеские подви­ги: «Я пойду в мир»! Это значит — конец всему.

То есть первое следствие совершённого гре­хопадения — это потеря благодати. Только бла­годать Божия могла давать силы подвизаться в пустыне, где жара 50 градусов, нет воды, дикие звери, ядовитые змеи… А он там спасался — и в один миг все потерял, потому что совершил грех, грех особенный.

И второй шаг — отчаяние. Старец хочет пой­ти в мир, чтобы погрузиться в царство греха и фактически приблизить свою смерть, по духов­ному закону. Петля, которую дьявол набрасы­вает на христианина в момент греха, с его по­вторением затягивается все туже и туже.

Вот почему люди, дошедшие до самого дна безнравственности, как правило, заканчивают жизнь самоубийством. Смысл жизни теряется, дьявол превращает человека в марионетку. И нет никаких сил, чтобы вернуться обратно, по­тому что нет благодати. Только благодать Гос­подня удерживает нас на пути спасения, и этот залог радости нужно ценить превыше всего.

93

……………….Протоиерей Андрей Овчинников…………..

Так вот, в нашей истории согрешивший старец послушал совет друга и, «усиливая свои подвиги, со слезами подвизался, доколе не при­шел в прежнее состояние».

Покаяние — это всемогущая сила Божия, ко­торая позволяет человеку подняться после тяже­лейших падений. Только надо добавить одно «но». Многие наивно думают: вот сейчас погуляю, а по­том начну каяться. Вспоминают Марию Египет­скую: она же спаслась. Но при этом не задумыва­ются, что им по силам будет подражать лишь первой половине жизни преподобной Марии, которая, как известно, с 12 до 29 лет утопала в блуде. А то, что покаяние, какое принесла она, покаяние, которое возводит человека в состояние изначальной чис­тоты, возможно для одного из миллиона, — эти­ми людьми, увы, не осознается.

Вот как нужно воспринимать данный стих Древнего патерика. Согрешив, как этот старец, сравнявшись с ним в падении, — в покаянии ему смогут подражать лишь избранные. Поэтому страхом, только страхом Божиим нужно удер­живаться от подобных соблазнов.

Есть легкомысленная поговорка: «Не согре­шишь — не покаешься». Этим словам доверять нельзя. Возможно, иногда незначительные по­грешности и могут нас подвигнуть на какие-то покаянные труды. Но падения подобного уров­ня — это особое изменение духовного состояния. Чаще всего Господь попускает постыдные гре­хи не случайно, а за какую-то страсть, которая человеком не осознается. Как правило, это гор­дыня, тщеславие, тонкое осуждение ближних,

94
……………..«Основной инстинкт» или блудная страсть……………

надменность, некое духовное фарисейство. Вот Господь и показывает постыдным падением — есть ли на самом деле у человека хоть малый повод для гордости. Иногда такие потрясения, катастрофы, но лучше сказать — спасительные болезненные действия Господь попускает, чтобы человек пришел в себя и принес покаяние.




Дата: 2018-12-28, просмотров: 280.