Еще бывает такое искушение. Человек ходит к одному духовнику многие годы, отношения становятся почти дружескими. Совершив какой-то постыдный поступок, пасомый думает, что этому батюшке как-то неудобно исповедоваться, и идет на исповедь в другой храм, потом возвращается, и все продолжается, как и раньше.
Об этом один из старцев говорил, что за такое лукавство Господь грех не прощает. Во-первых, хорошие отношения со священником — не синоним панибратства. Дистанцию нужно соблюдать при любых обстоятельствах. Во-вторых, никогда не переживайте, что вы можете чем-то неприятно удивить своего батюшку. Он все-таки человек духовной жизни, его смутить трудно. Главное — беречься от мысли, что вот вы уже достигли неких высот, и падение просто невозможно. Это прелесть, духовный обман, демонское поругание христианина.
Помните, что у святых степень совершенства была прямо пропорциональна осознанию себя последним грешником. Л для нас праведность — это как будто достоинство наше, заслуга — то, за что нужно воздавать уважение… Вот Господь и попускает посрамление, чтобы привести нас в чувство.
66
…………«Основной инстинкт» или блудная страсть……
И никогда отношение священника к вам не поменяется, если он будет видеть, что вы искренни. А иначе — какая же это любовь между чадом и духовником?
Поэтому правило: не бегайте по разным батюшкам.
Царство Божие силою берется
О помысле блуда сказал один пустынник-старец: «Не хочешь ли спастись, лежа на постеле? Ступай – делай, ступай – трудись! Ступай – ищи, и найдешь! Бодрствуй, толкай, – и отверзется тебе (см.: Мф. 7; 7-8). Есть в мире на всякий бой способные бойцы, которые за многие раны от противников, за терпение и мужество получают венец. Но часто и один, получая раны от двоих, сохраняет мужество при ударах и побеждает бьющих его. Видишь ли, какое они являют мужество ради плотской награды? Стой и ты и мужайся – и Бог поборет за тебя врага».
Для нас, наверное, это актуально: хотим спастись лежа на постели, перед телевизором.
Призыв к подвигу, к постоянному понуждению себя — это необходимость: царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11; 12). Надо понимать, что все, сказанное в Евангелии о тесном пути, об узких вратах, о самоотвержении, о крестоношении, о следовании за Христом, — все эти наставления относятся лично к каждому из нас. Мы должны постоянно себя спрашивать: а в чем мое
67
………………….Протоиерей Андрей Овчинников……………….
крестоношение, в чем мое утеснение плоти; узким я иду путем или широким?
Особенно полезно делать это вечером, когда прожит день и какое-то время можно посвятить рассмотрению того, как именно он прошел. Какие по-настоящему христианские поступки я в этот день совершил? Не для людей только, а — для Бога. Для Бога, Который видит тайное, видит мое сердце, мысли, мое настроение. Это очень важно делать, потому что понуждение должно быть не только внешним. Можно прийти в храм, и милостыню подать, и прочитать правило… Сказано, однако: надо молиться Богу, а между «чтением правила» и молитвой огромная разница. В храм ты пришел, но как пришел, в каком настроении?
В христианстве нужно учиться отделять главное от второстепенного, от незначительного. В главном нельзя ничего нарушать. А главное — это дух Христов, которым мы должны жить. Апостол Павел так и говорит: кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим. 8; 9).
Как и от чего рождается Христов дух? От исполнения Его заповедей, от подражания Ему, которое мы хотим в себе, с Божией помощью, развить. Задумаемся, насколько каждый из нас обеспокоен тем, чтобы стать более смиренным, более кротким, более терпеливым, более послушным; незлобивым, простым в обращении?
Не так страшно что-то не прочитать или съесть не то. Все мы люди, и никогда Господь за это не спрашивал. А вот, скажем, обидеть кого-то — это явно поступок не христианский. Или
68
………….«Основной инстинкт» или блудная страсть………..
проявить нетерпение к ближнему, или жить исключительно накоплением денег, имущества. Накапливая внешние блага и отдавая все силы обустройству этой жизни, ты тем самым свидетельствуешь, что не веришь в жизнь вечную?
Господь говорит: живи одним днем. Сегодня одет, обут, сыт, есть крыша над головой — и довольно, а завтра будешь о завтрашнем беспокоиться (см.: Мф. 6; 25-34). Чаще читайте Евангелие, сравнивая с ним свою жизнь. Вот это и будет борьба, это будет труд, который угоден Богу. Не думайте, что только приходя в храм и причащаясь, мы уже живем христианской жизнью. В Евангелии ей даны четкие определения.
Сказано: подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек… продает все, что имеет, и покупает поле то (Мф. 13; 44). Поле — это наша внешняя деятельность. Не велика заслуга купить это поле. Главный труд заключается в том, чтобы найти на нем сокровище! И мы должны найти главное — Христа. А это сложнейшая задача. Только для того и нужен весь внешний уклад христианской жизни, чтобы привлечь Христа в свое сердце.
Но далее нас ждет задача, может быть, еще более трудная. Христа нужно удержать, то есть остаться в том же состоянии чистоты, любви, покорности Промыслу Божию.
Если сравнение с Христом не очень понятно, давайте скажем о благодати Божией. У многих представление о том, что есть благодать, не совсем правильное. Говорят: причастился — благодать получил. Или поехал куда-то в монастырь,
69
……………Протоиерей Андрей Овчинников………………
к иконе приложился — благодать. Но это не всегда благодать. Иногда это просто какая-то радость чувственная. Благодать приходит за самопожертвование. Вот когда ты без капли корысти кровь свою отдал больному, благодать, скорее всего, придет в сердце.
Один старец рассказывал: в блокадном Ленинграде стояла очередь за хлебом, который выдавали по карточкам. Стояли с четырех утра, мороз был страшный. Наконец открылось окошко, и продавщица говорит: хлеба хватит только на 50 человек. А людей было гораздо больше, и в самом конце очереди стояла женщина с двумя детьми. Вдруг какой-то мужчина (известно, что неверующий человек) вышел вперед и позвал ее: «Мать, вставай и отоваривай свои карточки, а я обойдусь как-нибудь».
И вот старец говорит: все его неверие будет перечеркнуто одним этим подлинно христианским поступком. И Господь обязательно устроит все так, чтобы он познал Бога. Вот это благодать, когда жертва принесена ближнему. А мы в основном всё хотим для себя побольше… Если будем оценивать себя по Евангелию, то увидим, что почти все наши действия наполнены нехристианским содержанием.
Поэтому чтение Евангелия – непростое занятие. Некоторые сетуют, что мало читают, но ведь не сказано, что мы должны читать много и на этом успокоиться. Можно все книги перечитать о духовной жизни, а жизни этой все равно не будет. Лучше прочитать одну страницу и попробовать исполнить то, о чем там сказано. Вот тогда это будет труд во спасение души.
70
……………«Основной инстинкт» или блудная страсть……………
Дата: 2018-12-28, просмотров: 345.