Ничто так не огорчает демона блуда,

как открытие его дел

Другой брат имел брань с блудною по­хотью и, встав ночью, пришел к старцу и открыл ему свой помысел. Старец успо­коил его, и он, получив пользу, возвра­тился в свою келью. Но вот опять брань восстала на него, он опять пошел к стар­цу. И делал он это несколько раз. Старец не печалил его, но говорил ему на пользу, и говорил так: «Не уступай ему, но лучше приходи ко мне, если будет беспокоить тебя демон, и обличай его, открывая свои мысли. Таким образом обличенный, он пройдет мимо. Ибо ничто так не огорчает демона блуда, как открытие дел его, – и ничто так не радует его, как утаение по­мыслов». Таким образом, приходил брат к этому старцу одиннадцать раз, обличая свои помыслы…

Этот рассказ напоминает нам еще одно очень важное правило христианской жизни. В древнем монашестве была практика откровения помыслов. Каждый вечер ученики приходили

59

……………………Протоиерей Андрей Овчинников……………….

к своим старцам — необязательно эти старцы были священниками. Открытие помыслов и исповедь — не одно и то же. Принимать помыс­лы могли даже женщины, духовные подвижни­цы, которые получили дар рассуждения.

Насколько же усердны были древние под­вижники: брат не ждал до утра, а вставал в ночи и шел к старцу, потому что знал: чем раньше начать борьбу, тем успешнее она будет.

А ведь мы иногда месяцами живем с какими-то духовными проблемами и не спешим идти на исповедь. Представьте, что в вашем пальце ме­сяц находится заноза. Палец уже почернел, а мы все не спешим идти к врачу. Так ведь и руку можно потерять.

В духовной жизни идет очень трудная борь­ба. Посмотрите, сколько раз этот ученик обра­щался к своему наставнику! Не с первого, не с пятого раза, а только с одиннадцатой чистосер­дечной исповеди искушение прекратилось. И это притом, что жизнь его даже в малой степени не сопоставима с нашей по тем трудам, поступ­кам, молитве, которые он предпринимал сам и видел перед собой в качестве примера для под­ражания.

А мы думаем, что один раз поисповедова-лись — и все будет нормально. Живем неради­во, а хотим успешной борьбы со страстями.

Поэтому воодушевимся терпением и уви­дим, что если нет у человека сил побеждать свои немощи с помощью молитвы или воздержания, то остается самый действенный способ враче­вания — открытие помыслов духовнику. И вот

60
…………«Основной инстинкт» или блудная страсть…………..

здесь можно достичь очень многого. Сказано: «ничто так не огорчает демона блуда, как откры­тие дел его». Потому что демон хочет, чтобы в душе человека наступила тьма.

Ведь что такое открытие помыслов? Это зна­чит, ты в свою духовную клеть впускаешь свет благодати. А если ты долго живешь с постыдны­ми мыслями, желаниями, — «растишь» свой грех, то наступает царство тьмы. И бесы в этом царстве тьмы являются полноправными хозя­евами.

Почему иногда так трудно идти на исповедь, словно некая сила удерживает? Это бесы не от­ступают. В очереди на исповедь внушают уста­лость и мысли: «Уйду, приду в следующий раз». А если дошел до исповеди, то подсказывают: «Не осуждай себя много, говори об искушени­ях, это другие тебя соблазнили…» До самого главного момента — разрешительной молитвы — они не унимаются. И как важно нам почувство­вать, что каждая исповедь — это не только тайна прощения грехов, но еще и очень полезный ду­ховный опыт. И понять это можно хотя бы по­тому, насколько одна исповедь бывает отлична от другой.

—Вот я исповедовался неделю назад, и так радостно было, как будто камень с души свалил­ся. А сегодня такого утешения почему-то не по­лучил. Хотя внешне вроде бы делал то же самое…

—А внутренне? Что было у тебя на сердце сегодня?

Мы всегда должны это отслеживать. В таком деле, как исповедь, ощущение тайны прощения

61

…………………Протоиерей Андрей Овчинников…………….

должно быть самым реальным. Я не знаю, какие еще действия могут так приблизить благодать к сердцу, как чистосердечное покаяние.

Конечно — Причастие. Но дары Причастия можно и чуть позже почувствовать сердцем, а вот прощение, чувство, что ты минуту назад был еще виновным, жил под тяжестью греха, и вдруг его узы разорвались и ты освободился, — это чувство ни с чем не сравнимо.

Почему душе легко? А потому, что грех че­ловека порабощает, это рабство самое страш­ное, унизительное, и только Бог может от него избавить. По милости Божией мы имеем сред­ства, с помощью которых человек обретает ду­ховную свободу.

К этому надо добавить, что мирянам не пред­писано заниматься слишком тонким разбором своих мыслей. Это дело монашеское — люди уходят в монастыри, чтобы с большим внима­нием заниматься самоанализом. Нам нужно ис­поведоваться только в явных греховных настро­ениях, которые возникают в сердце и уме.


Дата: 2018-12-28, просмотров: 27.