как открытие его дел
Другой брат имел брань с блудною похотью и, встав ночью, пришел к старцу и открыл ему свой помысел. Старец успокоил его, и он, получив пользу, возвратился в свою келью. Но вот опять брань восстала на него, он опять пошел к старцу. И делал он это несколько раз. Старец не печалил его, но говорил ему на пользу, и говорил так: «Не уступай ему, но лучше приходи ко мне, если будет беспокоить тебя демон, и обличай его, открывая свои мысли. Таким образом обличенный, он пройдет мимо. Ибо ничто так не огорчает демона блуда, как открытие дел его, – и ничто так не радует его, как утаение помыслов». Таким образом, приходил брат к этому старцу одиннадцать раз, обличая свои помыслы…
Этот рассказ напоминает нам еще одно очень важное правило христианской жизни. В древнем монашестве была практика откровения помыслов. Каждый вечер ученики приходили
59
……………………Протоиерей Андрей Овчинников……………….
к своим старцам — необязательно эти старцы были священниками. Открытие помыслов и исповедь — не одно и то же. Принимать помыслы могли даже женщины, духовные подвижницы, которые получили дар рассуждения.
Насколько же усердны были древние подвижники: брат не ждал до утра, а вставал в ночи и шел к старцу, потому что знал: чем раньше начать борьбу, тем успешнее она будет.
А ведь мы иногда месяцами живем с какими-то духовными проблемами и не спешим идти на исповедь. Представьте, что в вашем пальце месяц находится заноза. Палец уже почернел, а мы все не спешим идти к врачу. Так ведь и руку можно потерять.
В духовной жизни идет очень трудная борьба. Посмотрите, сколько раз этот ученик обращался к своему наставнику! Не с первого, не с пятого раза, а только с одиннадцатой чистосердечной исповеди искушение прекратилось. И это притом, что жизнь его даже в малой степени не сопоставима с нашей по тем трудам, поступкам, молитве, которые он предпринимал сам и видел перед собой в качестве примера для подражания.
А мы думаем, что один раз поисповедова-лись — и все будет нормально. Живем нерадиво, а хотим успешной борьбы со страстями.
Поэтому воодушевимся терпением и увидим, что если нет у человека сил побеждать свои немощи с помощью молитвы или воздержания, то остается самый действенный способ врачевания — открытие помыслов духовнику. И вот
60
…………«Основной инстинкт» или блудная страсть…………..
здесь можно достичь очень многого. Сказано: «ничто так не огорчает демона блуда, как открытие дел его». Потому что демон хочет, чтобы в душе человека наступила тьма.
Ведь что такое открытие помыслов? Это значит, ты в свою духовную клеть впускаешь свет благодати. А если ты долго живешь с постыдными мыслями, желаниями, — «растишь» свой грех, то наступает царство тьмы. И бесы в этом царстве тьмы являются полноправными хозяевами.
Почему иногда так трудно идти на исповедь, словно некая сила удерживает? Это бесы не отступают. В очереди на исповедь внушают усталость и мысли: «Уйду, приду в следующий раз». А если дошел до исповеди, то подсказывают: «Не осуждай себя много, говори об искушениях, это другие тебя соблазнили…» До самого главного момента — разрешительной молитвы — они не унимаются. И как важно нам почувствовать, что каждая исповедь — это не только тайна прощения грехов, но еще и очень полезный духовный опыт. И понять это можно хотя бы потому, насколько одна исповедь бывает отлична от другой.
—Вот я исповедовался неделю назад, и так радостно было, как будто камень с души свалился. А сегодня такого утешения почему-то не получил. Хотя внешне вроде бы делал то же самое…
—А внутренне? Что было у тебя на сердце сегодня?
Мы всегда должны это отслеживать. В таком деле, как исповедь, ощущение тайны прощения
61
…………………Протоиерей Андрей Овчинников…………….
должно быть самым реальным. Я не знаю, какие еще действия могут так приблизить благодать к сердцу, как чистосердечное покаяние.
Конечно — Причастие. Но дары Причастия можно и чуть позже почувствовать сердцем, а вот прощение, чувство, что ты минуту назад был еще виновным, жил под тяжестью греха, и вдруг его узы разорвались и ты освободился, — это чувство ни с чем не сравнимо.
Почему душе легко? А потому, что грех человека порабощает, это рабство самое страшное, унизительное, и только Бог может от него избавить. По милости Божией мы имеем средства, с помощью которых человек обретает духовную свободу.
К этому надо добавить, что мирянам не предписано заниматься слишком тонким разбором своих мыслей. Это дело монашеское — люди уходят в монастыри, чтобы с большим вниманием заниматься самоанализом. Нам нужно исповедоваться только в явных греховных настроениях, которые возникают в сердце и уме.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 324.