Авва Кассиан говорил: «Бот что сказал нам авва Моисей: “Хорошо не утаивать своих помыслов, но открывать их старцам духовным и рассудительным, а не таким, которые состарились от одного только времени. Ибо многие, смотря на старческий возраст и открывая свои помышления, – вместо уврачевания, по неопытности выслушивающего, впадали в отчаяние…”».
Далее нам рассказывается назидательная история. Некий юноша (как сказано — брат
23
………………….Протоиерей Андрей Овчинников……………….
из числа самых ревностных) был искушаем от блудной страсти. И вот он решился открыться некоему старцу. А как говорит авва Кассиан, ссылаясь на наставление аввы Моисея, не всегда старец по годам может быть духовно опытным наставником.
Этот юноша, видимо, не усвоил данный закон и открылся неопытному духовнику в том, что его борют плотские помыслы. И услышал страшные слова: старец его жестоко обличил, сказав, что он недостоин монашеского образа. От таких мыслей юноша впал в отчаяние и решил оставить монастырь и пойти в мир.
Какие страшные последствия, и как быстро все развивается! Юноша ведь был ревностным, усердным, и искушаем был явно «по зависти демонов» (вспомним Антония Великого!). Но вот открылся неопытному духовнику, и тот, вместо того чтобы облегчить его брань, вверг в еще большее отчаяние. Заметьте, в V веке духовная крепость послушников была не такова, как сейчас. Есть масса свидетельств того, как эти молодые люди трудились, как их смиряли, закаляли, чтобы они были искусными духовными бойцами… И даже такой человек впал в отчаяние.
Но, по милости Своей, Господь, не хотящий никому смерти, посылает некоего авву Аполло-са, мужа святой, праведной жизни. Этот старец увидел печального юношу, который шел по направлению к селению, и спросил:
— Куда ты идешь? Почему ты так печален?
24
……………..«Основной инстинкт» или блудная страсть………
Юноша же испытывал такой стыд, что даже не сразу ему признался.
Узнав, наконец, все, авва Аполлос говорит:
— Не поддавайся этим мыслям, это тебя борют демонские искушения. Посмотри на меня: я уже седой — и то сильно возмущаюсь подобными помыслами. Прошу тебя: вернись в свою келлию.
Дальше сказано очень важное наставление: не теряй духа при разжжении плоти, которое врачуется не столько старанием человеческим, сколько Божией милостию.
Тут каждое слово важно. Многие пытаются разобраться: почему их постоянно борют нечистые желания? Иногда человек на себя возлагает духовные труды — пост или поклоны, но ничего не помогает. А дело в том, что неправильно понято самое главное: любое искушение, любая немощь, любая страсть врачуются не столько нашими стараниями, сколько милостью и помощью Божией. Поэтому в борьбе с блудными искушениями самое главное настроение — это смирение.
Что такое смирение в данном случае? Когда человек побеждается плотскими желаниями, нужно себя повергнуть пред Богом или пред Матерью Божией и сказать: «Вот я постоянно соблазняюсь… и ничего не могу с этим поделать. Ты Сам Господи, устрой мое спасение, помоги мне победить эту немощь!»
Но здесь надо добавить очень важное назидание, что, конечно, под лежачий камень вода не течет.
25
…………………Протоиерей Андрей Овчинников………………..
Трудиться надо, но неся труды, ревностные и постоянные, никогда не будем забывать, что весь успех необходимо предать Богу. Об этом апостол Павел говорит в Первом послании к Коринфянам: Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий (1 Кор. 3; 6-7).
Интересно развивается эта история.
Авва Аполлос, желая вразумить неразумного старца, помолился Богу, чтобы Господь обратил на горе-духовника ту самую борьбу, которая мучила юношу. И ему открылось видение, как демон в виде эфиопа стал стрелять в старца некими особыми стрелами. Не прошло и малого времени, как тот забеспокоился, выбежал из келлии и направился в сторону селения. Тут авва Аполлос ему и говорит:
— Куда же ты идешь? Что это тебя смущает?
Только тогда тот понял, что поступил неправильно, что вместо того, чтобы оказать долг любви, поддержать брата в борьбе, он нанес ему еще большую рану.
А авва Аполлос продолжил:
— Познай свою немощь и считай себя до это
го времени или не узнанным от диавола… (то
есть, — ты еще не вступал в настоящую борьбу,
диавол в тебе не узнал достойного противника,
ты для диавола не интересен, поэтому он тебя
не искушает…), или даже презренным, когда ты
не удостоен борьбы с ним, посылаемым на рев-
ностных иноков.
26
…………«Основной инстинкт» или блудная страсть…………
Для христианина заповедано пребывать в борьбе, которая происходит от зависти бесовской. Ведь падшие духи, видя, что мы стремимся спастись и приобретаем что-то духовно, искушают нас. В такой борьбе пребывать почетно. Хуже, если причина падений — только наше нерадение, глупость, самолюбие.
Далее авва Аполлос говорит:
— Ты даже один день искушения не мог перенести. Один день, а юноша этот боролся и старался…
В конце этого поучения еще раз повторено: никто не может переносить козни врага и не может угасить разжжение плоти, если благодать Божия не охранит человеческой немощи.
Чем привлечь благодать
Вот что важно знать: любая страсть — будь то пьянство, чревоугодие, многословие, зависть, гнев, блудная похоть, осуждение ближнего — любая страсть побеждается врачующей благодатью Божией. В чем же заключается наша задача? Мы должны привлечь к себе эту благодать собственным старанием.
Для чего нужно поститься, молиться, класть поклоны, читать Евангелие, ходить в храм ? Это — средство, которое привлекает к нам благодать Бо-жию. Потому что благодать тоже человека испытывает. Внешними трудами мы должны себя приготовить, очистить душевную храмину, сделать свое сердце храмом Божиим.
27
………………..Протоиерей Андрей Овчинников………………
Время «генеральной уборки» души — это, конечно, Великий пост. Кпразднику Святой Пасхи мы должны нашу духовную горницу убрать — так же, как ревностные хозяйки будут намывать полы и окна.
Праздник Пасхи, это ликование сердца, — прообраз той радости, в какой пребывают святые небожители. Эта радость имеет источником Бога и потому очень устойчива. Она не исчезает от внешних факторов: от болезней, от погоды, от каких-то колкостей, которые нам говорят наши близкие, от зарплаты и т. д. Потому что ее источник — Бог, Который в нашем сердце, Который источает это ликование. А от нас зависит «обстановка», где Он будет пребывать.
…Когда читаешь Патерик, понимаешь, почему святые переживали из-за одного лишь неверно сказанного слова, или, почему, например, старцы опасались сорвать колос с поля. Потому что они боялись потерять благодать Божию от этого, пусть ничтожного, но все же нарушения заповеди.
Господь хочет от нас чистоты жизни. Такая ревность древних подвижников, такое переживание духовное — это показатель того, что они были переполнены благодатью Божией, и не хотели терять ни капли. Именно по этому признаку познается христианин.
Всегда нужно рассуждать: что можно и чего нельзя. Где я делаю шаг по Божьей воле, где по неразумию, а где мои поступки явно противоречат евангельским заповедям. Это начальная форма духовной мудрости.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 321.