Милостью. О разумных и неразумных советниках

Авва Кассиан говорил: «Бот что ска­зал нам авва Моисей: “Хорошо не утаи­вать своих помыслов, но открывать их старцам духовным и рассудительным, а не таким, которые состарились от одно­го только времени. Ибо многие, смотря на старческий возраст и открывая свои помышления, – вместо уврачевания, по неопытности выслушивающего, впада­ли в отчаяние…”».

Далее нам рассказывается назидательная история. Некий юноша (как сказано — брат

23

………………….Протоиерей Андрей Овчинников……………….

из числа самых ревностных) был искушаем от блудной страсти. И вот он решился открыться некоему старцу. А как говорит авва Кассиан, ссылаясь на наставление аввы Моисея, не все­гда старец по годам может быть духовно опыт­ным наставником.

Этот юноша, видимо, не усвоил данный за­кон и открылся неопытному духовнику в том, что его борют плотские помыслы. И услышал страшные слова: старец его жестоко обличил, сказав, что он недостоин монашеского обра­за. От таких мыслей юноша впал в отчаяние и решил оставить монастырь и пойти в мир.

Какие страшные последствия, и как быстро все развивается! Юноша ведь был ревностным, усердным, и искушаем был явно «по зависти демонов» (вспомним Антония Великого!). Но вот открылся неопытному духовнику, и тот, вместо того чтобы облегчить его брань, вверг в еще большее отчаяние. Заметьте, в V веке духов­ная крепость послушников была не такова, как сейчас. Есть масса свидетельств того, как эти молодые люди трудились, как их смиряли, за­каляли, чтобы они были искусными духовны­ми бойцами… И даже такой человек впал в от­чаяние.

Но, по милости Своей, Господь, не хотящий никому смерти, посылает некоего авву Аполло-са, мужа святой, праведной жизни. Этот старец увидел печального юношу, который шел по на­правлению к селению, и спросил:

— Куда ты идешь? Почему ты так печален?

24
……………..«Основной инстинкт» или блудная страсть………

Юноша же испытывал такой стыд, что даже не сразу ему признался.

Узнав, наконец, все, авва Аполлос говорит:

— Не поддавайся этим мыслям, это тебя бо­рют демонские искушения. Посмотри на меня: я уже седой — и то сильно возмущаюсь подоб­ными помыслами. Прошу тебя: вернись в свою келлию.

Дальше сказано очень важное наставление: не теряй духа при разжжении плоти, которое врачуется не столько старанием человеческим, сколько Божией милостию.

Тут каждое слово важно. Многие пытаются разобраться: почему их постоянно борют нечи­стые желания? Иногда человек на себя возлага­ет духовные труды — пост или поклоны, но ни­чего не помогает. А дело в том, что неправильно понято самое главное: любое искушение, любая немощь, любая страсть врачуются не столько нашими стараниями, сколько милостью и по­мощью Божией. Поэтому в борьбе с блудными искушениями самое главное настроение — это смирение.

Что такое смирение в данном случае? Когда человек побеждается плотскими желаниями, нужно себя повергнуть пред Богом или пред Матерью Божией и сказать: «Вот я постоянно соблазняюсь… и ничего не могу с этим поделать. Ты Сам Господи, устрой мое спасение, помоги мне победить эту немощь!»

Но здесь надо добавить очень важное нази­дание, что, конечно, под лежачий камень вода не течет.

25

…………………Протоиерей Андрей Овчинников………………..

Трудиться надо, но неся труды, ревностные и постоянные, никогда не будем забывать, что весь успех необходимо предать Богу. Об этом апостол Павел говорит в Первом послании к Коринфянам: Я насадил, Аполлос поливал, но воз­растил Бог; посему и насаждающий и поливаю­щий есть ничто, а все Бог возращающий (1 Кор. 3; 6-7).

Интересно развивается эта история.

Авва Аполлос, желая вразумить неразумно­го старца, помолился Богу, чтобы Господь об­ратил на горе-духовника ту самую борьбу, ко­торая мучила юношу. И ему открылось видение, как демон в виде эфиопа стал стрелять в старца некими особыми стрелами. Не прошло и мало­го времени, как тот забеспокоился, выбежал из келлии и направился в сторону селения. Тут авва Аполлос ему и говорит:

— Куда же ты идешь? Что это тебя смущает?

Только тогда тот понял, что поступил непра­вильно, что вместо того, чтобы оказать долг любви, поддержать брата в борьбе, он нанес ему еще большую рану.

А авва Аполлос продолжил:

— Познай свою немощь и считай себя до это­
го времени или не узнанным от диавола… (то
есть, — ты еще не вступал в настоящую борьбу,
диавол в тебе не узнал достойного противника,
ты для диавола не интересен, поэтому он тебя
не искушает…), или даже презренным, когда ты
не удостоен борьбы с ним, посылаемым на рев-
ностных иноков.

26
…………«Основной инстинкт» или блудная страсть…………

Для христианина заповедано пребывать в борьбе, которая происходит от зависти бесов­ской. Ведь падшие духи, видя, что мы стремим­ся спастись и приобретаем что-то духовно, ис­кушают нас. В такой борьбе пребывать почетно. Хуже, если причина падений — только наше не­радение, глупость, самолюбие.

Далее авва Аполлос говорит:

— Ты даже один день искушения не мог пе­ренести. Один день, а юноша этот боролся и ста­рался…

В конце этого поучения еще раз повторено: никто не может переносить козни врага и не может угасить разжжение плоти, если благодать Божия не охранит человеческой немощи.










Чем привлечь благодать

Вот что важно знать: любая страсть — будь то пьянство, чревоугодие, многословие, зависть, гнев, блудная похоть, осуждение ближнего — лю­бая страсть побеждается врачующей благодатью Божией. В чем же заключается наша задача? Мы должны привлечь к себе эту благодать собствен­ным старанием.

Для чего нужно поститься, молиться, класть по­клоны, читать Евангелие, ходить в храм ? Это средство, которое привлекает к нам благодать Бо-жию. Потому что благодать тоже человека испы­тывает. Внешними трудами мы должны себя приго­товить, очистить душевную храмину, сделать свое сердце храмом Божиим.

27

………………..Протоиерей Андрей Овчинников………………

Время «генеральной уборки» души — это, конеч­но, Великий пост. Кпразднику Святой Пасхи мы дол­жны нашу духовную горницу убрать — так же, как ревностные хозяйки будут намывать полы и окна.

Праздник Пасхи, это ликование сердца, — прообраз той радости, в какой пребывают свя­тые небожители. Эта радость имеет источ­ником Бога и потому очень устойчива. Она не исчезает от внешних факторов: от болезней, от погоды, от каких-то колкостей, которые нам го­ворят наши близкие, от зарплаты и т. д. Пото­му что ее источник — Бог, Который в нашем сер­дце, Который источает это ликование. А от нас зависит «обстановка», где Он будет пребывать.

…Когда читаешь Патерик, понимаешь, по­чему святые переживали из-за одного лишь не­верно сказанного слова, или, почему, например, старцы опасались сорвать колос с поля. Потому что они боялись потерять благодать Божию от этого, пусть ничтожного, но все же нарушения заповеди.

Господь хочет от нас чистоты жизни. Такая ревность древних подвижников, такое пережива­ние духовное — это показатель того, что они были переполнены благодатью Божией, и не хотели терять ни капли. Именно по этому признаку по­знается христианин.

Всегда нужно рассуждать: что можно и чего нельзя. Где я делаю шаг по Божьей воле, где по не­разумию, а где мои поступки явно противоречат евангельским заповедям. Это начальная форма духовной мудрости.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 38.