«Многие искушаемые плотскими вожделениями, не совокупляясь телесно, блудодействовали мыслию и, сохраняя тело девственным, блудодействовали в душе. Посему, возлюбленные, хорошо исполнять слово Писания: вся-цем хранением блюди твое сердце (Притч. 4; 23)».
Авва Геронтий Петрский
Здесь нам дается тоже очень важное наставление. В одной из повестей о древнем монашестве
19
……………………Протоиерей Андрей Овчинников……………..
есть яркий пример. Некая юная инокиня, жившая в монастыре, удивляла всех своей чистотой, послушанием, смирением. Всегда исправно приходила в церковь, была любимицей у матушки игуменьи. И вот она умерла в расцвете своих лет. Игуменья, старица, молилась о ее душе и просила Бога показать место, где душа этой юной инокини пребывает. Показать обитель рая.
И каковы же были удивление и ужас старицы, когда в тонком сне она увидела эту душу в огненной реке. Старица спросила:
— Как же так, ведь ты была для многих, несмотря на свою юность, примером благочестия и послушания?!
А дева ответила:
— Я сохранила свою телесную чистоту, но когда я приходила в церковь и молилась Богу, я одним глазком смотрела на красивого юношу, который тоже часто молился в нашем монастыре. Это нечистое чувство постоянно находилось в моем сердце, я его скрывала от духовника, от старца, от тебя. И вот, умерев в таком состоянии, я осуждена на эти вечные страшные муки.
Этот рассказ прямо подтверждает слова аввы Геронтия. И в Евангелии нам сказано: всякий, кто смотрит на женщину (или на мужчину) с вожделением, уже прелюбодействовал… в сердце своем (Мф. 5; 28). Это очень важная заповедь. Господь сказал: всякий, кто смотрит… Если не смотришь, то и борьба с искушением у тебя бу-
20
……………«Основной инстинкт» или блудная страсть…………..
дет иная, совершенно иные усилия. Потому что напор и сила страсти, когда мы даем ей какое-то, пусть малое, согласие — увеличиваются во сто крат! Представьте, что на подводной лодке образовалось отверстие — маленькое, размером с наперсток, но так как лодка плывет на глубине и давление там сотни тонн, то через него может хлынуть поток, способный разорвать стальное днище этого корабля.
То же самое с грехом: как только мы дадим малое согласие на греховный помысел, желание, услаждение страстью, сразу происходит то, о чем сказано в Евангелии: нечистый дух… придя, находит [дом] незанятым… тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там… (Мф. 12; 43, 45). Согласие на грех открывает все двери нашей души, чтобы впустить целый легион демонов. Мы просто этого чаще всего не чувствуем по причине собственной косности, плотяности. Но присутствие падших духов реально ощутимо хотя бы по тому настроению, которое возникает потом: мрачность, депрессия, совершенное нежелание молиться, идти в храм, читать Евангелие; ничего не хочется, ничего не понятно, все противно…
Демоническая сила не дает заниматься благодатными делами. А причина в том, что мы даем согласие на эти грехи. Поэтому сказано, что можно быть по плоти девственником, но если приходили греховные мысли и ты с ними не боролся, то, сохраняя девство телесно, становишься блудником в душе.
Преподобный Моисей Мурин
(память 28 августа/10 сентября)
В начале IV века в «странах египетских» гремела дурная слава атамана разбойников, эфиопа по имени Моисей. Его жестокое грубое сердце не знало пощады, страх Божий, казалось, был также ему неведом. Но, воистину, милосердный Господь не праведников, но грешных призывает к покаянию (см.: Мф. 9; 13). Однажды опомнившись и ужаснувшись своей греховной жизни, Моисей пришел в пустынный монастырь. Всецело предав себя Богу и отдав в повиновение братии, он бесконечно оплакивал совершенные злодеяния и вскоре заслужил уважение своим смирением и трудами. Спустя некоторое время он уединился от всех, начав подвиг отшельничества. Дьявол не желал признать потерю того, кто так долго ему угождал: житие подвижника повествует о многих тяжких испытаниях, которые претерпевал Моисей, о долго мучившей его блудной страсти. Все это совершалось по попущению Божию, так как Господь хотел видеть его Своим совершенным, закаленным воином, которому не
22
……………..«Основной инстинкт» или блудная страсть…………
страшны ни телесные страдания, ни духовные обольщения. За свои подвиги преподобный Моисей впоследствии удостоился душевного мира и обрел великую власть над бесами. Вплоть до мученической кончины авва Моисей уклонялся от всякой славы и почестей, и в то же время всюду был известен радушием и любовью к странникам. Пребывая в сане пресвитера, окруженный множеством учеников, преподобный сам предсказал свою смерть от руки варваров, не сделав попытки ее избежать. Земная жизнь святого закончилась около 400 года. Его спасшийся от смерти ученик видел в момент славной кончины преподобного отверстое небо и нисходящий на него светлый венец.
Страсть врачуется Божией
Дата: 2018-12-28, просмотров: 295.