«…думаю, что тело имеет движение естественное, прирожденное ему; но оно не действует, когда душа не хочет, -и бывает в тепе одно движение без похоти. Есть и другое движение, происходящее от питания и разгорячения тела пищею и питием. Происходящий от них жар крови производит возбуждение в теле. Потому-то и сказал апостол Павел: не упивайтеся вином, в немже есть блуд (Еф. 5; 18); равно и Господь в Евангелии сказал ученикам Своим: внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством (Лк. 21; 34). Б подвижниках же бывает еще и иное движение, происходящее от коварства и зависти демонов. Итак, нужно знать, что движения в теле бывают трех родов: одно естественное, другое от неразборчивости в пище и третье – от демонов»*.
Авва Антоний
Итак, в начале 5-й главы мы читаем рассуждения Антония Великого о различном происхождении телесного возбуждения («движения в теле»). Авва Антоний выделяет и главные причины, по которым человека беспокоит всякое плотское искушение.
Во-первых, в нас есть некое естественное, прирожденное, «движение». (Если бы этого естественного движения не было, то и размножение рода человеческого было бы невозможно.)
* Цитаты приводятся по изданию: Древний патерик, изложенный по главам. — М.: Правило веры, 2006.
13
………………Протоиерей Андрей Овчинников…………………
Но так как все естество наше искажено грехом, диавол пытается каждому доброму движению как бы добавить от себя нечто, что и добро обращает в грех. Поэтому и плотское желание, изначально предназначенное Богом для размножения рода человеческого, превращается в особое состояние, которое называется похотью. Христианин всегда должен помнить об этих провокациях, о том, что очень важно вносить элемент чистоты во всякое исполнение своих потребностей и желаний.
Например, употребление пищи, по Божие-му замыслу, направлено на то, чтобы человек поддерживал свои телесные силы. Вкушать пищу — не грех. И Христос ел и пил вино. Однако для многих из нас то, что должно быть нормой, превращается в излишество, и страсть чревоугодия порой настолько порабощает человека, что он не знает, как с нею справиться.
И так каждое движение души направлено либо на удовлетворение необходимого, и тогда это угодно Богу, либо ведет к невоздержанию и в результате обращается против нас.
То же самое можно сказать о похоти. Влечение мужчины к женщине или женщины к мужчине изначально не было греховно. Это было стремление, которое Бог благословлял. Но грех исказил эти отношения. Грань между естественным проявлением заложенных в нас сил и чрезмерным их «выбросом» — очень тонка. Поэтому всегда надо стараться с Божией помощью различать: что есть грех, а что грехом не является.
14
………«Основной инстинкт» или блудная страсть……..
Далее авва Антоний называет очень распространенную причину, вызывающую движение похоти, — уже упомянутое нами чревоугодие. Святой Антоний говорит: «Есть движение, происходящее от питания и разгорячения тела». Происходящий от пищи и пития «жар» производит возбуждение в теле. Вот почему борьба с блудной страстью тесным образом связана с воздержанием от вина и переедания.
Во время Великого поста мы каждый день коленопреклоненно обращаемся к Богу с молитвой, чтобы Господь дал нам дух целомудрия и терпения. Не случайно эта молитва — молитва Ефрема Сирина – совершается в период самого строгого поста, когда христианин по Уставу Церкви должен сурово ограничивать себя в пище, особенно разгорячающей — мясной, жирной. Это очень способствует тому, чтобы по-настоящему побороться и с блудной похотью. Чтобы телу, истощенному постом, было удобно принять дух терпения и целомудрия.
Заповедь о воздержании очень важна для каждого из нас. И не только в пост мы должны разумно ограничивать себя в пище и питии – для христианина всегда заповедано упражняться в воздержании, А если изучать аскетику более внимательно, то увидим, что некоторые Святые Отцы особо выделяют виды пищи, которые распаляют этот внутренний огонь — похоть.
В первую очередь, это, конечно, алкоголь, особенно крепкие напитки. Но и кроме вина, мясо и всевозможные приправы могут определенным образом повлиять на наше внутреннее
15
……………………Протоиерей Андрей Овчинников………………..
состояние: связь души и тела существует — она очень тонка, но она есть. Поэтому нельзя пренебрегать законами, которые открыты нам, с Божией помощью, святыми подвижниками. Ведь следуя даже самым простым правилам, мы можем придать нашей духовной жизни верное направление, а важнейшее требование при этом — содержание наших плотских желаний в некой узде. Проще говоря: не всё из того, что тебе хочется, надо делать.
Собственно, аскетика как наука о борьбе со страстями как раз учит и монаха, и христианина, живущего в миру, тому, что можно и чего нельзя. Правда, апостол говорит: все мне позволительно (1 Кор. 10; 23), — потом добавляет: но не все полезно. Как человек ты свободен, но для твоего спасения не все тебе пойдет на пользу.
И вот здесь очень важно избрать некий срединный путь, по которому затем и следовать. С одной стороны, не впадать в излишество — до такой степени, чтобы потом не знать, как победить приобретенную дебелость плоти. Это одна крайность.
Другая крайность — когда мы начинаем жить слишком строго, и у нас не хватает и решимости, и внутренней ревности, и веры, чтобы дожить так до конца. Сама по себе строгая жизнь — это не плохо. Плохи откаты. Любое ослабление и оставление начатых трудов — есть хоть и малое, но отступление от Христа. Поэтому правильнее всего — избрать себе такой духовный темп, чтобы он никогда не снижался. Пусть подъем будет самым-самым скромным, чуть видимым, но он будет.
16
…………«Основной инстинкт»или блудная страсть………………
Приведем для примера опять-таки время Ве-ликого поста. Хорошо, когда мы настроены начать его ревностно, усердно. Но все-таки пост долог — семь недель. Нужно рассчитать силы, оценить свои возможности: работаете вы или на пенсии, где именно трудитесь, учитесь ли, есть ли семья или ее нет — все надо учитывать. И все труды в совокупности должны нам помочь. Есть труды исключительно духовные, а есть труды на благо ближнего: и те и другие богоугодны, если придать им христианское направление. Только в совокупности разных добродетелей и определяется общая польза поста. Нужны и телесное воздержание, и душевное попечение, и чисто духовные труды, и служение ближним, и дела милосердия, и забота и т. д. и т. п. На каждый день поста нужно себе намечать ту программу, которая поможет достичь праздника Пасхи Христовой.
Так вот, возвращаясь к мысли Антония Великого, причина плотской страсти во многом проистекает от нас. Если мы изберем воздержанное отношение к употреблению пищи, отдыху, всевозможным утешениям для плоти, то бороться с блудными искушениями будет намного легче.
Еще одна названная аввой Антонием причина, от которой возникает в человеке блудная похоть, связана с действием падших духов. И происходит это не случайно, а именно тогда, когда человек решает исправиться, побороться со страстями, хоть немного стать подвижником. «По зависти демонов» у христианина может
17
…………………..Протоиерей Андрей Овчинников………………….
появляться греховное плотское чувство. От такой борьбы не свободны даже святые. Нередко возникает ситуация, когда приходит на исповедь человек расстроенный, унылый и говорит:
— Но как же так? Я старался, я боролся, я что-то начинал делать, а на меня нашли всякие мысли нехорошие, мечтания и т. п.
Надо быть готовым к этому, понимать, что падшие духи рядом с нами, они постоянно пытаются посеять нам в сердце эти «нехорошие мысли», чтобы мы соблазнились. Поэтому надо учиться видеть их хитрость и сознавать немощь своей плоти.
Когда на нас сыплются искушения, мы, христиане, должны себя приготовить к борьбе и знать, что во всяком поединке бывают и раны, и падения, и победы. Если побеждаем, то — слава Богу, как пророк говорил: Не нам, Господи… но имени Твоему даждь славу (Пс. 113; 9). Если же терпим поражение, то часто это дается для того, чтобы мы себя лучше узнали — вот она, наша немощь, вот они, наши силы ничтожные: только Господь отступит — сразу падаем.
Эти причины, эти опасности, о которых говорит Антоний Великий, нужно всегда помнить для того, чтобы правильно врачевать движение блудной страсти.
Авва Геронтий Петрский
Благодатный свет Фиваиды идет к нам из такой дали веков, что неудивительно, если на этом пути теряются подробные сведения о большинстве древних подвижников. Но мы благодарны, даже если предание сохранило нам только имена тех, кто почти два тысячелетия назад давал наставления, полезные нашим душам и доныне.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 297.