Протоиерей Андрей Овчинников

5

Немного истории

Обрести Град Божий

На протяжении всей истории Церкви в ней, сменяя друг друга, возникали особые очаги духовной жизни. Они объе­диняли людей, однажды осознавших себя, по слову апосто­ла, «чадами Божиими» (Ин. 1; 12) и устремившихся всеми силами души к обретению и познанию Истины, явленной в Иисусе Христе. В IV—VI веках таким благодатным духов­ным оазисом стали пустынные пространства Верхнего и Нижнего Египта.

То была сложная и противоречивая эпоха. В 313 году Эдикт императора Константина I Великого подвел итог трех столетий, на протяжении которых христиане боро­лись за свое существование, бесстрашно погибали, испове­дуя свою веру, являя миру невиданный дотоле пример само­отверженности, любви к Спасителю и стремления в Царство Небесное. От лица императорской власти хрис­тианство было провозглашено государственной религией, но по сути своих законов, нравов, быта огромная Римская империя оставалась языческой, изобиловала контрастами и конфликтами, была сотрясаема сменой властителей и идеологий, возникновением различных ересей. В такой ат­мосфере нелегко было жить по законам Евангелия, noэmо-му и потянулись томимые духовной жаждой христиане в

6
…………………….Обрести Град Божий…………………………

безлюдные земли, чтобы там, прервав все социальные свя­зи, забыв о несправедливости и несвободе, обрести свой Град Божий.

Почти все первоначально желали одинокого подвига, продолжая традицию II— III веков, когда из-за жестоких гонений первые отшельники, как, например, Павел Фивей-ский (ок. 228 — ок. 341), на десятилетия уединялись в пе­щерах Фиваидской пустыни. Множество затворников было рассеяно по Фиваиде. Однако природа человеческая рано или поздно склоняется к сообществу, возникает потребность в руководстве и научении. Так возле тех, кого Господь на­делил даром пастырства, — опытных старцев и прослав­ленных подвижников, — начинают расти монашеские по­селения. Пустыни заселяются так быстро, что еще при жизни первых Святых Отцов — основателей общин мож­но было говорить о внезапно образовавшейся «иноческой стране» с монастырями, в которых сосредоточивалось до нескольких тысяч человек. Существование подвижников в таких монастырях могло принимать разные формы — от полуотшельнических поселений, где каждый брат уединялся в своей келье (такому образу жизни монахов положил на­чало Антоний Великий), до киновий, организованных по принципу строгого общежития (эта форма монашества была учреждена Пахомием Великим, младшим современни­ком св. Антония).

Поучительная жизнь первых монахов христианского Востока недолго оставалась предметом устной славы и умножавшихся преданий. Изречения Святых Отцов, крат­кие повествования о них стали собирать и записывать в крупнейших египетских монастырях — Нитрии, Келлии, Ските. Множество рукописных сборников с этими рас­сказами, переведенными на разные языки, стали широко из­вестны под названием патериков. «Отечники», или «книги отцов» (от греч. pater—отец), в переводе на церковнославян­ский в XI веке появились и на Руси, послужив прообразом ори­гинальных русских произведений этого жанра — Киево-Печерского, Волоколамского, Псково-Печерского, Соловецкого патериков. Предназначенные в первую очередь тем, кто уже

7

 

……………………….Немного истории…………………………….

избрал иноческую стезю или готовился к подвигу, патерики со временем стали любимым в народе нравоучительным и одновременно занимательным чтением. Уже в XII веке рус­ские книжники переработали переводные предания о древ­них пустынниках, поместив их в знаменитый и исключи­тельно популярный вплоть до начала XX века сборник церковного чтения «Пролог». Многие сюжеты впослед­ствии почерпнула из него светская литература.

Известны два вида патериков. Они составлялись либо по алфавитному расположению имен Святых Отцов, о ко­торых и от имени которых записывались рассказы и на­ставления, либо по принципу тематических глав, посвящен­ных той или иной христианской добродетели или же борющей христианина страсти. Именно в таком, поглав-ном патерике и содержится глава «Разные повести к управлению против восстающих на нас блудных броней», ставшая основой этой книги.
КАК ПОРАЗИТЬ ЛЬВА

 



Отцы монашества

Современному человеку

Советы и наставления древних отцов Египетского монашества вошли в сокро­вищницу Церковного Предания. Изрече­ния старцев – это голос всей Церкви. Ты­сячи учеников восприняли их призывы к новой, духовно возвышенной жизни и мужественно вступили в тяжелейшую борьбу со злом ради спасения своей души. Мам ли, христианам XXI века, не услышать отеческие наставления, пропи­танные состраданием и любовью к поги­бающему от грехов человеку?

 

Протоиерей

Андрей Овчинников

 

Преподобный Антоний Великий

(память 17/30 января)

Преподобный Антоний, названный Святой Церковью Великим, по праву именуется и от­цом монашества. Этот воистину величайший подвижник родился около 250 года в египет­ском селении Кома вблизи Фиваидской пусты­ни. Двадцатилетним юношей он отдал нужда­ющимся все свое имение и начал жизнь, наполненную духовными подвигами и трудом. Его житие (написанное свт. Афанасием Алек­сандрийским) повествует о том, как неуто­мимо он перенимал опыт духовного совер­шенствования у других пустынников, как укреплялся в вере, отражая молитвой и пос­том страшные нападения бесовских полчищ. Ни тяжкие увечья, причиненные ему слугами дьявола, ни лицемерная лесть врага рода че­ловеческого не могли поколебать твердости святого и его великого смирения. Укрепив­шись в этой борьбе, преподобный Антоний ре­шился на еще мало известный в то время под­виг отшельничества и удалился в глубь

11

………………….Протоиерей Андрей Овчинников………………

пустыни, чтобы в полном одиночестве и мол­чании продолжить служение Господу. Так он провел 20 лет. Но затем Промысл Господний призвал к святому Антонию людей, жаждав­ших духовного руководства. Вскоре гора, быв­шая местом его уединения, стала приютом множества монастырских обителей. У препо­добного появились ученики, готовые подра­жать его великой любви к Богу, постоянству в трудах и бесстрашию в исповедании веры. Последнее качество Антоний Великий вполне проявил во время жестоких гонений на хрис­тиан в 311 году, когда он ушел из пустыни, чтобы открыто присоединиться к мученикам за веру Христову. Господь спас тогда Своего избранника, так как тому предстояло еще око­ло полувека просвещать современников и на­ставлять братию, бороться с ересями и помо­гать советами власть имущим (преподобного глубоко почитали равноапостольный царь Константин с сыновьями). Скончался препо­добный Антоний в 356 году в возрасте 105 лет. В предсмертных наставлениях инокам он за­вещал им «пребывать всегда в единении меж­ду собою, а преимущественно с Господом, а по­том со святыми, да примут они и вас по смерти в вечные свои кровы, как друзей и знаемых». Мощи святого Антония Великого два столетия пребывали в благословленной его подвигами пустыне, а затем, в Средние века, были увезе­ны в Европу и ныне покоятся в храме Святого Иулиана в Арисе (Франция).

12
……………..«Основной инстинкт» или блудная страсть…………


Дата: 2018-12-28, просмотров: 35.