5
Немного истории
Обрести Град Божий
На протяжении всей истории Церкви в ней, сменяя друг друга, возникали особые очаги духовной жизни. Они объединяли людей, однажды осознавших себя, по слову апостола, «чадами Божиими» (Ин. 1; 12) и устремившихся всеми силами души к обретению и познанию Истины, явленной в Иисусе Христе. В IV—VI веках таким благодатным духовным оазисом стали пустынные пространства Верхнего и Нижнего Египта.
То была сложная и противоречивая эпоха. В 313 году Эдикт императора Константина I Великого подвел итог трех столетий, на протяжении которых христиане боролись за свое существование, бесстрашно погибали, исповедуя свою веру, являя миру невиданный дотоле пример самоотверженности, любви к Спасителю и стремления в Царство Небесное. От лица императорской власти христианство было провозглашено государственной религией, но по сути своих законов, нравов, быта огромная Римская империя оставалась языческой, изобиловала контрастами и конфликтами, была сотрясаема сменой властителей и идеологий, возникновением различных ересей. В такой атмосфере нелегко было жить по законам Евангелия, noэmо-му и потянулись томимые духовной жаждой христиане в
6
…………………….Обрести Град Божий…………………………
безлюдные земли, чтобы там, прервав все социальные связи, забыв о несправедливости и несвободе, обрести свой Град Божий.
Почти все первоначально желали одинокого подвига, продолжая традицию II— III веков, когда из-за жестоких гонений первые отшельники, как, например, Павел Фивей-ский (ок. 228 — ок. 341), на десятилетия уединялись в пещерах Фиваидской пустыни. Множество затворников было рассеяно по Фиваиде. Однако природа человеческая рано или поздно склоняется к сообществу, возникает потребность в руководстве и научении. Так возле тех, кого Господь наделил даром пастырства, — опытных старцев и прославленных подвижников, — начинают расти монашеские поселения. Пустыни заселяются так быстро, что еще при жизни первых Святых Отцов — основателей общин можно было говорить о внезапно образовавшейся «иноческой стране» с монастырями, в которых сосредоточивалось до нескольких тысяч человек. Существование подвижников в таких монастырях могло принимать разные формы — от полуотшельнических поселений, где каждый брат уединялся в своей келье (такому образу жизни монахов положил начало Антоний Великий), до киновий, организованных по принципу строгого общежития (эта форма монашества была учреждена Пахомием Великим, младшим современником св. Антония).
Поучительная жизнь первых монахов христианского Востока недолго оставалась предметом устной славы и умножавшихся преданий. Изречения Святых Отцов, краткие повествования о них стали собирать и записывать в крупнейших египетских монастырях — Нитрии, Келлии, Ските. Множество рукописных сборников с этими рассказами, переведенными на разные языки, стали широко известны под названием патериков. «Отечники», или «книги отцов» (от греч. pater—отец), в переводе на церковнославянский в XI веке появились и на Руси, послужив прообразом оригинальных русских произведений этого жанра — Киево-Печерского, Волоколамского, Псково-Печерского, Соловецкого патериков. Предназначенные в первую очередь тем, кто уже
7
……………………….Немного истории…………………………….
избрал иноческую стезю или готовился к подвигу, патерики со временем стали любимым в народе нравоучительным и одновременно занимательным чтением. Уже в XII веке русские книжники переработали переводные предания о древних пустынниках, поместив их в знаменитый и исключительно популярный вплоть до начала XX века сборник церковного чтения «Пролог». Многие сюжеты впоследствии почерпнула из него светская литература.
Известны два вида патериков. Они составлялись либо по алфавитному расположению имен Святых Отцов, о которых и от имени которых записывались рассказы и наставления, либо по принципу тематических глав, посвященных той или иной христианской добродетели или же борющей христианина страсти. Именно в таком, поглав-ном патерике и содержится глава «Разные повести к управлению против восстающих на нас блудных броней», ставшая основой этой книги.
КАК ПОРАЗИТЬ ЛЬВА
Отцы монашества
Современному человеку
Советы и наставления древних отцов Египетского монашества вошли в сокровищницу Церковного Предания. Изречения старцев – это голос всей Церкви. Тысячи учеников восприняли их призывы к новой, духовно возвышенной жизни и мужественно вступили в тяжелейшую борьбу со злом ради спасения своей души. Мам ли, христианам XXI века, не услышать отеческие наставления, пропитанные состраданием и любовью к погибающему от грехов человеку?
Протоиерей
Андрей Овчинников
Преподобный Антоний Великий
(память 17/30 января)
Преподобный Антоний, названный Святой Церковью Великим, по праву именуется и отцом монашества. Этот воистину величайший подвижник родился около 250 года в египетском селении Кома вблизи Фиваидской пустыни. Двадцатилетним юношей он отдал нуждающимся все свое имение и начал жизнь, наполненную духовными подвигами и трудом. Его житие (написанное свт. Афанасием Александрийским) повествует о том, как неутомимо он перенимал опыт духовного совершенствования у других пустынников, как укреплялся в вере, отражая молитвой и постом страшные нападения бесовских полчищ. Ни тяжкие увечья, причиненные ему слугами дьявола, ни лицемерная лесть врага рода человеческого не могли поколебать твердости святого и его великого смирения. Укрепившись в этой борьбе, преподобный Антоний решился на еще мало известный в то время подвиг отшельничества и удалился в глубь
11
………………….Протоиерей Андрей Овчинников………………
пустыни, чтобы в полном одиночестве и молчании продолжить служение Господу. Так он провел 20 лет. Но затем Промысл Господний призвал к святому Антонию людей, жаждавших духовного руководства. Вскоре гора, бывшая местом его уединения, стала приютом множества монастырских обителей. У преподобного появились ученики, готовые подражать его великой любви к Богу, постоянству в трудах и бесстрашию в исповедании веры. Последнее качество Антоний Великий вполне проявил во время жестоких гонений на христиан в 311 году, когда он ушел из пустыни, чтобы открыто присоединиться к мученикам за веру Христову. Господь спас тогда Своего избранника, так как тому предстояло еще около полувека просвещать современников и наставлять братию, бороться с ересями и помогать советами власть имущим (преподобного глубоко почитали равноапостольный царь Константин с сыновьями). Скончался преподобный Антоний в 356 году в возрасте 105 лет. В предсмертных наставлениях инокам он завещал им «пребывать всегда в единении между собою, а преимущественно с Господом, а потом со святыми, да примут они и вас по смерти в вечные свои кровы, как друзей и знаемых». Мощи святого Антония Великого два столетия пребывали в благословленной его подвигами пустыне, а затем, в Средние века, были увезены в Европу и ныне покоятся в храме Святого Иулиана в Арисе (Франция).
12
……………..«Основной инстинкт» или блудная страсть…………
Дата: 2018-12-28, просмотров: 312.