Транспортной задачей называется разновидность задач линейного программирования.
Имеется пунктов производства однородного продукта с объемами производства и пунктов потребления с объемами потребления . Известна стоимость перевозки единицы продукции от -го пункта производства до -го пункта потребления . Требуется составить план перевозок так, чтобы запасы продукта у поставщиков были вывезены и удовлетворены потребности потребителей, при этом стоимость перевозки должна быть минимальной.
Модель имеет вид
, (2.12.1)
где – объем перевозок от -го поставщика -му потребителю.
Удовлетворение вывоза продукта:
, . (2.12.2)
Удовлетворение потребности получателей продукта
, , (2.12.3)
. (2.12.4)
Условие разрешимости такой задачи:
, (2.12.5)
т. е. суммарные запасы продукта равны суммарным объемам потребления. Такая задача называется закрытого типа. В противном случае задача открытого типа.
Для решения задачи при условии
(2.12.6)
вводится фиктивный поставщик с запасом продукта
. (2.12.7)
Если общий спрос продукта меньше суммарного запаса продукта
, (2.12.8)
то вводится фиктивный потребитель в пункт потребления со спросом
. (2.12.9)
Тарифы на доставку продукта фиктивным поставщикам и потребителям назначаются нулевые.
Исходные данные и решение помещается в специальной транспортной таблице.
Планом называется матрица перевозок . Для решения транспортной задачи вначале составляется опорный план, оценивается этот план на оптимальность, переходят к новому плану с меньшими транспортными затратами.
Опорный план возможно построить методом «северо-западного угла» и методом «минимального элемента».
При методе «минимального элемента» первой загружается клетка с наименьшим тарифом. Далее загружается клетка той же строки (столбца) со следующим по величине тарифом и т.д.
Метод «наименьшего элемента» дает план, более близкий к оптимальному, по сравнению с методом «северо-западного угла».
Задача 2.2.12.1. В резерве железнодорожных станций , и находятся 100, 150 и 50 порожних вагонов, пригодных для перевозки сырья. Зерно находится в 4 пунктах с потребностью вагонов 75, 80, 60 и 85 для перевозки зерна. Стоимость перегона одного вагона от станции до пунктов отражены в таблице.
Составить экономическую модель транспортной задачи из условия минимизации стоимости перегона вагонов. Найти решение методом потенциалов.
Таблица 12.1
75 | 80 | 60 | 85 | ||
100 | 6 | 7 5 | 3 60 | 5 35 | 0 |
150 | 1 75 | 2 75 | 5 | 6 | 5 |
50 | 3 | 10 | 20 | 1 50 | 6 |
6 | 7 | 3 | 5 |
Решение.
Задача является закрытой, т.к. выполняется
.
Для построения опорного плана применен метод «минимального элемента».
Вычисление потенциалов по базисным клеткам
;
; ; ; ;
; ; ; ;
; ; ; .
Проверка на оптимальность небазисных клеток
Оценки оптимальности удовлетворяют, план оптимален, перераспределения базиса не требуется.
План отражен в матрице
.
Общая стоимость перевозок
денежных единиц.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 296.