Исследования М. Я. Басова (1892—1931) было принято отно- сить к особой науке — педологии.
Под ней имелось в виду комплексное изучение ребенка, охваты- вающее все аспекты его развития, — не только психологические, но и антропологические, генетические, физиологические и др.
До Басова в воззрениях на предмет психологии резко проти- востояли друг другу сторонники давно признанного убеждения, согласно которому этим предметом является сознание, и сторон- ники нового убеждения, считавшие, что им является поведение. После Басова картина изменилась. Нужно, считал он, перейти в совершенно новую плоскость. Подняться и над тем, что осознает субъект, и над тем, что проявляется в его внешних действиях. не механически объединить одно и другое, а включить их в качест- венно новую структуру. Он ее назвал деятельностью.
Приверженцы структурализма считали, что психическая струк- тура складывается из элементов сознания, гештальтизма — из ди- намики психических форм (гештальтов), функционализма — из взаимодействия функций (восприятия, памяти, воли и т. п.), би- хевиоризма — из стимулов и реакций, рефлексологии — из рефлек- сов. Басов же предложил считать деятельность особой структурой, состоящей из отдельных актов и механизмов, связи между которы- ми регулируются задачей.
Структура может быть устойчивой, стабильной. Но она может также каждый раз создаваться заново. В любом случае деятель- ность является субъективной. За всеми ее актами и механизмами стоит субъект, «человек как деятель в среде».
Труд — особая форма взаимодействия его участников между собой и с природой. Он качественно отличается от поведения жи- вотных. Его изначальным регулятором служит цель, которой под- чиняются и тело, и душа субъектов трудового процесса.
Басов, руководя педологическим отделением Ленинградского педагогического института им. Герцена, пригласил Рубинштейна на кафедру психологии, где он написал свой главный труд «Осно- вы общей психологии» (1940). Лейтмотивом труда служил прин- цип «единства сознания и деятельности».
Идея о том, что общение человека с миром не является пря- мым и непосредственным, но совершается не иначе как посред- ством его реальных действий с объектами этого мира, изменяла всю систему прежних взглядов на сознание. Его зависимость от предметных действий, а не от внешних предметов самих по себе становится важнейшей проблемой психологии.
Сознание, ставя цели, проектирует активность субъекта и от- ражает реальность в чувственных и умственных образах. Предпо- лагалось, что природа сознания является изначально социальной, обусловленной общественными отношениями.
Поскольку же эти отношения изменяются от эпохи к эпохе, то и сознание представляет собой исторически изменчивый продукт. Положение о том, что все, что совершается в психической сфере человека, укоренено в его деятельности, развивал также
А. Н. Леонтьев (1903—1979).
Сперва он следовал линии, намеченной Выготским. Но затем, высоко оценив идеи Басова о «морфологии» деятельности, он предложил свою схему ее организации и преобразования на раз- личных уровнях: в эволюции животного мира, истории челове- ческого общества, а также в индивидуальном развитии челове- ка — «Проблемы развития психики» (1959).
Деятельность — это особая целостность. Она включает раз- личные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассмат- ривать порознь. Они образуют систему.
Обращение к деятельности как присущей человеку форме су- ществования позволяет включить в широкий социальный кон- текст изучение основных психологических категорий (образ, действие, мотив, отношение, личность), которые образуют внут- ренне связанную систему.
Содержание
ЛЕКЦИЯ № 1. Развитие психологических знаний
в рамках учения о душе....................................................... 3
1. Представление о душе философов милетской школы... 3
2. Гераклит. Идея развития как закон (Логос).
Душа («психея») как особое состояние огненного начала............... 5
3. Алкмеон. Принцип нервизма. Нейропсихизм.
Принцип подобия.......................................................... 8
4. Эмпедокл. Учение о четырех «корнях». Биопсихизм. Принцип подобия и теория истечений......................................................... 10
5. Атомистическая философско-психологическая концепция Демокрита.
Гиппократ и учение о темпераментах............................ 12
6. Философско-этическая система Сократа.
Назначение философии. Метод сократической беседы.. 17
7. Платон: истинное бытие и мир идей.
Чувственный мир и небытие. Высшая идея Блага
и мировая душа Зла. Бессмертие души........................... 18
8. Учение Аристотеля о душе......................................... 23
9. Психологические взгляды стоиков................................... 26
10. Эпикур и Лукреций Кар о душе................................ 27
11. Александрийская школа врачей..................................... 29
12. Психофизиология Клавдия Галена................................. 30
ЛЕКЦИЯ № 2. Философское учение о сознании................... 33
1. Плотин: Психология как наука о сознании............... 33
2. Августин: христианское
раннесредневековое мировоззрение........................... 34
ЛЕКЦИЯ № 3. Развитие естествознания.............................. 35
1. Расцвет естествознания на Арабском востоке............ 35
2. Психологические идеи средневековой Европы......... 40
3. Развитие психологии в эпоху Возрождения.............. 43
ЛЕКЦИЯ № 4. Психология нового времени XVII в............... 49
1. Основные тенденции развития философии
и психологии в XVII в. Открытия Н. Коперника,
Д. Бруно, Г. Галилея, У. Гарвея, Р. Декарта................. 49
2. Материализм и идеализм......................................... 51
3. Философско-психологическая система Р. Декарта..... 53
4. Материалистическая теория Т. Гоббса...................... 56
5. Учение Б. Спинозы о психике................................... 60
6. Сенсуализм Д. Локка................................................ 63
7. Г. Лейбниц: идеалистическая традиция
в немецкой философии и психологии.......................... 67
ЛЕКЦИЯ № 5. Развитие психологии
в эпоху просвещения......................................................... 71
1. Англия. Развитие ассоциативной психологии........... 71
2 Французский материализм........................................ 78
3. Германия.
Развитие немецкой психологии в XVIII—XIX вв............ 83
4. Философский этап развития психологии.................. 86
157
ЛЕКЦИЯ № 6. Становление психологии
как самостоятельной наук.................................................. 89
1. Естественнонаучные предпосылки
становления психологии............................................... 89
2. Возникновение первых экспериментальных
разделов психологии...................................................... 108
ЛЕКЦИЯ№7. Основные психологические школы............... 121
1. Кризис психологии.................................................. 121
2. Бихевиоризм........................................................... 123
3. Психоанализ........................................................... 124
4. Гештальтизм.............................................................. 126
ЛЕКЦИЯ№8. Эволюция школ и направлений.................... 131
1. Необихевиоризм......................................................... 131
2. Теория развития интеллекта.
Эмпирический фундамент теории............................... 133
3. Неофрейдизм.......................................................... 134
4. Когнитивная психология. Компьютеры.
Кибернетика и психология...................................... 135
5. Гуманистическая психология........................................ 136
ЛЕКЦИЯ№9 . Психология в России.................................... 141
1. М. В. Ломоносов:
материалистическое направление в психологии.................. 141
2. А. Н. Радищев. Человек как часть природы.............. 142
3. Философско-психологические воззрения
А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова.. 144
4. Н. Г. Чернышевский. Предмет, задачи
и метод психологии..................................................... 146
5. П. Д. Юркевич о душе и внутреннем опыте............... 147
6. И. В. Сеченов: психический акт подобен
рефлексу.................................................................... 148
7. Развитие экспериментальной психологии....................... 149
8. Рефлексология........................................................ 152
9. П. П. Блонский — психология развития ребенка...... 153
10. Единство сознания и деятельности.......................... 154
Лучинин А. С.
История психологии.
Конспект лекций
Завредакцией: Пятибратова М.С. Редактор: Зябликова Е. В. Корректор: Ульянова И.И.
Компьютерная верстка: Шиндина В.В.
Формат: 84 × 108/32 Гарнитура: «Ньютон»
Дата: 2018-12-28, просмотров: 241.