Единство сознания и деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Исследования М. Я. Басова (1892—1931) было принято отно- сить к особой науке — педологии.

Под ней имелось в виду комплексное изучение ребенка, охваты- вающее все аспекты его развития, — не только психологические, но и антропологические, генетические, физиологические и др.

До Басова в воззрениях на предмет психологии резко проти- востояли друг другу сторонники давно признанного убеждения, согласно которому этим предметом является сознание, и сторон- ники нового убеждения, считавшие, что им является поведение. После Басова картина изменилась. Нужно, считал он, перейти в совершенно новую плоскость. Подняться и над тем, что осознает субъект, и над тем, что проявляется в его внешних действиях. не механически объединить одно и другое, а включить их в качест- венно новую структуру. Он ее назвал деятельностью.

Приверженцы структурализма считали, что психическая струк- тура складывается из элементов сознания, гештальтизма — из ди- намики психических форм (гештальтов), функционализма — из взаимодействия функций (восприятия, памяти, воли и т. п.), би- хевиоризма — из стимулов и реакций, рефлексологии — из рефлек- сов. Басов же предложил считать деятельность особой структурой, состоящей из отдельных актов и механизмов, связи между которы- ми регулируются задачей.

Структура может быть устойчивой, стабильной. Но она может также каждый раз создаваться заново. В любом случае деятель- ность является субъективной. За всеми ее актами и механизмами стоит субъект, «человек как деятель в среде».

Труд — особая форма взаимодействия его участников между собой и с природой. Он качественно отличается от поведения жи- вотных. Его изначальным регулятором служит цель, которой под- чиняются и тело, и душа субъектов трудового процесса.


 

 

Басов, руководя педологическим отделением Ленинградского педагогического института им. Герцена, пригласил Рубинштейна на кафедру психологии, где он написал свой главный труд «Осно- вы общей психологии» (1940). Лейтмотивом труда служил прин- цип «единства сознания и деятельности».

Идея о том, что общение человека с миром не является пря- мым и непосредственным, но совершается не иначе как посред- ством его реальных действий с объектами этого мира, изменяла всю систему прежних взглядов на сознание. Его зависимость от предметных действий, а не от внешних предметов самих по себе становится важнейшей проблемой психологии.

Сознание, ставя цели, проектирует активность субъекта и от- ражает реальность в чувственных и умственных образах. Предпо- лагалось, что природа сознания является изначально социальной, обусловленной общественными отношениями.

Поскольку же эти отношения изменяются от эпохи к эпохе, то и сознание представляет собой исторически изменчивый продукт. Положение о том, что все, что совершается в психической сфере человека, укоренено в его деятельности, развивал также

А. Н. Леонтьев (1903—1979).

Сперва он следовал линии, намеченной Выготским. Но затем, высоко оценив идеи Басова о «морфологии» деятельности, он предложил свою схему ее организации и преобразования на раз- личных уровнях: в эволюции животного мира, истории челове- ческого общества, а также в индивидуальном развитии челове- ка — «Проблемы развития психики» (1959).

Деятельность — это особая целостность. Она включает раз- личные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассмат- ривать порознь. Они образуют систему.

Обращение к деятельности как присущей человеку форме су- ществования позволяет включить в широкий социальный кон- текст изучение основных психологических категорий (образ, действие, мотив, отношение, личность), которые образуют внут- ренне связанную систему.


 

 



Содержание

 

ЛЕКЦИЯ № 1. Развитие психологических знаний

в рамках учения о душе....................................................... 3

1. Представление о душе философов милетской школы... 3

2. Гераклит. Идея развития как закон (Логос).

Душа («психея») как особое состояние огненного начала............... 5

3. Алкмеон. Принцип нервизма. Нейропсихизм.

Принцип подобия.......................................................... 8

4. Эмпедокл. Учение о четырех «корнях». Биопсихизм. Принцип подобия и теория истечений......................................................... 10

5. Атомистическая философско-психологическая концепция Демокрита.

Гиппократ и учение о темпераментах............................ 12

6. Философско-этическая система Сократа.

Назначение философии. Метод сократической беседы.. 17

7. Платон: истинное бытие и мир идей.

Чувственный мир и небытие. Высшая идея Блага

и мировая душа Зла. Бессмертие души........................... 18

8. Учение Аристотеля о душе......................................... 23

9. Психологические взгляды стоиков................................... 26

10. Эпикур и Лукреций Кар о душе................................ 27

11. Александрийская школа врачей..................................... 29

12. Психофизиология Клавдия Галена................................. 30


 

ЛЕКЦИЯ № 2. Философское учение о сознании................... 33

1. Плотин: Психология как наука о сознании............... 33

2. Августин: христианское

раннесредневековое мировоззрение........................... 34

ЛЕКЦИЯ № 3. Развитие естествознания.............................. 35

1. Расцвет естествознания на Арабском востоке............ 35

2. Психологические идеи средневековой Европы......... 40

3. Развитие психологии в эпоху Возрождения.............. 43

ЛЕКЦИЯ № 4. Психология нового времени XVII в............... 49

1. Основные тенденции развития философии

и психологии в XVII в. Открытия Н. Коперника,

Д. Бруно, Г. Галилея, У. Гарвея, Р. Декарта................. 49

2. Материализм и идеализм......................................... 51

3. Философско-психологическая система Р. Декарта..... 53

4. Материалистическая теория Т. Гоббса...................... 56

5. Учение Б. Спинозы о психике................................... 60

6. Сенсуализм Д. Локка................................................ 63

7. Г. Лейбниц: идеалистическая традиция

в немецкой философии и психологии.......................... 67

ЛЕКЦИЯ № 5. Развитие психологии

в эпоху просвещения......................................................... 71

1. Англия. Развитие ассоциативной психологии........... 71

2 Французский материализм........................................ 78

3. Германия.

Развитие немецкой психологии в XVIII—XIX вв............ 83

4. Философский этап развития психологии.................. 86

157


 

ЛЕКЦИЯ № 6. Становление психологии

как самостоятельной наук.................................................. 89

1. Естественнонаучные предпосылки

становления психологии............................................... 89

2. Возникновение первых экспериментальных

разделов психологии...................................................... 108

ЛЕКЦИЯ№7. Основные психологические школы............... 121

1. Кризис психологии.................................................. 121

2. Бихевиоризм........................................................... 123

3. Психоанализ........................................................... 124

4. Гештальтизм.............................................................. 126

ЛЕКЦИЯ№8. Эволюция школ и направлений.................... 131

1. Необихевиоризм......................................................... 131

2. Теория развития интеллекта.

Эмпирический фундамент теории............................... 133

3. Неофрейдизм.......................................................... 134

4. Когнитивная психология. Компьютеры.

Кибернетика и психология...................................... 135

5. Гуманистическая психология........................................ 136

ЛЕКЦИЯ№9 . Психология в России.................................... 141

1. М. В. Ломоносов:

материалистическое направление в психологии.................. 141

2. А. Н. Радищев. Человек как часть природы.............. 142

3. Философско-психологические воззрения

А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова.. 144


 

4. Н. Г. Чернышевский. Предмет, задачи

и метод психологии..................................................... 146

5. П. Д. Юркевич о душе и внутреннем опыте............... 147

6. И. В. Сеченов: психический акт подобен

рефлексу.................................................................... 148

7. Развитие экспериментальной психологии....................... 149

8. Рефлексология........................................................ 152

9. П. П. Блонский — психология развития ребенка...... 153

10. Единство сознания и деятельности.......................... 154


 

 

Лучинин А. С.






История психологии.

Конспект лекций

 

 

Завредакцией: Пятибратова М.С. Редактор: Зябликова Е. В. Корректор: Ульянова И.И.

Компьютерная верстка: Шиндина В.В.

Формат: 84 × 108/32 Гарнитура: «Ньютон»

Дата: 2018-12-28, просмотров: 214.