Прежде чем были изобретены объективные методы изучения целостного поведения, научно-психологическая мысль добилась крупных успехов в экспериментальном анализе деятельности ор- ганов чувств.
Эти успехи были связаны с открытием закономерной, матема- тически исчислимой зависимости между объективными физиче- скими стимулами и производимыми ими психическими эффекта- ми — ощущениями. Именно это направление сыграло решающую роль в превращении психологии в самостоятельную эксперимен- тальную науку.
К новым открытиям пришел исследователь органов чувств — физиолог Эрнст Вебер (1795—1878). Он задался воп- росом: насколько следует изменять силу раздражения, чтобы субъект уловил едва заметное различие в ощущении. Таким образом, акцент был перемещен. Опыты и математические выкладки стали истоком течения, влившегося в современную науку под названием психофизики. Психофизика начинала с представлений о локальных психических феноменах. Но получила огромный методологический и методический резо- нанс во всем корпусе психологического знания. В него внед- рялись эксперимент, число, мера. Таблица логарифмов ока- залась приложимой к явлениям душевной жизни, поведению субъекта.
Прорыв от психофизиологии к психофизике был знаменате- лен и в том отношении, что разделил принцип причинности и принцип закономерности. Психофизика доказала, что в пси- хологии и при отсутствии знаний о телесном субстрате могут быть строго эмпирически открыты законы, которым подвластны ее явления.
Во второй половине XIX в. отдельные вопросы и пробле- мы, лежащие на границе физиологии и психологии, становят- ся предметом специальных и систематических исследований, которые затем обособляются и оформляются в относительно самостоятельные научные направления. Одной из первых та- ких областей и явилась психофизика, созданная немецким физиком, физиологом и философом Г. Фехнером (1801— 1887).
Психофизика была задумана Фехнером как наука о всеоб- щей связи физического и духовного мира. Опираясь на фило- софию Шиллинга, Фехнер выступил с учением о тождестве психического и физического, выдвинул принцип всеобщей одушевленности природы. По мнению Фехнера, должна быть
создана специальная наука, которая с помощью эксперимента и математики могла бы доказать выдвинутую им философскую концепцию. Такой наукой и явилась психофизика, которая оп- ределялась им как точное учение о функциональных отноше- ниях между телом и душой.
Согласно Фехнеру, психофизика должна заниматься экспери- ментально-математическим изучением различных психиче- ских процессов (ощущений, восприятий, чувств, внимания и т. п.) в их отношении, с одной стороны, к физическим факто- рам, что должно составить предмет внешней психофизики, с дру- гой — в отношении к анатомо-физиологическим основаниям, что должно было представить предмет внутренней психофизики. Но Фехнеру пришлось ограничить собственные исследования лишь областью внешней психофизики, поскольку в тот период наиболее доступными для экспериментально-математического обоснования оказались вопросы, связанные с отношением пси- хических явлений с внешними физическими условиями. Особую роль здесь сыграли исследования Э. Вебера по изучению осязания и порогов чувствительности. Именно опыты Вебера показали, что существует определенная зависимость между физическим и психическим, в частности между раздражением и ощущением, и что обнаруженные отношения между ними поддаются экспери- ментальному измерению. Немалое значение для определения специфики новой науки сыграли идеи Гербарта, в частности его учение о порогах сознания и обоснование возможности приме-
нения математики в психологии.
В отличие от Гербарта, у которого понятие интенсивности бы- ло приписано оторванной от внешнего мира духовной сущности, Фехнер приложил это понятие к ощущениям, поставив послед- ние в связь с внешними раздражениями.
Психофизика становилась наукой о связи раздражений и ощущений. Установленные Фехнером положения об измери- мости психофизических отношений и о возможности примене- ния математического закона к ним ставили на передний план проблему разработки специальных методов психофизического измерения и способов математического анализа и описания пси- хофизических отношений. Общая программа построения психо- физики включила три главные задачи:
1) установить, какому закону подчиняются отношения пси- хического и физического мира, на примере связи раздраже- ний и ощущений;
2) дать математическую формулировку этому закону;
3) разработать психофизические методы измерения. Впервые с идеей создания новой экспериментально-матема-
тической науки — психофизики — Фехнер выступил в 1851 г. Последующие годы он был занят практическим осуществлением своей психофизической программы. В 1860 г. в свет выходит ос- новная работа Г. Фехнера «Элементы психофизики». Результа- ты проведенных многочисленных экспериментов и измерений, связанных с изучением элементарных эстетических чувств, бы- ли сведены и обобщены им в книге «Введение в эстети- ку» (1876). Появление этой работы Фехнера знаменовало отк- рытие другой точной области знаний — экспериментальной эстетики. Разработанные им методы изучения эстетических чувств оказались пригодными для психологии и в скором време- ни были использованы В. Вундтом для исследования элементар- ных эмоций.
Одной из существенных его заслуг является установление им основного психофизического закона. Исходным материалом для его выведения явились опыты Вебера по определению порогов.
Фехнер был убежден в том, что он нашел незыблемый закон, выражающий отношение между телесным и духовных миром.
Другое направление критики было связано с вопросом о грани- цах и пределах действия закона Вебера–Фехнера. Г. Ауберт (1865) и Г. Гельмгольц (1867) нашли, что в области зрения происходят ук- лонения от основного психофизического закона, причем отно- шение разности сохраняется только при средних степенях интен- сивности света, тогда как при слабых и сильных яркостях это отношение увеличивается. Аналогичные отклонения от основно- го психофизического закона были обнаружены и в других видах чувствительности. Более всего против формулы Фехнера высту- пал Дельбеф, написавший в 1873 г. книгу «Этюды психофизики», где он предлагал либо полную замену формулы, либо ее иное ис- толкование.
Но, как показали дальнейшие события, эта критика не столь- ко подорвала психофизику, сколько стимулировала ее последую-
щее развитие. Несмотря на самые различные подходы, которые имеют место в современной психофизике, она остается одной из наиболее фундаментальных и разработанных областей в общей и экспериментальной психологии.
В тесной связи с основным психофизическим законом на- ходится учение Фехнера о порогах. В отличие от Гербарта Фех- нер применил понятие порога не к сознанию в целом, а только к ощущениям. Понятие «порога сознания» было заменено на понятие «порога ощущений».
Наряду с порогами ощущений Фехнер вводит понятие экстен- сивных порогов, к которым он относил пороги временные и пространственные. В своих опытах Фехнер пользовался тремя основными методами: метод минимальных изменений, метод средних ошибок и метод верных и ложных случаев. Используя этот принцип, Вебер сконструировал свой знаменитый цир- куль (1830), с помощью которого производились опыты по изме- рению кожных пространственных порогов. Апробированный Ве- бером метод астрономов был доведен до большего совершенства в процедурном и математическом отношении Фехнером. Он же и назвал его «методом минимальных изменений».
Метод минимальных изменений наиболее прост и достаточно точен при определении абсолютных и разностных порогов. Его иногда называют прямым, поскольку при его использовании непосредственно переходят от одной интенсивности к другой и определяют величину, при которой наступает едва заметное ощущение или едва заметное различие между двумя из них. Метод минимальных изменений удобен и в том смысле, что не требует слишком большого числа опытов, чтобы с известной точностью определить величину порога. Наряду с достоинства- ми методу минимальных изменений присущи и определенные недостатки, которые обнаружились при первых же измерениях. Эти первоначальные опыты показали, что пороговые величины, получаемые с помощью названного метода, подвержены большим колебаниям как у разных испытуемых, так и у одного и того же субъекта в зависимости от различных неконтролируемых внешних и внутренних факторов. Величина порога имеет как бы известную
«растяжимость», или определенный диапазон, в пределах которого происходит колебание порога. Г. Фехнер полагал, что пороги сами
по себе являются величинами постоянными, и все отклонения от их абсолютного значения оценивались как ошибки наблюдения. Чтобы устранить эти ошибки и снять влияние различных факторов на величину порога, Г. Фехнер разрабатывает два других метода — метод средних ошибок, а также метод верных и ложных случаев.
Метод средних ошибок был перенесен в психофизику из аст- рономии и физики для изучения глазомера и кожных порогов. Фехнер придал этому методу завершенный в математическом и методическом отношении вид. То же самое было сделано им и в отношении метода верных и ложных случаев.
Разработкой психофизических методов Фехнер внес огромный вклад в историю психологии, который состоит в том, что он положил начало математической и экспериментальной психо- логии.
Центральной фигурой в создании основ, на которых строи- лась психология как наука, имеющая собственный предмет, был Г. Гельмгольц (1821—1894). Его разносторонний гений преобра- зовал многие науки о природе, в том числе о природе психиче- ского. Им был открыт закон сохранения энергии.
Занявшись таким телесным устройством, как орган чувств, Гельмгольц принял за объяснительный принцип не энергети- ческое (молекулярное), а анатомическое начало. Эксперимен- тальная работа столкнула Гельмгольца с необходимостью ввести новые причинные факторы.
Источником психического (зрительного) образа выступал внешний объект, в возможно более отчетливом видении кото- рого, состояла решаемая глазом задача.
Выходило, что причина психического эффекта скрыта не в уст- ройстве организма, а вне него.
В зоне научного анализа появились феномены, которые гово- рили об особой форме причинности: не физической и не физио- лого-анатомической, а психической. Намечалось разделение психики и сознания. В то время когда Фехнер был всецело погло- щен психофизическими измерениям, большая группа физиоло- гов вплотную подошла к экспериментальной разработке проблем психофизиологии органов чувств. Его влияние в развитии психо- физиологии было решающим.
Гельмгольц основное усилие направляет на эксперименталь- ное изучение психических явлений в их связи с анатомией и фи- зиологией органов чувств.
Центральное место в экспериментальных исследованиях Гельм- гольца занимают вопросы психофизиологии зрения и слуха. К изу- чению физиологии зрения Гельмгольц приступает почти сразу же после известных его опытов по измерению скорости проведения нервного возбуждения (1851). Уже в 1856 г. в свет выходит первый том его «Физиологической оптики». Последующие второй и третий тома выходят, соответственно, в 1860 и 1866 гг. С точки зрения пси- хологии наибольший интерес представляют последние два тома, поскольку во втором томе подробнейшим образом излагается его трехкомпонентная теория цветового зрения, а третий том содержит широко известные общую эмпирическую теорию зрения, учение о «бессознательном выводе» и теорию об «ощущениях иннерва- ции». С 1856 г. Гельмгольц начинает заниматься и физиологичес- кой акустикой. В 1863 г. он публикует обобщающий труд, в кото- ром приводит обширный материал по экспериментальному изучению тонального состава гласных звуков, тембра, комбинаци- онных тонов, выдвигает учение о диссонансе и консонансе, излага- ет резонансную теорию слуха.
На основе многочисленных опытов по изучению простых и сложных тонов Гельмгольц приходит к выводу о резонансной природе звукового и слухового аппарата у человека.
Результаты его исследований не только зафиксировали новый уровень знаний, но и дали сильный толчок к развертыванию в области психофизиологии слуха многих новых теоретических и экспериментальных исследований.
Еще больший научный вклад и эффект стимуляции даль- нейшей исследовательской работы имеют опыты Гельмгольца в области психофизиологии зрения. Он выдвинул ряд общих теорий — трехкомпонентную теорию цветового зрения, генети- ческую теорию зрительного восприятия пространства и связан- ное с ней учение о «бессознательном умозаключении», учение об
«ощущениях иннервации». В этих теориях наиболее ярко проя- вились философско-методологические позиции Гельмгольца.
Значительная часть исследований Гельмгольца была связана с изучением цветового зрения.
Экспериментальное изучение явлений контраста, глазомера, иллюзий, механизмов бинокулярного зрения, восприятия нап- равления и глубины привело Гельмгольца к заключению о том, что все вышеперечисленные зрительные функции есть не врож- денные свойства глаза, а продукты опыта и упражнения, эффек- ты многократного повторения сенсомоторных связей и ассоциа- ций, образующихся при различных субъективных и объективных условиях пространственного видения.
Из общей эмпирической теории зрения вытекало и учение Гельмгольца «о бессознательном умозаключении».
Его научный вклад в область экспериментальной психофизио- логии велик и многогранен.
Он стоит у истоков современной экспериментальной психо- логии. Психологию он рассматривал как такую науку, которая всецело должна строиться на основе экспериментальных и мате- матических методов.
Он был склонен сводить психологию целиком к физиологии. Его попытки растворить психологию в физиологии следует счи- тать ошибочными и механистическими.
Но для эпохи, в которой протекала его научная деятельность, они имели и позитивную сторону, поскольку были направлены на придание психологии естественнонаучной ориентации.
Гельмгольц, своими научными взглядами и достижения- ми значительно приблизил и ускорил время практической перестройки психологии на естественнонаучные основы и принял непосредственное участие в этом прогрессивном движении.
Введение психического фактора как регулятора поведения ор- ганизма произошло и в работах физиолога Э. Пфлюгера.
Он подверг экспериментальной критике схему рефлекса как дуги, в которой центростремительные нервы производят одну и ту же стандартную мышечную реакцию.
Опыты Пфлюгера открывали особую причинность — психи- ческую.
Одновременно эти опыты подрывали принятое мнение о том, что психика и сознание одно и то же.
Начатые астрономами исследования по измерению лично- го уравнения были продолжены многими физиологами, в том
числе Ф. Дондерсом и З. Экснером, которые приступили к из- мерению времени собственно психических компонентов реакции.
З. Экснер измерял простейшие психические реакции как отдельные слуховые, зрительные и кожные. Особенности изменения простой реакции изучались им в зависимости от разных условий, в число которых входили возраст испытуемых, модальность и интенсивность раздражителей, влияние тре- нировки, утомления, действие алкоголя и т. д. Наибольшее внимание З. Экснер уделял определению времени проведения нервного импульса на различных этапах его распространения от органов чувств к центру и обратно. В результате измерения отдельных компонентов, из которых слагается общее время реакции, З. Экснер установил, что наибольшее время в дли- тельности психофизиологических процессов наблюдается на уровне высших отделов центральной нервной системы, тогда как в периферических частях скорость протекания нервных процессов подвержена меньшим изменениям под влиянием того или другого воздействующего фактора. Эти данные позволили З. Экснеру сделать вывод о том, что время превращения центро стремительного возбуждения в центробежное является одной из решающих причин, с которой связаны индивидуальные колебания общего времени реакции. В работах З. Экснера проблема личного уравнения все более выступала как физиологическая и даже как психофизиологическая. Ее старое название уже не отвечало новым представлениям, и поэтому термин «личное уравнение» заменяется З. Экснером
В это время Дондерс занимался измерением психического звена общей реакции. Первые его исследования были связаны с определением длительности реакций на раздражители раз- ных модальностей. Дондерс стал усложнять простую реакцию с помощью введения в нее новых дополнительных компонен- тов: акт различения и акт выбора. Эксперимент позволил Дон- дерсу замерить общее время для обоих психических актов — выбора и различения. Благодаря данной модификации в экс- периментальной процедуре Дондерс сумел измерить в отдель- ности и время различения, и время выбора. Простую реакцию Дондерс назвал А-реакция. Реакцию, включающую одновре- менно и процесс различения, и акт выбора, он назвал В-реак-
ция. Реакция, связанная только с функцией выбора, была наз- вана С-реакцией.
Дондерс рассматривал свои исследования как чисто физио- логические. На самом деле они имели непосредственно психо- логическую направленность и способствовали оформлению еще одного нового раздела будущей экспериментальной психо- логии. Работы Экснера и Дондерса во многих отношениях оп- ределили характер будущих исследований в области измерения психических реакций. Их исследованиями практически завер- шается экспериментальный анализ реакций человека в рамках физиологии.
Оформление психофизики, психофизиологии, психомет- рии создало предпосылки для последующего выделения их из физиологии и объединения их в отдельную самостоятельную дисциплину, которая будет названа Вундтом первоначально физиологической, а позднее просто экспериментальной пси- хологией.
Параллельно с развитием экспериментальной психологии, отвечая на разносторонние запросы практической жизни, стала активно развиваться новая отрасль психологии — психодиагно- стика. Психодиагностика как особая научная дисциплина прош- ла значительный путь развития и становления.
Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX в. под воздействием требо- ваний практики. Ее возникновение было подготовлено несколь- кими направлениями в развитии психологии.
Первым ее источником стала экспериментальная психология, поскольку экспериментальный метод лежит в основе психо- диагностических методик, разработка которых и составляет сущность психодиагностики. Психодиагностика выросла из экспериментальной психологии. А ее возникновение в 1850— 1870-е гг. связано с возросшим влиянием естествознания на об- ласть психических явлений, с процессом «физиологизации» психологии, заключавшимся в переводе изучения особенно- стей человеческой психики в русло эксперимента и точных ме- тодов естественных наук. Первыми экспериментальными мето- дами психологию снабдили другие науки, главным образом фи- зиология.
Началом возникновения экспериментальной психологии ус- ловно считается 1878 г., так как именно в этом году Вундт основал в Германии первую лабораторию экспериментальной психологии. Вильгельм Вундт (1832—1920), намечая перспективы построения психологии как цельной науки, предполагал разработку в ней двух непересекающихся направлений: естественнонаучного, опираю- щегося на эксперимент, и культурно-исторического, в котором главную роль призваны играть психологические методы изучения культуры («психологии народов»). По его теории, естественнона- учные экспериментальные методы можно было применять только к элементарному, низшему уровню психики. Экспериментально- му исследованию подлежит не сама душа, а только ее внешние проявления. Поэтому в его лаборатории изучались ощущения и вызываемые ими двигательные акты — реакции. По образцу ла- боратории Вундта создаются подобные экспериментальные лабо- ратории и кабинеты не только в Германии, но и в других странах (Франции, Голландии, Англии, Швеции, Америке).
Развивающаяся экспериментальная психология вплотную по- дошла к изучению более сложных психических процессов, таких как речевые ассоциации. Сразу же после публикации Гальтона в 1897 г. Вундт использовал ассоциативную методику в своей ла- боратории. Получаемые в опытах индивидуальные различия во времени реакции объяснялись характером ассоциаций, а не ин- дивидуальными особенностями испытуемых.
Однако автором, создавшим первый психологический экс- периментальный метод, был Герман Эббингауз (1850—1909), который изучал законы памяти, используя для этого наборы бессмысленных слогов. Он полагал, что полученные им ре- зультаты не зависели от сознания испытуемого, и, следова- тельно, в большей степени отвечали требованию объективнос- ти. Этим методом Эббингауз открыл путь экспериментальному изучению навыков.
Американский психолог Джеймс Кеттелл (1860—1944) иссле- довал объем внимания и навыки чтения. С помощью тахистоск- опа он определял время, необходимое для того, чтобы воспринять и назвать различные объекты — формы, буквы, слова и так далее. Кеттелл зафиксировал феномен антиципации. Так на рубеже XX в. в психологии утвердился объективный экспериментальный
метод, который начал определять характер психологической нау- ки в целом. С внедрением в психологию эксперимента и появле- нием новых критериев научности ее представлений создались предпосылки для зарождения знаний об индивидуальных разли- чиях между людьми.
Но практика требовала информации о высших функциях в целях диагностики индивидуальных различий между людьми, касающихся приобретения знаний и выполнения сложных форм деятельности.
Дифференциальная психология стала еще одним источни- ком психодиагностики. Вне представлений об индивидуаль- но-психологических особенностях, которые являются пред- метом дифференциальной психологии, невозможно было бы возникновение психодиагностики как науки о методах их из- мерения.
Дифференциально-психологическое изучение человека скла- дывалось под воздействием запросов практики, сначала медицинс- кой и педагогической, а затем и индустриальной. Одной из основ- ных причин, обусловивших зарождение психодиагностики, нужно считать потребность в диагностике и лечении умственно отсталых и душевнобольных людей.
Одна из ранних публикаций, посвященных вопросам умст-венной отсталости, принадлежит французскому врачу Ж. Е. Д. Эскиролю, стремившемуся дифференцировать разные степени умственной отсталости. Другой французский врач — Э. Сеген — первым уделил внимание обучению умственно отста- лых детей с помощью особых методик. Их работы внесли опреде- ленный вклад в разработку методов, помогавших определить умственную отсталость. Существенный шаг в решении этой зада- чи принадлежал французскому психологу Анри Бине (1857—1911). Он начинал с экспериментальных исследований мышления. Вскоре по заданию правительственных органов он стал искать психологические средства, с помощью которых удалось бы отде- лить детей, способных к учению, но ленивых, от тех, кто страдает врожденными дефектами. Опыты по изучению внимания, памя- ти, мышления были проведены на многих испытуемых различ- ных возрастов. Экспериментальные задания Бине превратил в тесты, установив шкалу, каждое деление которой содержало за-
дания, выполнимые нормальными детьми определенного возра- ста. Эта шкала приобрела популярность во многих странах.
В Германии Штерн ввел понятие «коэффициент интеллек- та» (IQ). Это направление стало важнейшим каналом сближения психологии с практикой. Техника измерения интеллекта позво- ляла на основе данных психологии решать вопросы обучения, от- бора кадров, профпригодности и др.
Между теоретическими положениями, развиваемыми в рам- ках общей психологии, и основами психодиагностики прослежи- вается тесная внутренняя взаимосвязь. Представления о законо- мерностях развития и функционирования психики являются отправным пунктом при выборе психодиагностической методо- логии, конструировании психодиагностических методик, их ис- пользовании на практике.
История психодиагностики — это и история появления ос- новных психодиагностических методик, и развитие подходов к их созданию на основе эволюционирования взглядов о природе и функционировании психического.
В этой связи интересно проследить, как формировались неко- торые важные психодиагностические методы в рамках основных школ психологии.
Тестовые методы принято связывать с бихевиоризмом. Ме- тодологическая концепция бихевиоризма основывалась на том, что между организмом и средой существуют детермина- ционные отношения. Бихевиоризм ввел в психологию катего- рию поведения, понимая ее как совокупность доступных объ- ективному наблюдению реакций на стимулы. Поведение, согласно бихевиористской концепции, является единствен- ным объектом изучения психологии, а все внутренние психи- ческие процессы должны быть интерпретированы по объек- тивно наблюдаемым поведенческим реакциям. В соответствии с этим цель диагностики сводилась первоначально к фиксации поведения.
Особое направление в психологической диагностике связано с разработкой различных методов диагностики личности. С этой целью используются чаще всего не тесты, а особые методы, среди которых выделяются опросники и проективная техника. Теоре- тической основой этого метода можно считать интроспекцио-
низм. Метод опросников можно рассматривать в качестве разно- видности самонаблюдения.
Другим известным методом диагностики личности являются проективные техники. Их родоначальником традиционно счи- тается метод словесных ассоциаций, возникший на базе ассоцианис- тских теорий.
Большинство исследователей сегодня склонно рассматривать ассоциативный эксперимент в качестве приема для изучения ин- тересов и установок личности. Ассоциативный эксперимент сти- мулировал появление такой группы проективных методик, как
«Завершение предложений».
Кроме ассоцианизма, теоретические истоки проективных ме- тодов можно искать в психоанализе, ставящем во главу угла по- нятие бессознательного.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 337.