ЛЕКЦИЯ № 8. Эволюция школ и направлений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 


Необихевиоризм

Анализ путей развития основных психологических школ вы- являет общую для них тенденцию. Они изменялись в направле- нии обогащения своей категориальной основы теоретическими ориентациями других школ.

Формула бихевиоризма была четкой и однозначной: «стимул — реакция». Вопрос о тех процессах, которые происходят в организ- ме, и его психическом устройстве между стимулом и реакцией снимался с повестки дня.

Связка «стимул — реакция» служит, согласно радикальному бихевиоризму, незыблемой опорой психологии как точной науки Между тем в кругу бихевиористов появились выдающиеся

психологи, поставившие этот постулат под сомнение.

Первым из них был американец Эдвард Толмен (1886—1959), согласно которому формула поведения должна состоять не из двух, а из трех членов, и поэтому выглядеть следующим образом: стимул (независимая переменная) — промежуточные перемен- ные — зависимая переменная (реакция).

Среднее звено (промежуточные переменные) — не что иное, как не доступные прямому наблюдению психические моменты: ожидания, установки, знания.

Следуя бихевиористской традиции, Толмен ставил опыты над крысами, ищущими выход из лабиринта.

Главный же вывод из этих опытов свелся к тому, что, опи- раясь на строго контролируемое экспериментатором и объектив- но им наблюдаемое поведение животных, можно достоверно установить, что этим поведением управляют не те стимулы, кото- рые действуют на них в данный момент, а особые внутренние ре- гуляторы. Поведение предваряют своего рода ожидания, гипоте- зы, познавательные (когнитивные) «карты».


 

 

Эти карты животное само строит. Они и ориентируют его в лабиринте. Положение о том, что психические образы служат регулятором действия, было обосновано гештальт-теорией. Учтя ее уроки, Толмен разработал собственную теорию, названную когнитивным бихевиоризмом.

Другой вариант необихевиоризма принадлежал Кларку Хол- лу (1884—1952) и его школе.

Он ввел в формулу «стимул — реакция» другое среднее звено, а именно потребность организма (пищевую, сексуальную, пот- ребность во сне и др.).

В защиту ортодоксального бихевиоризма, отвергая любые внутренние факторы, выступил Бурхус Скиннер (1904—1990). Ус- ловный рефлекс он назвал оперантной реакцией.

По Павлову, новая реакция вырабатывалась в ответ на услов- ный сигнал при его подкреплении. Пo Скиннеру, организм сна- чала производит движение, затем получает (или не получает) подкрепление.

Скиннер составлял множество различных «планов подкреп- ления».

Техника выработки «оперантных реакций» была применена последователями Скиннера при обучении детей, их воспитании, при лечении невротиков.

Во время Второй мировой войны Скиннер работал над проек- том использования голубей для управления стрельбой по самоле- там. Он надеялся, основываясь на теории оперантных реакций, создать программу «изготовления» людей для нового общества.

Работы Скиннера обогатили знание об общих правилах вы- работки навыков, о роли подкрепления, динамике перехода от одних форм поведения к другим и т. п. Но вопросами, касаю- щимися научения у животных, интересы бихевиористов не ог- раничивались.

Открыть общие, выверенные точной объективной наукой за- коны построения любого поведения, в том числе у человека, — такова была сверхзадача всего бихевиористского движения. На- деясь придать психологии точность обобщений, не уступающую физике, бихевиористы полагали, что, опираясь на формулу «сти- мул — реакция», удастся вывести новую породу людей. Утопич- ность этого плана обнаруживается в концепциях типа скинне-


 

 

ровской. Даже применительно к животным Скиннер имел дело с «пустым организмом», от которого ничего не оставалось, кроме оперантных реакций. Ведь ни для деятельности нервной систе- мы, ни для психических функций в скиннеровской модели места не было. Снималась с повестки дня и проблема развития. Она подменялась описанием того, как из одних навыков возникают другие. Огромные пласты высших проявлений жизни, открытых и изученных многими школами, выпадали из предметной об- ласти психологии.

 

 



Дата: 2018-12-28, просмотров: 226.