Предмет, задачи и метод психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Н. Г. Чернышевский (1828—1889) был сподвижником Добро- любова. Одна из заслуг Чернышевского состоит в том, что он пер- вым в ряду великих материалистов России поставил специальный вопрос о предмете, задачах и методах научной психологии. Психо- логию он относил к числу точных областей знаний.

Исключительную роль в накоплении знаний и в переходе нравственных наук на точные методы исследования сыграло есте- ствознание. Обстоятельство, которое ставит психологию в число точных наук, связано с тем, что в области нравственных, как  и в области природных явлений, действуют определенные зако- номерности и необходимые причины. Отсюда вытекает и главная задача психологии, которая должна сводиться к выяснению при- чин и законов протекания психических процессов. Становление научной психологии Чернышевский связывал, с одной стороны, с правильным определением предмета психологии, с другой — с принятием и переходом психологии к точным естественнона- учным методам исследования.

Каковы же причины и те психические закономерности, кото- рые должны составить предмет психологии и которые являются частными случаями всеобщих законов природы? Это зависи- мость человеческой психики от внешнего мира, от физиологичес- ких процессов, протекающих в телесных органах. Другой законо- мерностью являются определенные взаимовлияния внутри самих психических процессов, вызванных внешними обстоятельства- ми. Возникновение всех психических явлений необходимо соп- ряжено с деятельностью телесных органов. Суть любой деятель- ности состоит в переработке внешнего предмета. Всякая деятельность предполагает наличие двух предметов, один из ко- торых действует, другой подвергается действию. В данном случае


 

 

суть психической деятельности состоит в переработке внешнего предмета. Содержанием ощущений и представлений являются предметы внешнего мира.

Чернышевский выступает с бичующей критикой субъектив- ных спекуляций, в которых ставится под сомнение адекватность отражения внешнего мира в ощущениях и представлениях. На основе ощущений развиваются мыслительные процессы.

Большую роль в понимании человеческой психики Черны- шевский отводил потребностям. С развитием потребностей он связывал генезис познавательных способностей (память, вообра- жение, мышление). Первичными потребностями являются орга- нические потребности, мера удовлетворения которых сказывает- ся на возникновении и уровне нравственно-эстетических потребностей.

Животные наделены лишь физическими потребностями, ими только определяется и направляется психическая жизнь живот- ного.

Чем выше развитие человека, тем больший вес занимают у не- го «частные стремления» каждого органа к самостоятельному развитию своих сил и наслаждению своей деятельностью.

Большим достижением Чернышевского в анализе психики человека является различение им темперамента и характера. Он указывал, что темперамент обусловлен наследственностью или природными факторами. Что касается характера, то он определяется главным образом условиями жизни, воспитани- ем и поступками самого человека. Поэтому сущность челове- ка, его характер и помыслы должны познаваться через его практические дела. Чернышевский более чем кто-либо из рус- ских материалистов подошел к пониманию социальной обус- ловленности психического развития. Антропологический принцип Чернышевского имел положительное значение в том смысле, что он подводил под психические явления естествен- нонаучное основание, утверждал материальную их обуслов- ленность.

Выведение психических явлений из природных начал и под- ведение под них физиологической основы служило верным ориентиром и указанием для перехода психологии к точным, экспериментальным методам исследования.


 



Дата: 2018-12-28, просмотров: 228.