Развитие экспериментальной психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Успехи психологии были обусловлены внедрением в нее экспери- мента. Это же относится к ее развитию в России. Научная молодежь стремилась освоить этот метод. Эксперимент требовал организации специальных лабораторий, Н. Н. Ланге организовал их в Новорос- сийском университете. В Московском университете лабораторную работу вел А. А. Токарский, в Юрьевском — В. В. Чиж, в Харьков- ском — П. И. Ковалевский, в Казанском — В. М. Бехтерев.

В 1893 г. Бехтерев из Казани переехал в Петербург, заняв ка- федру нервных и душевных болезней в Военно-медицинской академии. Восприняв сеченовские идеи и концепцию передовых русских философов о целостности человека как существа при- родного и духовного, он искал пути комплексного изучения дея- тельности человеческого мозга.

Пути достижения комплексности виделись ему в объедине- нии различных наук (морфологии, гистологии, патологии, эмб- риологии нервной системы, психофизиологии, психиатрии и др.). Он сам вел исследования во всех этих областях.

Будучи блестящим организатором, он возглавил многие кол- лективы, создал ряд журналов, где публиковались статьи также и по экспериментальной психологии.

В лаборатории психологии ведал врач по образованию А. Ф. Лазурский (1874—1917). Он разработал характерологию как учение об индивидуальных различиях.

Объясняя их, он выделил две сферы: эндопсихику как прирожден- ную основу личности и экзосферу, понимаемую как систему отноше- ний личности к окружающему миру. На этой базе он построил систему классификации личностей. Неудовлетворенность лабораторно-экспе- риментальными методами побудила его выступить с планом разработ- ки естественного эксперимента как метода, при котором преднамерен- ное вмешательство в поведение человека совмещается с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта.

Благодаря этому становится возможным изучать не отдельные функции, а личность в целом.

Главным же центром разработки проблем эксперименталь- ной психологии стал созданный в Москве Челпановым Институт экспериментальной психологии.


 

 

Было построено исследовательское и учебное заведение, рав- ного которому по условиям работы и оборудованию в то время в других странах не было.

Челпанов приложил немало усилий для обучения экспери- ментальным методам будущих научных работников в области психологии. Позитивной стороной деятельности института явля- лась высокая экспериментальная культура проводившихся под руководством Челпанова исследований.

При организации эксперимента Челпанов продолжал отстаи- вать как единственно допустимую в психологии такую разновид- ность эксперимента, которая имеет дело со свидетельствами наб- людений субъекта за своими собственными состояниями сознания.

Решающее отличие психологии от остальных наук усматри- валось в ее субъективном методе.

Важным отличием сложившегося в России учения являлось утверждение принципа активности поведения. Резко обострился интерес к вопросу о том, каким образом, не отступая от детерми- нистской трактовки человека, объяснить его способность зани- мать активную позицию в мире, а не только быть зависимым от внешних стимулов.

Зарождается представление о том, что избирательный характер реакций на внешнее воздействие, сосредоточенность на нем имеют основание не в имматериальной силе воли, а в особых свойствах центральной нервной системы, доступных, как и все другие ее свойства, объективному познанию и экспериментальному анализу.

К сходным представлениям об активной установке организма по отношению к окружающей среде пришли независимо друг от друга три выдающихся русских исследователя — Павлов, Бехте- рев и Ухтомский. Они занимались нейрофизиологией и исходи- ли из рефлекторной концепции, но обогатили ее важными идея- ми. В функциях нервной системы был выделен особый рефлекс. Бехтерев назвал его рефлексом сосредоточения. Павлов назвал его ориентировочным, установочным рефлексом.

Этот вновь выделенный вид рефлексов отличался от условных тем, что, будучи ответом на внешнее раздражение, в виде компле- ксной мышечной реакции организма, он обеспечивал сосредото- ченность организма на объекте и его лучшее восприятие.


 



Рефлексология

Принципиально новый подход к предмету психологии сло- жился под воздействием работ И. П. Павлова (1859—1936) и В. М. Бехтерева (1857—1927). Экспериментальная психология возникла из исследований органов чувств. Поэтому она и счита- ла в те времена своим предметом продукты деятельности этих ор- ганов — ощущения.

 

 

Павлов и Бехтерев обратились к высшим нервным центрам го- ловного мозга. Они утверждали взамен изолированного сознания новый предмет, а именно — целостное поведение. Поскольку те- перь вместо ощущения в качестве исходного понятия выступил рефлекс, это направление приобрело известность под названием рефлексологии.

 

Павлов обнародовал свою программу в 1903 г., назвав ее

«Экспериментальная психология и психопатология на живот- ных». Чтобы понять революционный смысл павловского учения о поведении, следует иметь в виду, что он называл его учением о высшей нервной деятельности. Речь шла не о замене одних слов другими, но о кардинальном преобразовании всей системы категорий, в которых объяснялась эта деятельность.

Если прежде под рефлексом имелась в виду жестко фиксиро- ванная, стереотипная реакция, то Павлов вводил в это понятие принцип условности. Отсюда и его главный термин — «условный рефлекс». Это означало, что организм приобретает и изменяет программу своих действий в зависимости от условий — внешних и внутренних.

Модельный опыт Павлова заключался в выработке реакции слюнной железы собаки на звук, свет и т. п. На этой гениально простой модели Павлов открыл законы высшей нервной деятель- ности. За каждым несложным опытом крылась густая сеть разра- ботанных павловской школой понятий (о сигнале, временной связи, подкреплении, торможении, дифференцировке, управле- нии и др.), позволяющая причинно объяснять, предсказывать и модифицировать поведение.


 

 

Идеи, сходные с павловскими, развивал в книге «Объектив- ная психология» (1907) Бехтерев, давший условным рефлексам другое название: сочетательные.

Между воззрениями двух ученых имелись различия, но оба стимулировали психологов на коренную перестройку представле- ний о предмете психологии.

 

 


Дата: 2018-12-28, просмотров: 202.