Компьютеры. Кибернетика и психология
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В середине XX в. появились особые машины — компьютеры, носители и преобразователи информации.

Научно-технический прогресс привел к изобретению инфор- мационных машин. Тогда и сложилась наука, которая стала рас- сматривать все формы сигнальной регуляции с единой точки зрения как средства связи и управления в любых системах — тех- нических, органических, психологических, социальных.

Она была названа кибернетикой. Ею разработаны специаль- ные методы, позволившие создать для компьютеров множест- во программ по восприятию, запоминанию и переработке ин- формации, а также обмену ею. Это привело к настоящей революции в общественном производстве как материальном, так и духовном.


 

 

Появление информационных машин, способных с огромной быстротой и точностью выполнять операции, считавшиеся уни- кальным преимуществом человеческого мозга, оказало существен- ное влияние и на психологию. Возникли дискуссии относительно того, не является ли работа компьютера подобием работы челове- ческого мозга, а тем самым и его умственной организации. Образ компьютера изменил научное видение этой активности. В резуль- тате произошли коренные изменения в американской психологии. Сокрушительный удар по нему нанесло возникшее в середине XX  в., под впечатлением компьютерной революции, новое на-

правление, названное когнитивной психологией.

Во главу угла когнитивная психология поставила изучение за- висимости поведения субъекта от внутренних, познавательных вопросов и структур, сквозь призму которых он воспринимает свое жизненное пространство и действует в нем. Рухнуло пред- ставление о том, что извне незримые познавательные процессы не доступны объективному, строго научному исследованию.

Разрабатываются различные теории организации и преобра- зования знания — от мгновенно воспринимаемых и сохраняемых чувственных образов до сложной многоуровневой семантической (смысловой) структуры человеческого сознания (Найссер).

 

 


Гуманистическая психология

Другое направление выступило под названием гуманистиче- ской психологии. Она возникла в середине XX в., когда общий об- лик американской психологии определялся всевластием двух направлений, бихевиоризма и психоанализа.

Будучи общепсихологическими, они внедрялись также и в раз- личные сферы практики, в особенности психотерапевтической. В среде психотерапевтов и раздались громкие голоса протеста против «двух сил», которым не без основания инкриминирова- лись дегуманизация человека, его трактовка либо как робота, ли- бо как невротика, бедное «я» которого разрывают различные комплексы — сексуальные, агрессивные, неполноценности и др. Ни то ни другое, как заявили инициаторы создания особой гума- нистической психологии, не позволяет раскрыть позитивное,


 

 

конструктивное начало целостной человеческой личности, ее не- истребимое стремление к творчеству и самостоятельному приня- тию решений, выбору своей судьбы. Гуманистическая психология, выступив против бихевиоризма и психоанализа, провозгласила се- бя «третьей силой».

В центр исследовательских интересов перемещались пробле- мы переживания человеком своего конкретного опыта, не сво- димого к общим рассудочным схемам и представлениям. Речь шла о восстановлении аутентичности личности, восстановлении соответствия ее экзистенции истинной природе личности. При этом предполагалось, что истинная природа открывается в пог- раничной ситуации, когда человек оказывается между бытием и небытием. Свобода выбора и открытость будущему — таковы признаки, на которые должны ориентироваться концепции лич- ности.

Только в этом случае они помогут человеку избавиться от чувства «заброшенности в мире» и обрести смысл своего бытия.

Гуманистическая психология отвергла конформизм как

«уравновешивание со средой», приспособление к существующе- му порядку вещей и детерминизм как уверенность в причинной обусловленности поведения внешними биологическими и со- циальными факторами.

Конформизму были противопоставлены самостоятельность и ответственность субъекта, детерминизму же — самодетермина- ция. Именно это отличает человека от остальных живых существ и является качеством, которое не приобретается, а заложено в его биологии.

Биологию человека отличает сопротивление равновесию, потребность поддержать неравновесное состояние, определен- ный уровень напряжения, чем устранить его посредством при- способительных реакций, как это следовало из версии о диктате гомеостаза.

Развитие «третьей силы» имело социальную подоплеку. Оно выражало протест против деформации человека в современной западной культуре, лишающей его своей «личностности», навя- зывающей представление о поведении, регулируемом либо бес- сознательными влечениями, либо хорошо слаженной работой

«социальной машины».


 

 

Применительно к практике психотерапии было сформулиро- вано новое кредо — пациента следует трактовать способным са- мостоятельно вырабатывать свои ценностные ориентации и реа- лизовывать им самим сконструированный жизненный план.

Главная установка психотерапии, согласно одному из лиде- ров гуманистической психологии, американскому психологу К. Роджерсу (1902—1990), должна быть сосредоточена не на от- дельных симптомах пациента, а на нем как уникальной персо- не. «Терапия, центрированная на клиенте» (1951) — так назы- валась книга Роджерса, где утверждалось, что психотерапевт должен общаться с обратившимся к нему человеком не как с пациентом, а как с клиентом, пришедшим за советом, причем психолог призван сосредоточиться не на проблеме, беспокоя- щей клиента, а на нем самом как личности.

Главная задача — не решение отдельной проблемы, которой он озабочен, а преобразование его личности благодаря тому, что он перестраивает свой феноменальный мир в систему пот- ребностей, среди которых важнейшей является потребность в самоактуализации.

К движению, названному гуманистической психологией, принято относить и ряд других концепций, в частности концеп- ции А. Маслоу (1908—1970) и В. Франкла. Маслоу разработал це- лостно-динамическую теорию мотивации.

В своей книге «Мотивация и личность» (1954) он утверждал, что в каждом человеке заложена в виде особого инстинкта по- требность в самоактуализации, высшим выражением которой служит особое переживание, подобное мистическому откровению, экстазу.

Не от сексуальных травм, а от подавления этой витальной потребности возникают неврозы, душевные расстройства. Соот- ветственно, и превращение ущербной личности в полноценную должно рассматриваться с точки зрения восстановления и разви- тия высших форм мотивации, заложенных в природе человека.

В Европе к сторонникам гуманистической психологии, но в особом, отличном от американского, варианте близок Франкл, назвавший свою концепцию логотерапией.

В отличие от Маслоу Франкл считает, что человек обладает свободой по отношению к своим потребностям и способен «вый- ти за пределы самого себя» в поисках смысла.


 

 

Не принцип удовольствия (Фрейд) и не воля к власти (Ад- лер), а воля к смыслу — таково истинно человеческое начало поведения.

При утрате смысла возникают различные формы неврозов.

Действительность такова, что человек вынужден не столько достигать равновесия со средой, сколько постоянно отвечать на вызов жизни, противостоять ее тяготам.

Это создает напряженность, с которой он может справиться благодаря свободе воли, позволяющей придать смысл самым без- выходным и критическим ситуациям.

Свобода — это способность изменить смысл ситуации даже тогда, когда «дальше некуда».

В отличие от других адептов гуманистической психологии Франкл трактовал самоактуализацию не как самоцель, а как средство осуществления смысла.

Это не самоактуализация, а самотрансценденция, благодаря чему, найдя смысл жизни в подвиге, страдании, любви, совершая реальные деяния, сопряженные с открытыми ей ценностями, личность развивается.

Поэтому и рекомендованную Роджерсом, Маслоу и другими психологами установку на самовыражение личностью своих аутентичных ее внутренней природе мотиваций (будь то независимость от других людей либо в интенсивном общении друг с другом) Франкл считал недостаточной для человека, чтобы понять, зачем жить.

Быть человеком — значит быть направленным на нечто иное, чем он сам, быть открытым миру смыслов (Логосу).

Это не самоактуализация, а самотрансценденция (от лат.

«трансцендеыс» — «выходящий за пределы»), благодаря чему, найдя смысл жизни в подвиге, страдании, любви, совершая реальные деяния, сопряженные с открытыми ей ценностями, личность развивается.

Франкл разработал специальную технику психотерапии (иногда ее относят к третьей — после Фрейда и Адлера — венской школе психоанализа), ориентированную на избавление личности от негативных состояний (тревоги, вины, гнева и т. п.), возникающих при столкновении с психологически трудной для личности и даже ощущаемой ею в качестве непреодолимой преграды.


 

 

Если личность в подобных случаях утрачивает волю к смыслу, у нее возникает состояние «экзистенциального вакуума» (термин

«экзистенция» означает «существование») в виде чувства точки, апатии, опустошенности.

Франкл разработал специальную технику психотерапии, ориен- тированную на избавление личности от негативных состояний (тре- воги, вины, гнева и т.п.), возникающих при столкновении с психо- логически трудной для личности и даже ощущаемой ею в качестве непреодолимой преграды.

Различные ветви гуманистической психологии развились с целью преодолеть ограниченность теорий, оставивших без вни- мания своеобразие психического строя человека как целостной личности, способной к самосозиданию, реализации своего уни- кального потенциала.


 

 






Дата: 2018-12-28, просмотров: 228.